Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
В четвертом поколении Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Бурильщики “Октября”
СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ
19 апреля 2011 года, 12:34
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Сергей МОГЛОВЕЦ
Движение в транспортных выработках рудника “Октябрьский” однополосное – двум огромным шахтным машинам не разъехаться под сводами подземных тоннелей. Но по интенсивности в разгар рабочего дня оно не уступит движению на городской улице. На перекрестках подземных лабиринтов тормозим, пропуская то погрузочно-доставочную машину, то приземистый грузовик с взрывчаткой, иногда пропускают нас.
“Впору регулировщика ставить под землей”, – шутит фотокорреспондент, когда мы останавливаемся на очередном перекрестке. Сзади нас светит фарами “пэдээмка”, следующая в попутном направлении. Прямо по курсу движется навстречу – самоходная буровая установка и тоже останавливается у перекрестка. А из выработки, уходящей налево, куда нам и надо повернуть, появляется подземный автобус с горняками. Водители, не выходя из машин, как-то объясняются между собой. Буровая сдает назад, а встреченный автобус поворачивает в сторону буровой. Мы беспрепятственно едем в нужном направлении. Подземные машины на перекрестке выполняют еще пару-тройку перестроений и благополучно разъезжаются. На глубине 700 метров идет интенсивная жизнь. Люди заняты повседневной работой. В три смены, без выходных.
 
Подземные лабиринты
В сопровождении заместителя главного инженера “Октября” по буровзрывным работам Александра Копанева и начальника бурового участка Романа Жмуркина корреспонденты “ЗВ” знакомятся с работой бурильщиков. Путь на подземные горизонты стал уже привычным для журналистов. Спуск в шахтерской клети на “восьмисотый” горизонт – отметку минус 800 метров. Марш-бросок скорым шагом по бетонному перрону вдоль рельсовых путей до подземной электрички. Поездка в тесном пассажирском вагончике, за наглухо закрытыми створками металлических дверок. Еще один пеший марш-бросок, теперь уже до стоянки подземного автобуса. А потом петляние по подземным серпантинам в пассажирском отсеке шахтного автобуса. Как находят правильную дорогу водители подземного транспорта в лабиринте горных выработок, для людей, привыкших ездить на поверхности, остается загадкой. Имеющие определенный опыт подземных путешествий журналисты интересуются у горняков, вверх или вниз лежит наш маршрут. Вопрос не праздный. Если дорога пойдет в гору, лучше усесться лицом по ходу движения. Если под уклон, сидеть необходимо спиной вперед. Тряска при движении ощутимая, и, как ни держись за металлический поручень над головой, тебя неизбежно будет стягивать с сидений в сторону уклона. И хорошо бы в этой ситуации, чтобы тебя упирало в спинку сиденья.
 
Ремонт по расписанию
По дороге заезжаем на подземный ремонтный завод. Здесь ежедневно ремонтируют и обслуживают самоходную подземную технику. Впрочем, и несамоходную починят, если доставить ее в здешние мастерские. Имеется тут и токарный станок, и сварочное оборудование, и набор разнообразного инструмента. Здесь же расположен сервисный центр шведского концерна Atlas Copco. Ремонт сложной техники производится на самом высоком уровне. Сменный механик ремзавода Евгений Тенькаев занят обслуживанием буровой установки Boomer. Толстый – в руку толщиной – электрический кабель наматывается на барабан буровой машины. В руднике происходит перевод техники, работавшей под напряжением 380 вольт, на 660.
Еще одну буровую установку обслуживает дежурный слесарь сервисного центра Atlas Copco Андрей Алипьев, перепачканный в мазуте по локоть.
– Работа ответственная, – рассказывает он, – все сервисные действия подробно расписаны. Важно все выполнять точно по технологиям. Машины очень надежные, но требующие деликатного обращения. Если все делать своевременно, ломаться не будут.
 
Элита бурового участка
Подъезжаем на участок, где работает буровая установка Atlas Copco Simba. Она предназначена для проходки длинных скважин с малым или средним отклонением от вертикали.
– Это одна из новейших буровых машин, предназначенных для веерного бурения, – рассказывает бригадир бурильщиков Алексей Калюжный.
А бурильщик Сергей Декалов, управляющий сложной машиной, добавляет:
– Вы обязательно напишите, что буровой участок – это элита рудника! А веерное бурение – это элита бурового участка.
Своей работой горняки гордятся.
Машина Simba действительно уникальная. Буровой станок монтируется на специальной подвижной стреле, что предопределяет универсальность использования установки. К буровой головке крепится карусельный магазин, что повышает безопасность работы оператора и позволяет сделать процесс бурения полностью механизированным. Карусельная система наращивания буровой штанги позволяет проходить шпуры глубиной более 40 метров. Управление буровой установкой компьютерное. Сергей Декалов показывает план бурения: специальную схему, на которой маркшейдеры обозначили точную глубину – до сантиметра – и точный угол – до сотой доли градуса – пятнадцати скважин, которые предстоит пробурить с этой точки. То, что указано на бумаге, уже внесено в бортовой компьютер. Бурильщику необходимо надежно установить подвижную стрелу, определить точку привязки схемы к горной выработке и начать бурение.
 
Бурильщик Калюжный
Бригадир бурильщиков Алексей Калюжный начинал работать еще на ручных перфораторах с длиной буровой штанги 1,8 метра. Он как никто понимает какой скачок сделала техника.
– Скажу больше того, – рассказывает Алексей. – До Норильска я работал в Донбассе в угольной лаве. Условия труда и технологии, применяемые в угольных шахтах и в норильских рудниках, – это небо и земля.
У Алексея Калюжного и отец, и дед были шахтерами. Сам отработал на руднике “Октябрьский” 28 лет. Сейчас его старший сын, Сергей, работает в шахтопроходческом управлении №1, а младший, Виталий, оканчивает четвертый курс Норильского индустриального института. Проходил на “Октябрьском” производственную практику и уже заключил контракт на трудоустройство на рудник по окончании института. В 2009 году Алексей Калюжный победил в конкурсе “Лучший наставник –  бурильщик шпуров”, в котором принимали участие представители всех рудников Норильского промрайона. В прошлом году в конкурсе участвовать уже не стал – дал дорогу молодым.  
– Я на всех типах буровых машин могу работать, – говорит Калюжный. – Даже на такой старенькой технике, которая у кого другого ломаться будет. Потому что любую машину надо очень хорошо знать и чувствовать. Если без понимания к делу подходить, и новую, самую современную машину загубить можно.
Сейчас главное направление работы Алексея Калюжного – это совершенствование методов веерного бурения при создании камер с увеличенными параметрами выемочного пространства. Подобная технология применяется только на руднике “Октябрьский”. О том, что это такое, “ЗВ” подробно расскажет в ближайших номерах.
Сменный механик Евгений Тенькаев (на переднем плане) обслуживает Boomer
Сергей Декалов бурит по компьютерной схеме
Андрей Алипьев из сервисного центра Atlas Copco
У Алексея Калюжного и отец, и дед трудились в шахте
Бурильщики и взрывники обеспечивают работой машинистов ПДМ
0

Читайте также в этом номере:

Оберег для города (Татьяна РЫЧКОВА)
Приглашаются профессионалы (Валентина ВАЧАЕВА)
Все, что любил (Лариса ФЕДИШИНА)
Своя монета (Лариса ФЕДИШИНА)
Весеннее обострение (Лариса ФЕДИШИНА)
Игра удалась (Ален БУРНАШЕВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск