Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
Экстрим по душе Далее
Гуд кёрлинг! Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Любовь, похожая на стон
Свой взгляд
7 июля 2011 года, 16:32
Текст: Ольга Литвиненко
Редкая семья  по-настоящему  счастлива
Сижу у знакомой супружеской пары. Они вместе уже больше двадцати лет. Внешне все у них благополучно: у обоих на взлете карьера, квартиру недавно отремонтировали, сына “поступили” в институт. Быть у них в гостях приятно. Они болтают с гостями обо всем и ни о чем (то, что раньше называлось умением поддерживать  светскую беседу), разливают чай по красивым фарфоровым чашкам и называют друг друга “мыша” и “ежик”. У этих милых домашних прозвищ, конечно же, есть своя семейная история. Словом, все хорошо. Если не знать, что это лишь игра на публику.
“Господи, как же он мне надоел, – жалуется знакомая на мужа, когда мы остаемся вдвоем. Ее глаза, кажется, темнеют от злобы. – Меня бесит даже его манера сидеть в кресле. А ты знаешь, что мы уже года два спим порознь?” Конечно, она использует и более циничные формулировки, и более грубую лексику.
Я не спрашиваю у знакомой, зачем же тогда они живут вместе. Знаю, что в ответ услышу что-нибудь невнятно-оправдательное вроде “сына надо доучить” или “родители нашего развода не переживут”.
Таких семей тысячи. Семей, в которых супруги устали друг от друга до откровенно лютой ненависти, но продолжают находить якобы веские причины, чтобы не разводиться. “Якобы” – потому что на самом деле действительно серьезными эти причины бывают редко. Потому что сын вполне способен учиться сам, а родители наверняка видят и понимают, что у их детей не все гладко и брак трещит по швам, а значит, морально вполне готовы к разводу и даже, возможно,  одобрили бы его.
Есть у меня и другой пример. Приятельница, с которой мы когда-то вместе учились, прожила со своим мужем 26 лет. Ира вышла за него по большой и светлой любви. А года через три (классика жанра – “любовь живет три года”), когда гормональный фон организма стабилизировался, то есть пришел в “довлюбленное” состояние, увидела супруга совсем другими глазами. Он оказался не таким уж интересным, не таким умным да и совсем не привлекательным внешне. По большому счету их ничто не связывало, кроме штампа в паспорте.
“Как я вообще могла его полюбить?” – удивлялась она. Но – надо было “растить детей”, потом “учить”, а потом Ира и ее муж  жили вместе просто по какой-то дурацкой инерции. Смертельная скука – вот что было написано на лицах обоих, когда при гостях они случайно расслаблялись и переставали играть роль довольных своей семейной жизнью людей.
В прошлом году осенью Ира развелась. Мы не виделись до нынешнего лета. Знаю, что она лечилась от депрессии. А недавно я встретила ее на улице и сначала не узнала. Когда-то полная, неулыбчивая, раздражительная, выглядевшая значительно старше своих 45 лет, она словно переродилась. Мне навстречу шла привлекательная и даже эффектная женщина. Мы зашли в кафе. “Ольга, я с та-аким мужиком сейчас встречаюсь!” – сходу стала рассказывать она. Глаза горели, на щеках – румянец. И через какое-то время она произнесла ключевую фразу: “Какие бабы дуры, что боятся развода”.
А я подумала, что боятся даже не развода. (Хотя пренебрежительное слово “разведенка” все еще есть в активном лексиконе россиян.) Боятся начинать другую жизнь. Или же испытывают какую-то надуманную “ответственность” перед второй половиной. Которая на самом деле никакая не половина, а вполне себе автономная человеческая единица.
В начале 90-х мне на глаза попалась статья в журнале, в которой автор (мужчина) рассуждал о том, что традиционный институт семьи изживает себя и в ХХI веке он принципиально трансформируется. Что, возможно, браков вообще не будет. Что нравственные установки стали другими и супружеская верность в долголетних союзах – это миф. Что человеческие отношения неизбежно исчерпывают себя. Люди просто перестают быть интересными друг другу, и в этом нет ничего противоестественного. Противоестественно как раз жить вместе, когда обоим этот союз в тягость. Еще он писал о том, что в прошлом семья была действительно необходима для выживания. Сейчас же, в условиях другой цивилизации, нужна больше для духовных целей и общения. Потому что на бытовом уровне  человек вполне способен существовать сам по себе, один.
Тогда эти рассуждения показались мне отчасти смешными, отчасти возмутительными. Сейчас, глядя на семьи своих знакомых, я все чаще вспоминаю аргументы автора. И они все больше представляются мне разумными.
Завтра в России отмечают День семьи, любви и верности. Возможно, этот старый новый праздник (до 1917 года День святых Петра и Февронии Муромских действительно широко отмечали) потому и выглядит искусственным и немного наивным, что уже не вписывается в реальную жизнь.
0

Читайте также в этом номере:

Богатыри покажут мощь (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Ну, стой, паровоз (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Работа – это развитие (Юлия КОСТИКОВА)
Сносный план (Ольга ПОЛЯНСКАЯ)
Время встречи – среда (Татьяна РЫЧКОВА)
Будут нам парадные (Александр СЕМЧЕНКОВ)
Красиво и удобно (Евгения СТОРОЖКО)
Алкоголь по паспорту (Валентина ВАЧАЕВА)
Тесь ждет северян (Юлия КОСТИКОВА)
Праздник начинается в храме (Варвара СОСНОВСКАЯ)
Все как у людей (Юлия КОХ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск