Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
«Легендарный» матч Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
В четвертом поколении Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Миротворец
ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ
16 июня 2016 года, 14:25
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Татьяна РЫЧКОВА
Хетаг ЦАВКАЕВ – начальник ПУЭСО, подземного участка эксплуатации самоходного оборудования рудника “Октябрьский”. Работает на “Октябре” 33 года, принадлежит к числу тех, кого называют лицом предприятия. И это лицо мудрого человека. Наша беседа о том, как важен микроклимат в трудовом коллективе, особенно если речь идет о работе в особо опасных условиях, под землей. Туда нужно отправляться только с хорошим настроением, считает Хетаг Хадзимурзаевич.
На ПУЭСО работают 170 человек, 137 из них машинисты погрузочно-доставочных машин и водители шахтных автосамосвалов производства компаний “Сандвик” и “Катерпиллар”. Основная задача участка – отгрузка горной массы с помощью этой техники. Начальник участка родился 8 мая, и, верит кто-то гороскопам или нет, замечено, что Тельцы способны работать за троих. Рабочий день Хетага Цавкаева расписан, разложен по часам и минутам: отчеты, планерки, выдача нарядов, приказы, распоряжения, спуск в шахту в первой половине дня, дважды нужно разобраться с посланиями, пришедшими по электронной почте. Есть еще такое понятие, как личное руководство особо важными работами. Если они приходятся на вечернюю или ночную смену, Хетаг Хадзимурзаевич отправляется под землю после насыщенного трудового дня. Если не отправляется, то готовится выдать наряды и расставить людей в ночной смене. Об этой хитрой науке чуть позже.
Задание редактора – написать портрет героя. Герой не слишком к этому расположен. Поясняет: “Рассказывать о себе хорошо – нескромно, а плохо – глупо. Вот как найти выход?”
Мы решили начать с имени. Имя человека определяет его судьбу, поэтому, прежде чем отправиться на встречу с Хетагом Цавкаевым, мы покопались в вездесущем Интернете и выудили оттуда много информации по интересующему предмету. Узнали, что в Осетии имя Хетаг очень популярно и, скорее всего, происходит от слова “хетты”, напоминающего о загадочном древнем Хеттском царстве, где очень-очень давно, тысячелетия назад, жили предки нашего героя. Познакомились с легендой о молодом человеке по имени Хетаг – первом осетине, принявшем православие. Когда он спасался от преследователей и понял, что ему не уйти, то обратился к Всевышнему с просьбой о помощи. Откуда-то раздался голос: “В лес, Хетаг, в лес!” Но погоня наступала на пятки, и тогда деревья отделились от горных склонов и укрыли беглеца в поле, окружив его неодолимой преградой. Случилось это недалеко от современного селения Суадаг, где и сейчас стоит роща.
И вот мы на “Октябрьском”, в просторном 328-м кабинете с бильярдным столом и изображенными на плакатах “Сандвиками” и “Катерпилларами”. Слушаем продолжение истории.
– Она идеально круглой формы, а дальше, в лесу, есть круглая поляна точно такой же величины. Совпадают абсолютно, – рассказывает Хетаг Цавкаев, побывавший в детстве в легендарной роще. – Основатель осетинской литературы Коста Хетагуров написал об этом поэму и считал себя в десятом колене потомком того самого Хетага.
Как говорится, хотите – верьте, хотите – нет.
Еще один вариант значения имени Хетаг, предлагаемый Интернетом, – “воин”. В связи с чем вопрос нашему герою:
– Хетаг Хадзимурзаевич, с кем приходится воевать?
– Я миролюбивый. Есть хорошая кавказская пословица: “Трус хватается за кинжал там, где все можно решить словом”. Когда я это начал понимать, сделал для себя вывод, что война – это тупик, это плохо. Надо использовать все возможности, чтобы уйти от войны.
– Это касается работы или семьи?
– Работы в первую очередь. В семье, тьфу-тьфу-тьфу, тишь, да гладь, да Божья благодать. Хотя, естественно, была притирка характеров, пока двое молодых людей не поняли, что, в общем-то, надо слушать друг друга и слышать, соответственно. На мой взгляд, это так просто.
 
Вася, ты погорячился…
– Ваши подчиненные уже успели рассказать, что вы мудрый.

– Это, наверное, громко сказано, но я для себя давно уже сделал такой вывод: когда в коллективе 170 мужчин и все они разные, то я должен быть тем, кто будет сглаживать конфликты, потому что они, естественно, случаются.
– Считается, что в мужских коллективах меньше конфликтов, чем в женских. Не так?
– Там, где много женщин, там не конфликты, а что-то другое, а где мужской коллектив, там именно конфликты, иногда просто на ровном месте. Мне как-то посчастливилось проходить стажировку в Финансовом институте при правительстве Российской Федерации, где преподавали в том числе психологию. Нам объяснили, говоря по-простому, следующее: если вас “послали”, у вас есть два пути: “послать” в ответ и войти в конфликт либо сказать: “Вася, ты погорячился. Пойдем посидим, попьем чайку, поговорим спокойно”. То есть нужно уйти от конфликта. И при этом вас будут считать не трусом, а именно мудрым человеком. Когда это до меня дошло, стольких конфликтов удалось избежать, просто ненужных никому.
– Конфликт мешает в работе?
– И в работе мешает, и на улице, и даже в автобусе. Если полный автобус и кто-то тебя нечаянно толкнул, а ты не вошел в его положение и толкнул в ответ – вот и конфликт. И естественно, когда ты выходишь на наряд и сидят 30 человек, все разные, у всех разное настроение, кто-то с женой поругался, кто-то не выспался, кому-то денег не хватило, моя обязанность как начальника участка просто отправить людей на работу с хорошим, нормальным настроением. Чтобы не усилился тот негатив, с которым кто-то пришел. Если мне это удается, я очень рад.
– И никогда не срываетесь?
– По отцовской линии есть у меня такое качество, как вспыльчивость. Как же без этого? Но даже если такое происходит, я буквально через несколько минут остываю и могу извиниться. Кстати, опять я где-то прочитал, что это не слабость, это сила – признаться в том, что ты не прав.
 
Твоя задача – люди
– Число имени Хетаг означает успех в научных и технических областях, особенно в индустрии. Подходит вам такая характеристика?

– Я же механик по образованию, и даже не столько по образованию, сколько по образу мыслей. Я мыслю, как механик, с детства. Игрушек у меня было мало, два старших брата делали их из каких-нибудь находок, и я потом так же. В 12 лет собрал картинг. У нас был серьезный завод, при нем – автомотосекция. Прихожу важный, гордый, у меня пропуск, ребята ковыряются каждый в своей машине. Говорю: “Пацаны, я новенький, где моя машина?” Они говорят: “Вон там”. – “Где?” – “Да не видишь, что ли, вон куча хлама лежит. Это твоя машина”. Так и собирали: подходишь к этой куче, начинаешь искать нужную запчасть. Конечно, все помогали, одному это невозможно сделать, зато сколько было гордости, когда она поехала.
– А на “Октябрьском” с чего начинали?
– Начал слесарем, 27 лет работал вообще в другом направлении. Это был подземный механо-энергетический участок (ПМЭУ), я занимался в основном коммуникациями: трубы, сжатый воздух, водоотлив.
– Как вы попали в начальники участка, который занимается эксплуатацией самоходного оборудования, это же другая специфика?
– Дело было так: я работал-работал, и потом как-то пригласил меня директор, на тот момент Анохин Александр Геннадьевич, и просто-таки ошарашил фразой: “Есть мнение назначить тебя начальником ПУЭСО”. Видимо, выражение лица у меня было таким, что он засмеялся и спросил: “А кроме удивления, еще какие-то эмоции есть?” Я спросил: “Александр Геннадьевич, где я и где ПУЭСО?” Он ответил: “Твоя задача – люди, железками будут заниматься другие”. И еще добавил: “Знаю, что где бы ты ни был (а мне еще на нескольких участках довелось поработать), ты всегда мог ладить с людьми. У тебя всегда был коллектив”.
Я действительно могу находить общий язык с людьми, причем разными. Какое-то время – правда, полгода всего – даже в женском коллективе работал, заместителем начальника участка скиповых стволов. 88 женщин. И если они мне до сих пор улыбаются, наверное, что-то получилось. А мне нравилось работать с женщинами. Я ни одну не отправлял на работу, если у нее не улучшалось настроение. Получалось. Причины такие: с мужем поругалась, не выспалась, накраситься не успела… Я все выслушаю, расскажу какой-нибудь анекдот, развеселю. И вот когда уже у нее появляется улыбка на лице, желаю удачи и отправляю на работу.
– Кто на вашем участке занимается “железками”?
– В гараже у меня хозяйничают механики, это их задача – ремонты, выпуск необходимого количества машин. Дальше уже я сам расставляю людей по машинам, по местам.
– Как расставляете?
– Вот у меня есть 24 человека, которые вышли сегодня на работу, есть 9 участков, на которые они поедут. У нас сейчас средняя нагрузка на машину порядка 31–32 ковшей в смену, а в принципе наряд может быть разный: и 20, и 80 ковшей. Это зависит от плеча отгрузки, от самого груза, его кусковатости и прочих факторов.
Естественно, люди разные, машины разные, квалификация разная. Мы должны выпустить определенное количество транспорта в каждую смену. Главный инженер по производству распределяет машины по шахтам (у нас их три): “7, 5–2, 8–2”. Это значит, на первой шахте 7 погрузчиков, на второй 5 погрузчиков, 2 самосвала, на третьей 8 погрузчиков, 2 самосвала. Итого 24 машины. Затем главные инженеры шахт распределяют машины по участкам и количеству ковшей. У меня появляется общая картинка, и тогда уже я расписываю по участкам: Иванов поехал на этой машине на двенадцатый, Петров и Сидоров поехали на одиннадцатый, Барило поехал на второй. И вот здесь как раз нужно учесть все: характеры, машины, руду, где поближе, где подальше, где побольше, где поменьше. Чтобы туда, где поменьше или подальше, попал человек, который сможет отгрузиться максимально близко к наряду. Тот, у кого есть опыт, кто знает какие-то хитрости, тонкости, – в любой профессии они есть. Я стараюсь учитывать все эти нюансы, и если не было серьезных проблем, серьезных сходов, то, в принципе, наряд должен быть выполнен.
 
Учесть все нюансы
– Если наряд не выполнен, премия слетит?

– Нет. Никого еще за невыполнение наряда при объективных причинах не наказали. Например, сегодня полтора часа была перекрыта дорога к рудоспуску. Человек же по воздуху не полетит, поэтому не довез 10 ковшей. Это объективная причина? Объективная. Причину мы выясняем по каждому случаю. У нас в шахте руководит сменами и производит выпуск машин сменный механик. По окончании работы машинисты сдают ему путевки, отчитываются о состоянии машины и о выполнении или невыполнении наряда. Сменный механик собирает эту информацию на бланке и передает мне по телефону. Если мне что-то непонятно, я вызываю машиниста к себе. Не для того чтобы наказать, а для того, чтобы вечером на планерке я мог детально объяснить руководству, почему этот человек не выполнил наряд. Нюансов бывает очень много, например, на один из участков хоть священника приглашай, практически никто не выполняет наряд. Мистики никакой, но уже близко к этому. Вроде и машины новые, и машинисты опытные, и руда есть, и рудоспуск живой… Но с этим мы тоже справимся.
– Какова роль семьи в жизни руководителя, да и просто горняка?
– Если одной фразой, я сказал бы так: семья на первом месте, но работа – это то, что позволяет семье быть на первом месте. Не хочу показаться сентиментальным, но с женой все эти годы мы живем душа в душу. Причем когда познакомились, я был слесарем, а она сторожем в детском саду. Сейчас я начальник участка, она заведующая детским садом. Учились оба на вечернем, на заочном. Когда старший сын начал ходить в детсад, она получила свое первое образование, когда подрос второй, я пошел учиться, в 32 года снова сел за парту. Жена вообще любит учиться: у нее педучилище и два высших образования: психолог и логопед. Причем начинали мы жить в 12-метровой гостинке здесь, в Талнахе. И это нас не разъединило, наоборот, сплотило. Когда второй сын родился, дали двухкомнатную в Оганере, потом в Норильске.
– Какую из ваших трудовых наград считаете особо важной?
– К наградам отношусь спокойно. Не обиделся бы, если бы не назвали почетным горняком, может быть, надо было кого-то другого наградить этим званием. Без ложной скромности, ничего героического я не совершил.
– Но ведь вы миротворец, в придачу к своим служебным обязанностям. Заряжаете людей оптимизмом.
– Это не героизм. Нормальная работа начальника участка. Если кто-то работает не так, мне кажется, он не прав.
Слева направо: Бахтияр Раджабов, Михаил Захаров, Андрей Семёнов, Калам Мухтаров, Александр Федотов, Роман Жмуркин, Хетаг Цавкаев. Хороший настрой – залог успешной работы
Хетаг и Любовь Цавкаевы с сыновьями Артемом и Аланом, начало 1990-х. Секрет семейного счастья – слушать и слышать друг друга
0

Читайте также в этом номере:

Манифест “Норникеля” (Вера КАЛАБЕКОВА)
За ТОФ отдали голоса (Виктор ЦАРЕВ)
Стоп, машины (Лариса ФЕДИШИНА)
Техника в гору (Виктор ЦАРЕВ)
Признание за труд (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
“Ремонтник” – чемпион (Екатерина БАРКОВА)
Такие дела (Лариса ФЕДИШИНА)
Свои норильчане (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Всё вернули (Евгения СТОРОЖКО)
Замкнутый круг (Роман БУКВОЕДОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск