Потрогай радугу и загадай желание
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ
![]() |
2 апреля 2009 года, 11:57 Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ Текст: Лариса ФЕДИШИНА
|
Если вы не можете сосредоточиться, голова перестала соображать, а настроение на нуле, наполните вазу апельсинами и мандаринами, поставьте на стол, а сами устройтесь в массажном кресле, на пуфе с наполнителем или на обычном стуле – полюбоваться оранжевым натюрмортом. Очень способствует активизации познавательной деятельности.
Психолог-педагог школы №29 Любовь Куклина смотрит на оранжевое каждый день. Даже не тратясь на цитрусовые. Коллеги, зная, что Любовь Ивановна плохого не посоветует, тоже любуются стимулирующим цветом – иногда в сенсорной комнате, а чаще – вместе с учениками в классе, где ставят специальную лампу, наполненную оранжевым парафином. Уже два месяца в кабинете №13 падает сухой дождь, светится звездное небо, возвышается русская пирамида. Специальное настенное панно лечит «иголками», а кривое зеркало веселит до упаду. Но это еще не все богатство сенсорной комнаты в школе №29. Очень приятно – пуф Пока в учебных классах идет урок, нам с фотокорреспондентом Денисом Кожевниковым разрешается облазать, ощупать, опробовать на прочность ежики-мячи, кресла, при необходимости превращающиеся в куб, разноцветные кубики, живущие в домиках на мобильной доске, и даже хлопать и громко топать, чтобы русская пирамида отреагировала разноцветными кругами. Ровно то же проделать можно и в присутствии учеников, но при них как-то несолидно болтать ногами и подпрыгивать на макси-пуфе. Зато какое удовольствие! Мы с директором школы Мадиной Караевой падаем на эти мягкие конструкции, наполненные гранулами, и веселимся. Денис не ленится нажимать на кнопку фотоаппарата, но вскоре поддается общему восторгу и проваливается, как в перину, в эти самые гранулы. В школе звенит звонок. Во всех классах начинается физкультурная пауза. Традиция такая: перед началом первого, на третьем уроке и в течение дня – по мере усталости ребят – проводить физкультминутку и гимнастику для глаз. Полезно для здоровья. Как и лазание по скалодрому в спортзале. Здоровьесберегающими технологиями в школе №29 занимаются давно и всерьез. Еще в 1997 году, когда в Норильске проводили обучающий семинар немецкие педагоги и психологи, Мадина Караева прослушала курс и пообщалась с коллегами «на языке оригинала», благо она учитель немецкого. Немало полезного почерпнула Мадина Гавриловна в книге Моники Гольд «Арт-терапия» и с тех пор интересуется всем, что связано со здоровьем учеников. Караева уверена, что в этом деле ограничиваться люстрами Чижевского и партами-конторками нельзя. В школе не стоит говорить на повышенных тонах, ребята не должны бояться контрольных и двоек, их можно исправить. Пусть мальчики и девочки учатся в меру своих умственных и физических способностей. Главное, чтобы они понимали: знания приобретают для себя. Чтобы тело и душа Коллектив школы сотрудничает с Норильским индустриальным институтом, специалисты которого помогли коллегам создать программу по физической культуре. Коротко суть ее можно описать так: если кто-то из ребят не в состоянии пробежать, например, 15 кругов, пусть бежит четыре. Только учитель должен будет знать все про своих учеников, чтобы рассчитывать нагрузки для каждого. Когда в России появился национальный проект «Образование», Мадина Караева и ее коллеги составили свою программу развития школы, приняли участие в конкурсе инновационных проектов и выиграли грант в 500 тысяч рублей. На эти деньги и оборудовали сенсорную комнату. Школа №29 – федеральная экспериментальная площадка по созданию здоровьеразвивающей среды в образовательном учреждении. Министерство образования и науки, а также Академия повышения квалификации и подготовки работников отрасли документально подтвердили этот статус. Поддерживают эксперимент педагоги и воспитанники дружественного детского сада «Тундровичок», будущие ученики школы №29. В комнате психологической разгрузки могут позаниматься и учащиеся соседних образовательных учреждений. Малиновки заслышав голосок… Пока сенсорную комнату осваивают свои. У первоклассников урок русского языка начинается нестандартно. «Мы попали в волшебную комнату», – начинает занятие учитель-логопед Елена Калинина. И предлагает ребятам загадку. Мальчики и девочки ориентируются быстро: это – радуга. Тут же складывают нужное слово из букв и принимаются рассматривать разноцветные проволочки на стенде. Елена Александровна предлагает ученикам: «Потрогайте радугу и загадайте желание». Внимание ребят переключается на водопад. Он не просто цветной, но и музыкальный. Любовь Куклина включает звук – и в комнате раздается пение птиц. «Это кто, ребята?», – спрашивает психолог. Малыши не узнают никого, кроме кукушки. Я, признаться, тоже. Мало кто из выросших в Норильске различает голоса птиц, а между тем на диске из серии «Волшебные голоса природы», который входит в комплект оборудования сенсорной комнаты, записано пение иволги, жаворонка, малиновки… Различать их голоса первоклассники еще научатся. Пока они выполняют другое задание педагога – находят звук «д» в словах «радуга» и «водопад». Безошибочно определяя этот звук (не путать с буквой!) в середине обоих слов. А теперь – на травку. Она хоть и пластмассовая, но хорошо воздействует на разные точки стопы. Как шарики, песок и другие наполнители кругов, из которых выложена сенсорная тропа. Она ведет прямо к мобильным доскам. Здесь можно делать упражнения, развивающие мелкую моторику рук, тренирующие запястья, дающие представление о свойствах предмета. Выполнив обязательную на сегодня программу, мальчики и девочки устремляются к креслам-трансформерам и макси-пуфам. Приятно расслабиться после хорошо выполненной работы! В удобном кресле можно подготовить домашнее задание по устным предметам. Одному из учеников школы эта мысль тоже пришла в голову, ведь он завсегдатай сенсорной комнаты. «Сюда можно прийти и вместе с родителями», – говорит Мадина Гавриловна. Интересно, кто-нибудь воспользуется предложением директора? |
0 | Твитнуть |