Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
Экстрим по душе Далее
Гуд кёрлинг! Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Чего изволите?
СВОБОДНАЯ ТЕРРИТОРИЯ
3 августа 2012 года, 16:44
Фото: Михаил ЛАРИЧЕВ
Текст: Татьяна ШАЙБУЛАТОВА
Вместо предисловия. Посетитель ресторана все более и более накалялся, ожидая уже больше получаса, когда ему принесут заказанное блюдо.  Наконец появляется официант:   – Еще минутку или две, сэр, и я подам вам вашу рыбу.  – А не смогли бы вы мне сказать, на что вы ее ловите? – ехидно спрашивает посетитель. – Может быть, я смогу порекомендовать более подходящую наживку?
Чтение мыслей  на расстоянии
Предприятия общепита всегда были излюбленным объектом сатириков. Хазановский ученик кулинарного техникума в свое время был не менее популярен, чем Штирлиц и Чапаев. Казалось бы, теперь многое изменилось радикально. Ан нет!
Решили мы как-то отметить маленькое семейное торжество в кафе “Морошка”. Пришли. Расселись. Ждем. Официантка изредка появляется, порхает по залу (если помните размер зала кафе “Морошка”, то поймете мою иронию) и вновь исчезает. Надолго.
В тамбуре курят посетители, дым через открытую дверь идет в зал. В зале, кроме всего прочего, резвятся детишки.
Встаю. Закрываю дверь. Незамедлительно появляется официантка и открывает дверь.
–  Девушка, попросите ваших клиентов не курить в тамбуре.
Девушка тут же обращает на нас внимание и подходит к столику. Мы озвучиваем заказ, уточняя попутно, кто на каком блюде остановил свой выбор.
– Вы между собой разговариваете или заказ делаете?
– Девушка, – говорю я ей, – в прошлый раз мне принесли бифштекс с яйцом, так яичница была пережаренная, как резиновая. Попросите, пожалуйста, повара…
– Я с поваром не общаюсь!..
Я теряю дар речи. Чудеса! Чтение мыслей на расстоянии! Или телеграммами заказ отправляют? Захотелось встать и уйти. Но ведь торжество – хоть и маленькое, но семейное. Ведь отдохнуть пришли.
Доозвучиваем заказ. Начинается самое трудное – ожидание. Официантка по-прежнему периодически возникает в зале. Но нет, не нам несут дымящиеся тарелки с супом, ароматные отбивные,  холодное пиво в запотевших бокалах.
Через пятнадцать минут подали пиво и сок.
 
Не к столу будет сказано
Дочь вышла в дамскую комнату. Вернулась.
– Мама, сходи в туалет.
– Не хочется…
– Сходи!
Запах в дамской комнате мог соперничать с общественной уборной провинциального автовокзала. Да извинит меня провинция, если я не права. Мыло отсутствует. Полы грязные.
– Трахтир!!! – захотелось возопить мне по возвращении в зал. Тут принесли заказ. Громкая музыка мешала разговору. Приходилось говорить очень громко или молчать. Кричать не хотелось, посему разделались мы с заказом молча и быстро, а потом сыто замерли в ожидании счета. Но на этот момент даже наша нерасторопная официантка из зала исчезла. Через пятнадцать минут подошла барменша и начала собирать грязную посуду.
– Девушка, можно счет?
– Можно! – рявкнула она. Я испуганно призадумалась: вдруг когда-то я заняла пару миллионов у этой дамы и до сих пор не вернула? Во всяком случае, стало страшно: а вдруг сейчас как стукнет меня грязной тарелкой.
Не прошло и двенадцати минут, как нам принесли счет.
Покидая это милое заведение, мы не испытывали желания сказать: “Большое спасибо, всего вам доброго”.
Неужели так радикально изменились правила обслуживания? В нашем переменчивом мире можно ожидать чего угодно. Придя домой, я обратилась ко всемогущему Google освежить знания на заданную тему.
 
Как в лучших домах
Когда и как подается гостю меню?

Входящего гостя приветствуют и предлагают выбрать столик.
После того как гости выбрали столик, нужно помочь им рассесться.
Каждому гостю дают меню в определенном порядке (учитывая пол и возраст гостей).
Если это большая компания, то необходимо сдвинуть столики.
Что говорит официант, подходя к столу гостей первоначально?
Официант подходит к столику сразу же, как только гости заняли стол. Представляется: “Добрый день (утро, вечер), меня зовут … Я буду вашим официантом”. Предлагает сделать заказ на напитки (аперитив).
Приняв заказ, официант повторяет его гостю и говорит спасибо. Особенности подачи сообщает повару и бармену.
В течение какого времени напитки приносят гостю?
Напитки приносят гостю в течение трех минут после принятия заказа и при подаче обязательно называют: “Пожалуйста, ваш чай, кофе…”.
Если напитки подаются в бутылках (минеральная вода, вина, кола), то первую порцию гостю должен налить официант. Все стекло (“хайболы”, “олдфешенды”, рюмки) ставят на стол гостя на подставки для пива. Все напитки приносят на подносе. Все порционные напитки из бара приносят в закрытых бутылках, стаканы со льдом, трубочками и лимоном приносят отдельно.
Закуски подают в течение 10 минут после принятия заказа. По факту задержки необходимо обязательно предупреждать гостей.
При подаче обязательно называть гостям названия их блюд: “Ваш салат “Греческий” – и так далее.
Гостям желают приятного аппетита.
Когда подают горячее?
Горячее подают в течение 25 минут после принятия заказа, за исключением блюд, для которых по технологии приготовления отводится большее время. Гостя необходимо предупреждать, сколько времени готовится блюдо.
Ни в коем случае нельзя приносить блюда “внахлест” – когда холодная закуска еще не съедена, а суп уже принесен!
Ставить блюда необходимо справа от гостя из-за спины с пожеланием приятного аппетита.
Как и когда официант зачищает стол во время обслуживания гостей и что при этом говорит?
Официант должен своевременно убирать использованную посуду, приборы, заменять пепельницы. Зачищая стол, официант обязательно спрашивает у гостя разрешение, может ли он забрать тарелку, бокал и так далее.
Официант должен быть внимательным при подходах к столу, своевременно зачищать использованные салфетки, зубочистки, убирать  крошки со стола, применяя специальную тряпочку или влажную салфетку с использованием подноса.
После того как гость насытился напитками, салатами, супами, горячим, официант быстро убирает грязную посуду со стола (стол зачищается с подносом).
Действия официанта, если гость поел и допил свои напитки, но при этом не просит счет.
Поинтересоваться: “Желаете повторить ваш коньяк (водку, сок, чай)?”
Как подается счет?
Счет подается гостю в чистой папочке на чистый стол с визиткой ресторана.
Как официант провожает гостей и что говорит при этом?
Гостей официант провожает со словами “до свидания, спасибо, приходите к нам еще, приятного вам дня”.
 
P. S. Конечно, учитывая камерность нашего города, где “все друг другу родственники”, можно сделать скидку на усталость, время отпусков, нехватку персонала и на время забыть про “клиент всегда прав”. Но почему-то не хочется. Мы же требуем качественного выполнения работы от врачей, водителей, продавцов. Всех нас возмущают хамство и небрежность. И сфера общественного питания не исключение. Ведь мы приходим в кафе или ресторан не только вкусно поесть, но и отдохнуть, получить толику заботы и внимания, и мы вправе рассчитывать на уважительное к себе отношение.
0

Читайте также в этом номере:

Дороги, которые мы выбираем (Валентина ВАЧАЕВА)
Крепкая династия (Валентин ПАХОМОВ, ветеран труда России)
Время ремонтов (Андрей СОЛДАКОВ)
За мусор – еще строже (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Кусочек лета на подоконнике (Татьяна ШАЙБУЛАТОВА)
Сказка о камнеломке (Владимир ЭЙСНЕР)
Стремительный взлет (Татьяна ШАЙБУЛАТОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск