Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
С мечом в руках Далее
«Легендарный» матч Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Строители создавали историю Норильска
ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
14 мая 2013 года, 21:54
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Елена ПОПОВА
Работа будет всегда
 
Сегодня управление строительства Заполярной строительной компании отмечает 75-летний юбилей. Это значимое событие не только для одного отдельно взятого предприятия, но и для всех норильчан. Строители закладывали на неосвоенном и суровом Севере рудники, металлургические заводы, обогатительные фабрики, жилые микрорайоны. И сегодня управление строительства продолжает эти традиции, рассказывает “Заполярному вестнику” генеральный директор ЗСК Константин НАЛИВКО.
– Константин Николаевич, то, что создали в экстремальных условиях Крайнего Севера норильские строители в прошлом веке, сегодня многие называют подвигом. Вы согласны с этим утверждением?
– Подвиг, с моей точки зрения, существует везде. Он есть в каждой профессии. Подвиг совершают и металлурги, и горняки, и обогатители… Не только строители. По сути, все они работают в экстремальных условиях Крайнего Севера. Но, без сомнения, созданная здесь в свое время промышленная и жилая инфраструктура поражает воображение. Комфортабельный город на свайных фундаментах появился в первую очередь благодаря самоотверженному труду строителей. История Норильска создавалась строителями. И мы испытываем вполне понятную гордость за нашу профессию. Несколько лет назад приехав в Норильск, я был потрясен, сколько здесь было всего построено. Я восхищаюсь теми людьми, которые возводили Норильск. Тем более при тех еще, старых технологиях. Мое поколение сегодня в состоянии оценить то, что было сделано нашими предшественниками. И мы продолжаем заложенные в прошлом веке традиции.
– Когда-то численность управления строительства насчитывала около 18 тысяч человек, а сегодня…
– …сегодня это второе по величине структурное подразделение Заполярной строительной компании после треста “Норильскшахтстрой”, которое выполняет 40 процентов от всего объема работ. Задач нам и сегодня хватает. Управление строительства охватывает весь цикл производственной цепочки, касающийся поверхностных работ. В его состав входят четыре специализированных строительно-монтажных управления (“Энергопромстрой”, “Никельмедьстрой”, “Спецэлектромонтаж”, “Норильскэнергомонтажизоляция”) и два вспомогательных: цех механизации и участок энергообеспечения производства. А кроме того (я бы, наверное, не стал отделять), в составе ЗСК есть еще центральная строительная лаборатория, которая также в большей степени связана с поверхностным строительством. Специалисты управления  трудятся на объектах минерально-сырьевого комплекса, обогащения, металлургии. В их ведении находится гидротранспорт, который связывает хвостохранилища и заводы; металлургические заводы – никелевый, медный, “Надежда”. Все, что строится по инвестициям в области капитального строительства, осуществляется в основном силами управления строительства. И если в тресте “Норильскшахтстрой” упор сделан на подземные специальности, то в управлении строительства сосредоточен практически весь перечень строительных профессий.
 
Задачи масштабные
– В Норильске многие отрасли сегодня испытывают кадровые проблемы. Стоит ли говорить о строительной, которая в 90-е годы подверглась тотальному сокращению… Как удается решать вопрос подбора персонала?

– Вы уже, наверное, заметили, что в последние два года в строительной отрасли Норильска случился подъем. Впервые за много лет началось строительство социально значимых для города объектов. И мы наращиваем свои силы.
Коллектив в последнее время обновился во всех структурных подразделениях – как минимум на 30 процентов. Квалифицированный персонал привлекается в том числе и с материка. Кадровый вопрос постепенно решается. И это очень важно, потому что работать в нашей области непросто. Строители работают на открытом воздухе. В любую погоду. В цехах условия не менее сложные. В основном инвестиционные проекты компании связаны с модернизацией производства, реконструкцией действующего предприятия, поэтому у нас редко бывают объекты, которые находятся вне зоны действия производственных мощностей. Но, несмотря ни на что, собственными силами управления строительства и треста “Норильскшахтстрой” в прошлом году план был не только выполнен, но даже перевыполнен. По генподряду, к сожалению, немного другая ситуация – внешние подрядчики иногда подводят.
– Можете перечислить хотя бы часть того, что было сделано управлением строительства в прошлом году?
– В 2012 году введен в эксплуатацию ряд объектов. В числе социально значимых – стадион “Заполярник”. Еще один очень серьезный объект в части капитального строительства – обеднительная  печь №4 на “Надежде”, в то время как годом ранее на заводе была введена в действие обеднительная  печь №2.
Также в прошлом году на Талнахской обогатительной фабрике мы начали заниматься большим проектом – отсыпкой хвостохранилища, демонтажем оборудования, а сегодня занимаемся общестроительными работами – возведением фундамента под будущее расширение ТОФ. Также в прошлом году велось строительство на Норильской обогатительной фабрике. Управление строительства занималось ремонтами  пульпопроводов. Сдан ряд серьезных объектов на медном заводе, в частности МЗ-ГС. Проект по обеспечению газом медного завода включал в себя строительство трубопровода диаметром 530 миллиметров и протяженностью почти восемь километров по сложному рельефу. Кроме того, это строительство инфраструктуры.
– Чем сегодня занимаются строители?
– Управление строительства имеет программу капстроительства и капремонтов, которая сегодня претерпела изменения. И это вполне закономерно – компания ищет оптимальный вариант выполнения той стратегической программы, которая была в свое время утверждена. Цены на металл меняются. Поэтому некоторые инвестиционные проекты сегодня скорректированы с учетом объективных факторов. У нас есть четкое понимание того, что должно быть сделано в первую очередь, а что во вторую и так далее. К примеру, управление строительства сейчас плотно занимается строительными объектами на Талнахской обогатительной фабрике, что составляет почти 20 процентов от всех работ, производимых УС. Ведутся работы на медном заводе по расширению кислородной станции, на “Надежде” – по возведению хвостохранилища. В нашем ведении  два детских сада, которые мы вместе с субподрядчиками должны сдать к июлю текущего года. Если говорить о реконструкции Дворца культуры, то там мы выполняем только часть работ собственными силами. Есть еще ряд объектов капитального ремонта – около 50 процентов от всего объема, где управление строительства выполняет работы. Перечислять их очень долго.
 
На общий результат
– Вы упомянули, что, к сожалению, подрядчики иногда подводят. Это единственная причина переноса сроков?

– Существует определенная проблема с проектно-сметной документацией (хотя она в меньшей степени влияет на срывы сроков). Меняется законодательство, появляются нововведения в части охраны труда и промышленной безопасности, а также пожарной безопасности. И если проекты разрабатывались несколько лет тому назад, приходится их корректировать. Соответственно, нам приходится доукомплектовываться. Опять же, раньше объекты можно было сдавать пусковыми комплексами, то есть реально некоторые виды работ можно было выполнить уже после того, как подписывался акт ввода здания в эксплуатацию (к примеру, благоустройство прилегающей территории). Сегодня это невозможно. Хотя все понимают: с учетом наших климатических условий асфальт качественно можно положить только в теплое время года. Или выполнить наружные отделочные работы согласно технологии… Сегодняшнее законодательство нам таких поблажек не дает. Поэтому непопадание в сезон также приводит к сдвигу сроков. Однако система гибкая, заказчик и генеральный подрядчик работают на общий результат, все эти сложности понимают. Нам не ставят нереальных задач. С пониманием относятся к проблемам и помогают их решать.
– Вопрос финансирования ни при чем?
– Абсолютно. Финансирование осуществляется своевременно и в полном объеме. Компания строго за этим следит. Вопросов по финансированию нет ни по одному из объектов.
– Тем не менее подрядчики, к примеру на строительстве детских садов, очень часто ссылаются на то, что отставание происходит именно по причине поздней доставки материалов.
– Детские сады – это целевая задача компании. Сроки в данном случае были нарушены по причине того, что позже, чем мы ожидали, пришел проект. Соответственно, у нас пошла сдвижка по закупу материалов. И к некоторым работам строители приступили позже, чем планировалось. Но мы стараемся сроки отставания максимально сократить, чтобы к июлю детские сады были сданы.
 
Норильск вам не Африка
– Вы в свое время работали за границей – в Ираке, Африке… Как вам кажется, здесь, на Севере, строителям сложнее?

– Конечно, сложнее. Откровенно скажу: в Африке таких серьезных объектов очень мало. Я работал и за границей, работал в Белоруссии – занимался объектами энергетики. Но здесь, в Норильске, меня поразило: огромный объем самых разных видов работ оказался сосредоточен в одной компании. Строительство в Норильске требует больших трудозатрат. Все объекты, где мы работаем, находятся на действующем производстве с непрерывным циклом. Предприятия должны выполнять план вне зависимости от того, что идет рядом – капремонт или капитальное строительство. Фактически на всех переделах производственной цепочки ЗСК принимает участие. Реально мы выполняем 74 процента от всего заказа по капитальному строительству и 12 процентов всех капитальных ремонтов на предприятиях Заполярного филиала.
– Масштабные работы требуют большой самоотдачи. Вам лично никогда не приходилось жалеть о выборе профессии?
– У меня отец строитель, старшая сестра. Мало того, у меня и сын младший пошел учиться на инженера-строителя. Можно сказать – династия. Хотя я в свое время колебался, куда поступать. И даже когда учился в строительном техникуме на первом-втором курсах, не осознавал толком свою причастность к этой профессии. А сегодня я счастлив оттого, что прожил созидательную жизнь. Что сделал правильный выбор. Строители востребованы во всем мире. Особенно если это квалифицированные специалисты. И мне приятно осознавать, что именно такие люди работают в нашем коллективе. Целевые задачи, которые ставит перед нами руководство компании, управление строительства и НШСТ выполняют. И это самое важное.
У Норильска огромные перспективы, город будет развиваться. И для нас, строителей, работа будет всегда.
Константин Наливко: “Задачи, которые перед нами ставят, должны быть выполнены в срок”
Норильск был по-настоящему всесоюзной стройкой
Работы у строителей меньше не стало
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск