Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
В четвертом поколении Далее
С мечом в руках Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Улицы родом из детства
НОРИЛЬСК ВСПОМИНАЕТ
12 июля 2018 года, 18:44
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Татьяна РЫЧКОВА
Детство и юность Натальи НОВИКОВОЙ тесно связаны со Старым городом. Здесь она жила в раннем детстве, в 1950-е, потом ездила на работу и помнит то, чего давно уже нет. Вместе с нашей героиней мы путешествуем по волнам ее памяти и по сегодняшним улицам Старого города.
Эти домики меня манили
В одном из трех маленьких коттеджей на улице Октябрьской с 1948-го по 1960 год размещался Музей Норильска. Тогда он назывался Музеем Норильского комбината МВД СССР.
Экспозицию готовили заключенные-ученые, которых в Норильлаге было предостаточно. Маленькая Наташа и ее полуторагодовалый брат в том музее побывали вместе с родителями, о чем свидетельствует фото из семейного архива: мама, в платье из синего крепдешина с вышивкой ришелье на плечах, и папа, в костюме, стоят рядом с чучелом оленя, в дверном проеме – фигурки двух малышей.
– Эти домики всегда меня манили, загадка такая от них шла, – рассказывает Наталья. – Огорожены были. Говорили, что в них начальники отдыхают.
Сейчас коттедж остался один. “ЗВ” вместе с Натальей заглянул в этот аккуратно отремонтированный домик и узнал, что сейчас в нем размещается организация “Нординвэс” – подрядчики комбината.
Конечно, наша героиня помнит и находившуюся неподалеку первую скульптуру девушки-геолога, которую изваял в начале 1940-х заключенный Норильлага Моисей Зайцев. Первая была худенькая, сравнивает Новикова, новая, восстановленная в 2010 году, пополнела. Наташе очень нравилась лодочная станция за памятником, мечтала покататься на лодке. Сюда приезжали фотографироваться молодожены, а многочисленные купальщики возвращались домой с озера Долгого с израненными ногами. Дно водоема было усеяно осколками бутылок, и ступать по нему рекомендовалось только в босоножках на твердой подошве.
Здесь учился отец
О чем может напомнить сегодняшней Наталье первое, сейчас нежилое здание Норильского горно-металлургического техникума на Октябрьской, 34?
Здесь начинал учиться отчим, заменивший ей отца, Гавриил Мефодьевич Спиридонов, выбравший профессию геолога. Здание с облупившейся штукатуркой историческое. Из стен техникума вышли почетные граждане Норильска, люди известные и уважаемые: Борис Колесников, Владимир Волков, Леонид Данилов – директор, начальник НТУ и главный механик Норильского комбината. Здесь читали лекции по геологии и минералогии репрессированные светила отечественной науки Николай Урванцев и Михаил Федоровский.
Диплом Гавриилу Спиридонову вручили в 1954-м уже в новом здании на Южной линии. Сегодня это улица 50 лет Октября, где находится Норильский государственный индустриальный институт. Техникум переехал сюда в 1952-м. Учащиеся в форменной одежде поднимались наверх по мраморным лестницам, устланным ковровыми дорожками, закрепленными по краям золочеными набалдашниками. Наталья работала в новом здании лаборантом. Кстати, неплохо стреляла (гены охотников-долган) за институт на соревнованиях и с азартом играла в шахматы (научил Гавриил Мефодьевич).
В 1960-е геолог Спиридонов окончил известную студию изобразительного искусства во Дворце культуры, организованную маститым художником Николаем Лоем. Дипломная работа выпускника “Встреча в тундре” долгое время висела в клубе поселка Медвежий Ручей.
Настоящий московский пломбир
В Дом физкультуры в Старом городе устроилась мыть полы мама Наташи, когда убежала из станка Курья, что на реке Пясине, от своего первого мужа, которого, как и многих долган, сгубило огненное зелье, завезенное на Таймыр русскими купцами. В состоянии эйфории муж любил пострелять из ружья, гоняясь по поселку за красавицей-женой и детьми. Новый, норильский муж Елизаветы, Гавриил Спиридонов, тоже долганин, таким недугом не страдал.
Когда физкультурники отправлялись по домам, мама наводила чистоту, а ребятишки, в том числе дети сестры, носились по освободившимся площадям.
– За большим спортзалом находился целый поселок под названием Шанхай, – вспоминает Наталья. – Там жили корейцы и китайцы, освободившиеся из Норильлага. За китайца, которого все называли дядей Ваней, вышла замуж мамина младшая сестра, тетя Шура. Ее вторым мужем тоже был китаец.
Рядом с Домом физкультуры располагался первый норильский стадион “Труд”. На его месте выросли цеха механического завода. А Наталья помнит, как собирались на стадион на праздники ее родители.
– Так хорошо было: у женщин носочки беленькие, цветастые платья, мужчины выправят из пиджаков свои белые воротнички – все красивые, нарядные. Это сейчас – в чем на работу, в том и в театр.
Здесь, на стадионе, продавали настоящий московский пломбир.
А найди-ка нам кувалдометр
ДИТР – Дом инженерно-технических работников, считавшийся в 1940-е самым красивым зданием Норильска, уцелел. Наталья посещала его уже после того, как окончила школу.
В 19 лет она устроилась на работу в инструментальный цех никелевого завода. Молодые парни, которым хотелось увидеть не только хорошенькое личико в окошке, но и всю красоту его обладательницы, задавали новенькой барышне сложные задачи. Просили, например, достать с высокой полки кувалдометр. И радостно глазели, как Наталья взбирается по лестнице за несуществующим в природе предметом.
На никелевом нашей героине поручили общественную работу в комсомольской организации. Исполняя задания, она и отправлялась на мероприятия в ДИТР, правда, к середине 1970-х значительно изменившийся как снаружи, так и внутри. Сейчас здесь находится проектно-конструкторский центр “Норильскпроекта”.
Кинотеатра “Луч”, в который Гавриил Спиридонов водил детей, давно нет. Находился он за ДИТРом. Дорогу преграждала река, метров восемь шириной, как запомнилось маленькой Наташе. Имелся и мост через реку, и деревенька поблизости. Там тявкало, крякало, мяукало и ругалось, вспоминает наша проводница по Старому городу, женщины сушили на веревках белье.
Однажды, стоя на мосту, Наташа увидела плывущую по реке куклу: глаза, нос, рот – все на месте. И тут же со страшным криком с берега сорвалась женщина, оказавшись по грудь в воде, и схватила “куклу” – это был запеленатый грудной ребенок.
И “Луч”, и случай с “куклой” живут теперь в памяти Натальи Новиковой.
Секретный поселок
Гавриил Спиридонов трудился участковым геологом на руднике 3/6 – “Медвежий ручей”. Почему 3/6? На территории Норильского лагеря все рудники и заводы обозначались секретно – цифрами. Коренного жителя Таймыра, ударника коммунистического труда, Гавриила Мефодьевича не обходили вниманием пресса и телевидение. Жил ударник вместе с семьей поначалу в густонаселенном бараке в одноименном с рудником поселке. Родители уходили на работу, дети оставались одни и проводили досуг экстремально.
Наталья вспоминает, как они, малыши, ложились на дороге под горкой и поджидали самосвалы, груженные платиновой рудой. Заслышав шум моторов, мелюзга бросалась врассыпную перед носом у ошарашенных и грозящих кулаком водителей.
– А однажды я гналась по дороге за молнией. Влюбилась в нее, думала, поймаю, – приводит еще один пример полного несоблюдения ею в четыре года правил ТБ наш гид по своему Старому городу.
Родители не догадывались об ужасных приключениях детей. Правда, отчим-геолог строго-настрого наказал маленькой Наташе не ходить на гору Медвежью. Напугал: “Там водятся медведи”. И она не ходила, хотя бархатные горы манили.
Еще девочка любила прыгать до потолка на сетке металлической кровати. Из еды ей запомнились кусочки черного хлеба с тонкими ломтиками сала сверху.
Интерес к экстриму не пропал и у 17-летней Натальи. Однажды вместе с одноклассницей они постучались в двери старого морга. Доктор, от которого пахло колбасой и спиртом, охотно согласился провести для них экскурсию по “анатомическому театру”. Выдержали.
На месте бывшего поселка, за зданием НПОПАТ, мы увидели экскаваторы, роющие яму. Когда-то в этих местах были зеленые лужайки, на которых грелись на солнышке пациенты в полосатых пижамах из расположенной неподалеку больницы.
По ним звонит колокол
К мемориальному комплексу “Норильская Голгофа” семейство Натальи тоже имеет отношение. На этом старом кладбище похоронена бабушка нашей героини Домна Васильевна. Она приехала в Норильск с маленькими дочерями Шурой и Анной, чтобы найти следы своего второго, репрессированного мужа – Филимона Лаптукова. Он был арестован вскоре после Таймырского восстания зажиточных оленеводов, которых объявили кулаками и лишили оленей, обрекая большие семьи на голодную смерть. Восстание было подавлено, советская власть постфактум признала перегибы со своей стороны, но большинство бунтовщиков спустя некоторое время отправили в лагеря на большие сроки или расстреляли.
Домна сняла внаем барак у какого-то татарина и отправилась в местные органы НКВД, где ей посоветовали помалкивать и прекратить поиски. Вскоре женщина заболела пневмонией и умерла, так и не узнав о судьбе мужа. А ведь у них было 19 детей. У каждого – от первых браков, потом завели общих. Похоронили Домну под Шмидтихой, а тема репрессий в семье долгие годы была под запретом.
Наталья, отправляясь на “Норильскую Голгофу”, с полным правом касается веревки колокола звонницы. Он звонит и по ее родным.
Платье из синего крепдешина
Память о первых годах Норильска-города хранят семейные реликвии: Натальина пластмассовая октябрятская звездочка с кудрявым Лениным, любимые советскими женщинами духи “Красная Москва”, коробка от монпансье, привезенная в Норильск отчимом. Конфеты были выпущены в 1957 году к Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве. Мамино платье из синего крепдешина с вышивкой ришелье на плечах тоже живо. Есть и другие интересные предметы. Например, свидетельство об окончании мамой курсов помощницы ветфельдшера в 1944 году. Оценки “отлично” там стоят за знания и Сталинской конституции, и книги товарища Сталина.
Эпохальное мамино зимнее пальто из темно-синего бостона с воротником из чернобурки можно увидеть только на фотоснимке. Он был сделан в те времена, когда Елизавета Филимоновна работала парикмахером в “Ромашке”. А резиновые боты на каблучках, с кнопкой сбоку и меховой оторочкой (их обували прямо в туфлях) сохранились только в памяти Натальи. Так же как многие достопримечательности Старого города, канувшие в Лету.
Сейчас наша героиня работает вахтером в Норильском колледже искусств. Тоже в очень интересном историческом здании. В свободное время она не прочь погулять по местам своего детства. Мечтает побывать на берегу реки Пясины, где когда-то стоял ее родной поселок-станок Курья. Любит покопаться в истории своего рода. Случаются интересные находки: прадедушка шаман или прапрадедушка казак. В школе краеведа Станислава и Ларисы Стрючковых Наталья узнала, что дед по маминой линии был одним из проводников Урванцева. И еще много интересного открыла про своих родных. Семейные и городские легенды, уходящие вглубь столетий, делают ярче день сегодняшний.
Фото из семейного архива: мама, в платье из синего крепдешина с вышивкой ришелье на плечах, и папа, в костюме, стоят рядом с чуче- лом оленя, в дверном проеме – маленькая Наташа с братом
К мемориальному комплексу “Норильская Голгофа” семейство На- тальи тоже имеет отношение. На этом старом кладбище похоронена ее бабушка Домна Васильевна
Наша героиня помнит и первую скульптуру девушки-геолога, ко- торую изваял в начале 1940-х заключенный Норильлага Моисей За- йцев. Первая была худенькая, сравнивает Новикова, новая, восстанов- ленная в 2010 году, пополнела
0

Читайте также в этом номере:

Рождение металла (Татьяна РЫЧКОВА)
Ремонтники всем важны (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Медицина на высоте (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Надежная страховка (Татьяна РЫЧКОВА)
Парад времен (Лариса ФЕДИШИНА)
Бежали, чтобы помочь (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Люди с крыльями (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
История и территория (Валентина ВАЧАЕВА)
Такие люди: стойкие и сильные (Валентина ВАЧАЕВА)
НАписатели нашей истории (Валентина ВАЧАЕВА)
Вам возвращая ваш портрет (Валентина ВАЧАЕВА)
Дети из будущего (Татьяна РЫЧКОВА)
Своя игра для города (Валентина ВАЧАЕВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск