Пришел, увидел, рассказал
ПРОЕКТ “ЗВ”
![]() |
4 октября 2010 года, 13:57 Фото: Дмитрий ДОНСКОЙ Текст: Лариса ФЕДИШИНА
|
Этот учебный день для воспитанников школы-интерната №2 восьмиклассницы Александры Неходы и шестиклассника Максима Рычко начался не по расписанию. Участники проекта “Заполярного вестника” вместо привычных уроков отправились в православную гимназию. Как и положено юным журналистам, Александра и Максим вооружились блокнотами и шариковыми ручками и вместе с профессиональными газетчиками приступили к выполнению редакционного задания.
Так же как и на первом этаже школы-интерната, где мы встретились со своими “коллегами”, в православной гимназии было тихо. Но обстановка здесь совсем не такая, как в обычной школе, да и ребят непривычно мало – в первом классе, как нам объяснили, учатся 12 человек, а в четвертом, выпускном, – всего трое.
Утро начинается с молебна Форма у воспитанников гимназии особенная, и уроки у них начинаются с молебна. Нам разрешают присутствовать. Александре приходится повязать голову вязаным кремовым шарфом – легкого белого шарфика, какие надевают ученицы православной гимназии, у нее нет, а с непокрытой головой девочкам на молебен не полагается. “Святый Боже, святый крепкий, святый бессмертный, помилуй нас…” В трапезную, куда направляются помолившиеся гимназисты, нам входить не полагается. Библиотекарь Марина Гроо объясняет, что такое правило предписывают санитарные нормы, и рассказывает, что сейчас в трапезной дети благодарят Господа за еду и питье. Пока ребята завтракают, мы спрашиваем у Марины Александровны, почему в гимназии так мало учеников. Оказывается, одна из причин – лень взрослых. Некоторые дети стремятся остаться в православной гимназии, но родители к этому не готовы. Например, не хотят приходить с детьми на воскресный молебен, хотя утренняя служба начинается не так уж и рано – в девять часов. Лишнее вычеркиваем На первом этаже гимназии экспонируется выставка поделок из природного материала. “Воспоминания о лете” принадлежат воспитанникам изостудии под руководством Елены Соколовой, а природный материал, как выяснилось, запасали в основном взрослые. Марина Гроо рассказала, как, отдыхая у мамы в Канске, собирала тополиный пух. Нелегкая работа оказалась. Пока мы любуемся творениями одаренных студийцев, из трапезной выходят гимназисты. Спрашиваем третьеклассника Ярослава, чем сегодня кормили. “Супом”, – отвечает мальчик. “С утра?” – удивились юные корреспонденты, но подробнее расспрашивать Ярослава не стали: им гораздо интереснее слушать рассказ Марины Александровны о традициях учебного заведения. Александра и Максим заносят в блокнот новую информацию: первоклассники ходят без бейджиков, их ребятам выдадут на празднике посвящения в гимназисты. Посвящение будет приурочено к Дню учителя. – Получается, у вас два праздника вместе? – уточняет Александра Нехода. – Получается так, – улыбается Марина Гроо. – Давайте уточним, чем же все-таки кормили гимназистов, – обращаюсь я к юным “коллегам”. Они не понимают, зачем такая дотошность, но в группе девочек-гимназисток послушно высматривают потенциального “ньюсмейкера”. Второклассница Аня, смущаясь от повышенного внимания к себе, сообщает, что кушала на завтрак оладьи и молочный суп с макаронами, и спешит на урок. Маленький урок приходится давать и мне: журналисту, разрабатывающему тему, надо собрать как можно больше сведений, он должен быть внимательным и любознательным. Иначе пропустишь что-то интересное. Впрочем, любая деталь может пригодиться, а то и стать определяющей при написании материала, все лишнее в процессе работы легко выбросить. Я пока не говорю Александре и Максиму, что на самом деле не так просто вычеркнуть “лишний” кусок текста, еще труднее бывает определить, какими именно сведениями стоит пожертвовать, чтобы сделать материал компактным и динамичным. Для ребят это пока лишняя информация. Они учатся собирать материал. Проводим летучку Марина Гроо звонит в колокол, затем дает обычный школьный звонок. На урок, ребята, на урок. Я рассчитывала, что нам разрешат побывать хотя бы на одном занятии, но преподаватель Елена Шаховая считает, что присутствие посторонних помешает первоклассникам сосредоточиться. На двери кабинета, в котором сейчас работает Елена Алексеевна, надпись: “1 класс, 3 класс”. – Они вместе занимаются? – интересуется Максим Рычко. – Нет, в первую смену учатся первоклассники, потом их сменят третьеклассники. – Значит, кабинетов мало? – продолжает интервью Максим. Вижу, что Елена Шаховая этого вопроса ожидала меньше всего, но после некоторого замешательства отвечает утвердительно. Долго задерживаться с нами учитель не может: первоклассники ждут. Мы благодарим за общение и направляемся в библиотеку. Здесь уже немного разочарованы начинающие корреспонденты. Задание заданием, но Максиму и Александре явно хотелось увидеть и полистать книги для их возраста. Например, энциклопедии. Но именно таких изданий очень не хватает православной гимназии. Да и вообще школьным библиотекам. – Почему Иванушка превратился в козленочка? – слышим из открытой двери обращенный к первоклассникам вопрос Елены Шаховой. – Аленушка плачет, какой звук она произносит? – А-а-а, – хором отвечают ребята. В соседнем кабинете духовной музыки за плотно закрытой дверью звучит вполне светская песня: “Мудрых преподавателей слушал я невнимательно”. – Ма-а-ак… Где звук “а”: в начале слова или в середине? – продолжает урок Елена Алексеевна. “То ли еще будет, то ли еще будет” – подхватывают новую мелодию четвероклассницы. Словом, во всех кабинетах гимназисты заняты делом, не стоит им мешать. Творческая группа “Заполярного вестника” спускается вниз. Находим удобное место и проводим летучку: обсуждаем, что делать дальше, делимся впечатлениями. – Здесь у первоклассников нет бейджиков, – начинает Александра. – Перед тем как начать уроки, в православной гимназии молятся. Они при каждом деле всегда молятся, – заключает Максим. Любимый урок Анны Перемену юные корреспонденты решили использовать для интервью. Четвероклассница Анна Калганова рассказала, что училась в другой школе, но в православной гимназии ей понравилось больше. Любимый предмет у Анны математика, и в пятом классе девочка хотела бы учиться в лицее №1, известном в Норильске как физмат. – Правда, математика твой самый легкий урок? – удивляется Максим. Анна в ответ улыбается. Второклассник Олег Носков дополнительно к школьной программе занимается английским языком, собирается на компьютерные курсы. – Это ты читал молебен? – спрашивает Александра. – Трудно было выучить? – А я не учил, он сам запомнился. Юные корреспонденты задают новые вопросы и выясняют, что, став взрослым, Олег собирается учиться на таксиста. Или на музыканта. Почему второклассник выбрал именно эти профессии, остается невыясненным: Максим и Александра переключаются на новых собеседников. Они еще не знают, что через несколько минут объяснение найдется самым неожиданным образом. В такси. Приехавший по вызову водитель интересуется, что это мы таким составом делали в православной гимназии. Ребята начинают рассказывать. Сергей – так зовут таксиста – сообщает, что здесь учится его дочь. В четвертом классе. И показывает фотографию на мобильном телефоне. – Аня? – хором произносим мы и хвалим эту общительную умную девочку. – И сын здесь учится, – добавляет Сергей, показывая фотографию мальчика, с которым мы только что познакомились. Так вот почему Олег хочет учиться на таксиста! – У нас и мама таксует, – сообщает довольный нашими похвалами отец. – А может, Олег станет музыкантом, – предполагают ребята. – Может быть, – соглашается Сергей и листает видеоальбом. Вот Олег играет на саксофоне. Александра Нехода и Максим Рычко довольны: будет что рассказать товарищам. Может быть, в следующий раз у ребят получится сделать материал и для газеты. |
0 | Твитнуть |