Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
С мечом в руках Далее
«Легендарный» матч Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Когда пришел расцвет
К ДНЮ МЕТАЛЛУРГА
12 июля 2012 года, 13:43
Текст: Лариса СТЕЦЕВИЧ
Послевоенное развитие комбината ознаменовано  развитием металлургического и горного производства. Это время промышленной, правовой и технической революции.

Есть норильская медь!

Одно из крупнейших металлургических предприятий нашего города – медный завод. Медный сравнительно молодое предприятие, еще живы ветераны, стоявшие у первой отражательной печи завода. “Крестным отцом” медного по праву считается Владимир Степанович Зверев, который в 1948 году возглавил после Панюкова Норильский комбинат (1948–1954), бывший до этого главным инженером. Летом 1948 года под его руководством по проекту, созданному инженерами проектной конторы комбината, началось строительство завода. За неполных 17 месяцев на пустом месте выросли корпуса цехов и производственных зданий будущего завода.
21 декабря 1949 года в 10 часов утра на медном была проведена первая плавка черновой меди. Вечером на торжественном митинге начальник завода Константин Александрович Кибалин рапортовал: “Есть норильская медь!”
В конце 40-х –  начале 50-х завершается сооружение объектов по проекту первой очереди комбината. Еще в 1948-м строители сдали в эксплуатацию коксохимический завод, затем хлорно-кобальтовый (бывший 25-й завод). Основные действующие производства: карьеры “Угольный ручей” и “Рудная гора” и четыре шахты. В стадии строительства находились рудный карьер “Медвежий ручей” и 7-й и 9-й подземные рудники. В ноябре 1948 года прозвучал первый взрыв на руднике “Медвежий ручей”. А в 1951 году “Медвежий ручей” отправил первый состав с рудой, что положило начало промышленной добыче. Рудник стремительно развивался, росли и мощности, и количество горного оборудования. В 1960 году на открытых работах использовались шестикубовые экскаваторы, 150-тонные электровозы, самосвалы и много другой техники.
Продолжалась добыча угля. Из рассказа начальника комбината Владимира Зверева: “Воркутинский уголь не годился для судовых топок – зашлаковывал их. Норильск отбивал мелочь себе на ТЭЦ, а отборный отправлял по узкой колее в Дудинку, где в основном бункеровались наши суда и английские…”
В 1950 году определен окончательный срок завершения строительства первой очереди комбината – 1953-й.  В этом же году начал работать цементный завод.
В 1951-м началась разработка мощных залежей нормально вкрапленных руд подземным способом. Вступил в строй рудник “Заполярный”.
В 1952 году сдан в эксплуатацию металлургический цех №1 (бывший завод №26). В 1953 году сдана в эксплуатацию БОФ – Большая обогатительная фабрика.  Малая обогатительная фабрика работала до 1951 года. В этом же году вступил в строй завод стройдеталей.

Мой город, ты цветок из камня

Продолжалось и строительство города. Население Норильска увеличивалось. Со всего необъятного Союза стекались люди, которых нужно было где-то расселять, поэтому жилищная проблема стояла остро. В Норильске появились улица  Пионеров Заполярья (ныне улица Богдана Хмельницкого) и Мончегорская –  в честь мончегорцев, внесших неоценимый вклад в развитие металлургии в Норильске. В дальнейшем Мончегорскую назвали улицей Ленина. Затем, когда проспект Сталина переименовали в Ленинский проспект, ее переименовали в улицу Кирова.
Строительство Сталинского (впоследствии Ленинского проспекта) началось в 1947 году. Конечная длина проспекта –  2,2 км. В том же году открылся гастроном на Октябрьской площади. Зверев вспоминал: “Набили шишек с многоэтажным строительством. Первые четырехэтажные дома в Горстрое дали трещины. Временно отступились. После этой неудачи стали строить Октябрьскую улицу деревянной”. Главное, что начатое не бросали. А в 1950-м взялись за строительство пятиэтажного здания по новому проекту с сохранением вечной мерзлоты (здание универмага “Талнах” – строительный номер 50 на Гвардейской площади).
После перевода Норильского комбината из ведения МВД в Министерство цветной металлургии пришлось переводить на новые рельсы все комбинатское хозяйство. Перестраивать лагерные бараки на комнатную систему с паровым отоплением, размещать тысячи новоселов (раньше только металлургия и энергетика были укомплектованы вольнонаемными). Необходимо было менять организацию труда: от бесчеловечной эксплуатации рабочей силы заключенных, фактически без бульдозеров, буровых станков и отсутствия снегоуборочной техники переходить на техническое перевооружение. По существу пришлось проводить полную реорганизацию производства. Этот период строительства комбината проходил под  руководством начальника  Норильского  комбината Алексея Борисовича Логинова (1954–1957) и директора Норильского горно-металлургического комбината Владимира Васильевича Дроздова (1957–1962).
Логинова в 1954 году на эту должность рекомендовал сам Завенягин. Он был из числа эвакуированных в годы войны из Мончегорска в Норильск металлургов комбината “Североникель”. Прошел все ступени не только служебной лестницы, но и освоения отечественной никель-кобальтовой технологии.  С 1936 года Алексей Борисович участвовал в исследованиях Ленинградского горного института по переработке сульфидных медно-никелевых руд. Результаты этих исследований были заложены в проекты норильских и мончегорских цехов.  Опыт Логинова и других ведущих специалистов определил успехи норильчан военных лет и скорость становления Норильского комбината. Логинов возглавлял кобальтовый сектор, начиная со строительства и пуска опытной установки “Норильский кобальт”, подготовки кадров для нее, получения первого слитка и кончая строительством и эксплуатацией кобальтового завода. Затем Алексей Логинов руководил Малым металлургическим заводом.
Судьба уготовила  Логинову особое испытание: невероятной силы ураган (черная пурга) в середине января 1957 года парализовал работу комбината. Пурга принесла серьезные разрушения, человеческие и материальные потери. Но норильчане выстояли, не сдались стихии, а 22 июня 1957 года впервые в истории страны Совмин СССР принял решение возместить НГМК потери от январского стихийного бедствия.
Всего три неполных года проработал Логинов в качестве директора, затем по состоянию здоровья оставил этот пост.  В дальнейшем работал в ведущем НИИ цветной металлургии “Гидромет”. Но задачи, стоящие перед комбинатом в 1954–1956 годах, Алексей Логинов выполнил с честью. По существу, ему при поддержке штаба ведущих специалистов комбината удались промышленная, правовая и техническая революции.
Алексей Борисович Логинов
Владимир Васильевич Дроздов
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск