Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
В четвертом поколении Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Из лета в зиму и обратно
Край света
15 июля 2013 года, 14:09
Текст: Екатерина ЛИСОВСКАЯ, заместитель директора по экологическому просвещению ФГБУ “Заповедники Таймыра”
Сразу скажу, что у облета территории плато Путорана было сугубо прагматическое назначение. Во-первых, инспекторская проверка подведомственной территории. Во-вторых, надо было перебросить научную экспедицию орнитологов и геоботаников из  кутарамаканской озерной котловины в окрестности высокогорного озера Негу-Икэн для продолжения исследований. Однако же разрешите мне рассказать об этом путешествии с эмоционально-созерцательной колокольни, ведь если отвлечься от производственных задач, то нам удалось совершить небольшое путешествие во времени – из лета в зиму и обратно.
Начало пути. 25 июня. Светит солнце, теплый ветер, и если бы не шум винтов приземляющегося вертолета, то можно было бы услышать чириканье каких-нибудь пернатых. Лето, Норильск, аэропорт Валек. В 14.00 взлет, и наш голубой вертолет (просто иллюстрация к детской песенке про день рождения) начинает движение к озеру Кета. Проходим над рекой Рыбной, с высоты она не производит такого печального впечатления, как если бы путешествовать по ней с помощью водного транспорта.
Кета открывается неожиданно и, как всегда, производит впечатление своими размерами. На входе в озеро небольшая стая льдин – привет от зимы. Несколько виражей позволяют полюбоваться и горами Кета, и водопадами на Токинде, которые, к сожалению, не так красивы, как в менее сухое лето. Первая посадка – биостационар “Кета”. Семь лет назад здесь только начиналось строительство первого дома, а сегодня это целый комплекс – дом для круглогодичного проживания сотрудников заповедника, три дома для гостей, многофункциональное здание с панорамным видом на озеро, гараж и прочие постройки, делающее биостационар частью цивилизации. Я была здесь пять лет назад, и приятно удивляет, что объект разросся, но не стал чем-то инородным – все органично и целесообразно. Деревянные тропинки спасают растения от вытаптывания, с островка вертолетной площадки перекинут мостик.
Время стоянки заканчивается быстро, и полет продолжается. Вторая посадка – озеро Кутарамакан. Я стою под березой, нормальной такой среднестатистической материковской березой, о которой хочется сказать очередную банальность типа “русская красавица”. Под ногами трава (не лишайники и мхи), перед глазами синяя вода озера, гора, подножие которой утопает в зелени. И если бы не срезанная верхушка горы и осознание того, что я стою примерно на 69-й параллели северной широты, я бы решила, что волшебным образом оказалась в летней Хакасии. Много раз читала о том, что в Путоранах уникальный климат – в каждой озерной котловине свой. Но одно дело читать, а другое – ощутить, ведь двадцать минут назад на озере Кета, нанося непоправимый урон лишайниковому покрову, я шла по лесотундре к доброй северной лиственнице, чтобы сфотографировать очередную розовую шишку. А на Кутарамакане даже листья шелестят, как на материке. Как говорится, почувствуйте разницу.
Здесь к нам присоединяются собратья по науке, загорелые, комуфляжно-пятнистые и немного заросшие, как и положено истинным полевикам. После спешных приветствий экспедиционное добро быстро перекочевывает внутрь вертолета – и опять взлет. Мы над центральной частью плато, высота доходит до 1500 метров над уровнем моря. Плавный поворот – и открывается озеро Аян. Оно не так глубоко врезается в плато, как Кета или Кутарамакан. Тут скорее применим очередной литературный штамп “как плюшка в неглубокой тарелке”. Длинная такая плюшка, на огромной печальной тарелке. Вспоминаю, что поверхность озера находится на высоте 468 метров над уровнем моря. По берегу прыгает темное пятно – тень от нашего вертолета. Вертолет крошечный – Аян огромный. Огромный и ледяной. Белоснежный лед, прорезанный крупными темно-синими, почти черными трещинами. Вдоль берега узкая полоска открытой воды. Мы проходим над Аяном с юга на север – 55 километров серо-коричневого камня и белого льда. Путораны, лето.
Монотонный пейзаж убаюкивает. Но когда до конца озера остается совсем немного, среди пассажиров прокатывается волна оживления: медведь по правому борту. Я не слишком зоркая, поэтому смотрю через объектив фотоаппарата. Объектив тоже не очень зоркий, поэтому сначала вижу только бурое пятно невнятной конфигурации. Перемена очертаний – и становится видно: медведь, стоящий на задних лапах. Если бы в этот момент медведь поднял лапу и помахал вслед, я бы не удивилась – волшебная страна.
Наконец после почти двухчасового полета – посадка. Озеро Негу-Икэн, высота 1000 метров. Мы на плато, вокруг каменная пустыня, как на фотографиях арктического побережья. Кажется, что поверхность абсолютно плоская, но если начать двигаться, то ноги почувствуют то, что глаза не воспринимают – пригорки, ложбинки и прочие неровности рельефа. Разность между зрительными образами и физическими ощущениями производит странное впечатление.
Россыпь серых камней с пятнами лишайников. Зелено-сиреневые подушки остролодочника с желтыми каплями лютиков и полярных маков. Тут же микроснежники – пара квадратных сантиметров снега, притаившегося в тенечке между камней. Здесь прохладно, градусов пять-семь выше нуля. По ощущениям – неуютный сентябрь. Холодный ветер – постоянный напор воздуха, сильный, но через какое-то время перестаешь обращать на него внимание, так как кажется, что это неотъемлемое свойство места.
Стоянка долгая, и есть возможность поговорить с коллегами. Им предстоит еще целый месяц работы в этом не слишком гостеприимном месте. Однако оптимизм, с которым они воспринимают окружающую действительность, заразителен настолько, что начинаешь завидовать: счастливые люди, будут заниматься интересным делом в интересном месте. Пока пили чай с разговорами и пирожками, особо любопытные опытным путем установили, что в озере водится голец. Что ж, диетическое питание экспедиции обеспечено. И как ни печально, но приходится прощаться, коллег ждет обустройство лагеря, а нас – возвращение домой.
0

Читайте также в этом номере:

Аргиш в никуда (Андрей СОЛДАКОВ)
Сто тысяч гектаров – каждому (Валентина ВАЧАЕВА)
Сначала было слово. Печатное (Валентина ВАЧАЕВА)
Культ личности (Ольга ПОЛЯНСКАЯ)
Персональное дело (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Взяточники под прицелом (Марина БУШУЕВА)
Капитальная стройка Турчина (Екатерина БАРКОВА)
На старт (Ольга ПОЛЯНСКАЯ)
К чистоте призывают дети (Екатерина БАРКОВА)
От ноля до восемнадцати (Валентина ВАЧАЕВА)
Небесные роды (Екатерина БАРКОВА)
С верой в любовь (Андрей СОЛДАКОВ)
Украсим мир (Екатерина БАРКОВА)
Тарифы роста (Лариса ФЕДИШИНА)
Почему растут цены (Ольга ПОЛЯНСКАЯ)
Долгое не отпускает (Екатерина БАРКОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск