Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
Экстрим по душе Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
По президентскому маршруту
2 апреля 2009 года, 11:58
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Александр СЕМЧЕНКОВ
Самые глубокие впечатления о Норильске можно получить, только спустившись в рудник. Все остальное поверхностно. В прямом смысле слова. Убеждаешься в этом, когда вместе с горняками двигаешься в клети под землю. Горняки привыкли, но на гостей величественные подземелья рудника «Октябрьский» производят серьезные впечатления.
Образцовый рудник
Нас и самих теперь трудно отличить от горняков. Журналистов одели в горняцкие робы и каски, снабдили самоспасателями и шахтерскими фонарями. Правда, горняцкой выправки – того особого шика, с которым носят они свою рабочую экипировку, – пока нет. Дело наживное?
– Опускаемся под землю со второй сменой согласно расписанию, – говорит нам начальник участка подготовительных работ Олег Качин, исполняющий сегодня роль нашего гида. – От сопровождающих не отдаляться. Помните, что подземные горизонты – это не приморский бульвар. В случае опасности необходимо сорвать пломбу с самоспасателя, разломить его об колено, надеть на голову и ожидать помощи, не делая резких движений. Спускаемся на горизонт минус 800 метров. Поведем вас почти по президентскому маршруту.
Кто только не побывал на «Октябрьском» за 35 лет его существования. Посещал крупнейший российский рудник в свою бытность президентом и Владимир Путин. В бытовках для инженерно-технических работников на стеллаже даже лежит горняцкая каска с надписью «Президент». Может быть, ждет уже Дмитрия Медведева? Так получается, что в рудник «Октябрьский» спускались почти все именитые гости, которым доводится приезжать в Норильск: министры, депутаты Госдумы, «генералитет» влиятельных иностранных фирм – партнеров «Норильского никеля», а также звезды российского кино и эстрады. С особым теплом здесь вспоминают Андрея Макаревича.
 
Путешествие к центру Земли
…Клеть почти бесшумно проваливается под землю. Чувствуется движение воздуха и мерное покачивание. Мы несемся в шахтном стволе со скоростью более семи метров в секунду.  Скорость спуска велика, даже уши закладывает.  На восьмисотом горизонте попадаем в совсем иной мир, в котором никогда не бывает солнца и звезд. И тому, кто в шахте впервые, лучше полагаться на самый верный навигатор – опыт и знания сопровождающих. Иначе можно попросту заблудиться. Бывали случаи, что в переплетении шахтных выработок дорогу теряли даже сами горняки. Но поисковые работы всегда заканчивались успешно.
На «президентском» горизонте расположен пассажирский перрон подземного вокзала. Садимся в электричку и отправляемся в подземный гараж, где нас ожидает автобус – приземистая машина с крепкой крышей, развозящая горняков по участкам. Путешествовать по шахте пешком – опасное занятие. Подземелья рудника бороздит техника, сопоставимая по мощности и грузоподъемности с карьерными БелАЗами. Поэтому, чтобы не попасть под колеса, перемещаться пешком по горизонтальным выработкам горнякам разрешено только с включенными шахтерскими фонарями.
 
Кровля и крепь
Приезжаем на бетонный завод.  Зрелище незаурядное. Весь объем бетона, потребляемого рудником для строительства трасс, производится под землей. Аналогов в мире нет.
– Мы изготавливаем 15 кубов в час. Если умножить на шесть часов рабочей смены, получается 90 кубов, – рассказывает начальник подземного участка технологического крепления Владимир Баландин. – Завод был запущен в начале прошлого года. С того же времени мы производим бетонирование подземных трасс. Длина наших выработок в два раза превышает длину веток Московского метрополитена. Но основное направление, где используется готовый продукт, – это укрепление горных выработок.
Кстати, там, под землей, укрепление – процесс постоянный. Человек деятельно вгрызается в горную массу, останавливаясь  только на короткие пересмены, а потому вопрос безопасности на руднике стоит очень остро. Про соблюдение мер предосторожности вообще молчим. Чтобы обезопасить выработку, по всему периметру тоннеля бурятся шпуры, куда вставляют специальные штанги. Затем на укрепленную поверхность набрызгивается бетон, а уже сверху ложится металлическая сетка. После того как бетон «прихватится», просохнет, опасный участок перестает считаться таковым, что, впрочем, не позволяет забывать про ТБ. Рудник, несмотря ни на что, объект повышенной опасности.
 
Подземные шоссе
После цементного завода держим путь на участок выработки, где добывают богатую руду. Отбитую горную массу собирает ПДМ. Страшно подумать, как себя чувствует машинист, выходящий на своей машине за пределы укрепленного участка.
– Машинист в полной безопасности, – успокаивает нас начальник 11-го участка Сергей Шиленко. – Обратите внимание, где он.
Мы непонимающе озираемся по сторонам. Но потом замечаем рабочего с пультом, похожим на те, которыми управляются дистанционные игрушки. А вот ПДМ, как ни странно, пуста.
– Компания делает все, чтобы снабдить рудник современной техникой. И ПДМ с дистанционным управлением – это еще не все чудеса, – говорит начальник бурового участка Владимир Черненко. – Посмотрите, какая техника занимается зачисткой трассы под бетонирование.
Дорожная машина оборудована навесной твердосплавной фрезой, легко сглаживающей неровности скального грунта. Так, слой за слоем, выравнивается поверхность трассы.
 
Дорога к солнцу
Атмосфера рудника действует так, что все окружающее представляется в искаженных размерах. Например, сами рабочие показались нам просто огромными, как на подбор.
– Работа тяжелая, – говорит Владимир Черненко. – Чтобы быть горняком, необходимо обладать богатырским здоровьем.
Владимир трудится на руднике «Октябрьский» много лет. Как и большинство ИТР, начинал рядовым рабочим, а потому знает не только обязанности начальника бурового участка, но и тонкости работы на разных переделах. Он в 2002 году участвовал в президентском кортеже.
– Владимиру Владимировичу очень понравилось у нас, – рассказывает Черненко. – Интересовался всем без исключения. Мог задать такой вопрос, что специалисты удивлялись, откуда такое знание горного дела. Отвечали как есть, точно коллеге.
О том, что президенту действительно понравилось, свидетельствует оставленная в книге пожеланий запись, где Владимир Путин признался, что остался под большим впечатлением.
Под землей на «Октябрьском» трудится около 900 человек. Люди нелегкой, но почетной горняцкой профессии. Отсутствие солнечного света на подземных горизонтах компенсируется созданием всех условий для отдыха и активной жизни на поверхности.
…Снова клеть и недолгий подъем на нулевую отметку. Немного покачиваемся – то ли от утомления, то ли от обилия свежего воздуха и солнца. Перемазанные и усталые, мы уже больше походим на горняков, хотя форса в походке так и не появилось. И совершенно по-другому смотрим на окружающий мир, после того как спустились под землю почти на километр.
Каска дожидается следующего визита
Выравнивание поверхности трассы
Легко. Удобно. Безопасно
0

Читайте также в этом номере:

Вестники весны (Яна АНДРЕЕВА)
Наш розыгрыш – не розыгрыш (Анна ВЛАДИМИРОВА)
Старость отменяется (Татьяна РЫЧКОВА)
Золотые наши футболисты (Александр СЕМЧЕНКОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск