Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
«Легендарный» матч Далее
Экстрим по душе Далее
Гуд кёрлинг! Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Прохладный ветерок среди жаркого лета
СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ
28 августа 2014 года, 14:24
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Татьяна РЫЧКОВА
Есть в НПР такое место, где круглый год жаркое лето? Есть. Это глубокие горизонты рудника “Таймырский”. Мы там побывали, узнали кое-что про строителей подземных дорог из ШПУ-2, а также про важную роль в их жизни вентиляционных стволов. В частности, про ВС-7, заработавший в мае этого года.
Рудник “Таймырский” вскрыт семью стволами. Назначение у всех разное. Что касается вентиляционных, то ВС-5 , ВС-6 и ВС-7 выдают из рудника отработанный воздух – 400 кубических метров в секунду каждый, рассказывает Виктор Котельников, начальник шахтопроходческого управления №2 Норильского шахтостроительного треста ООО “Заполярная строительная компания”. ШПУ-2 – генподрядная организация по строительству рудника “Таймырский”.
Чем интересен объект ВС-7, скажем, журналистам? Во-первых, он самый глубокий на “Таймырском”, рассказывает Виктор Котельников. Если породозакладочный ствол (ПЗС) рудника доходит до отметки –1300, а клетьевой (КС-3) до –1400, то глубина ВС-7 – 1527 метров. На этой отметке находится насосная, откачивающая воду.
Во-вторых, горизонты вокруг ВС-7, на которых ведет работы ШПУ-2, не только самые глубокие, но и самые жаркие во всем подземном горняцком мире Талнаха. Остудить их до необходимого уровня может только постоянный сквознячок. ВС-7 предназначен для улучшения проветривания фланговых участков шахт №2 и №3.
– У нас в забоях на отметке ниже –1400 м температура без вентиляции доходила до +30…+39 градусов, – рассказывает руководитель ШПУ-2. – Чем ниже, тем теплее. Холодно не бывает. После того как в мае запустили ВС-7, в шахте стало не так жарко.
В-третьих, ШПУ-2 наращивает проходку транспортных путей, углубляясь все ниже. Дополнительный ствол пригодится и для подъема отбитой породы с северного фланга рудника, с горизонта –1400 и ниже, так как складировать внизу ее негде. Грузоподъемные мощности нужны и для доставки необходимых материалов, нужных для крепления боков и кровли выработок. Объемы работ по проходке в шахтопроходческом управлении №2  в следующем году вырастут с 102,5 тысячи кубов до 145 тысяч. Из них 30 тысяч ШПУ-2 планирует выдавать по ВС-7. Конечно, после его окончательного ввода в эксплуатацию, что должно произойти в первом полугодии 2015-го благодаря усилиям сразу нескольких предприятий. Собственно стволовые работы ведут “Норильскшахтсервис” (ООО “Норильскникельремонт”) и СШУ “Норильскшахтспецстрой” (ЗСК), монтажные и электромонтажные работы – специализированное шахтомонтажное управление (опять же ЗСК). ШПУ-2 “нарезает” и укрепляет горизонтальные выработки.
На верхушке “айсберга”
Вместе с Виктором Котельниковым мы направляемся на верхушку “айсберга”, то есть в копер вентиляционного ствола №7. Здесь нас встречает представитель рудника “Таймырский”, и. о. начальника ВС-7 Алексей Купцов. Приходится громко кричать, чтобы услышать друг друга. Слова заглушает шум двух внушительных (в диаметре больше четырех метров) вентиляторных установок немецкой фирмы Howden, которые высасывают из шахты отработанный воздух.  
На верхнем этаже, в машинном зале, удивляет эстетика быта и, как уверяют дизайнеры, изысканное сочетание цветов: бледно-зеленый заливной пол и синее оборудование – двухбарабанная подъемная машина Siemag с шестиметровым (в диаметре) стального колера барабаном. Алексей Купцов объясняет: “изысканность” обусловлена правилами ТБ. Машина должна отличаться по цвету, чтобы машинист подъемной машины видел, как крутится колесо.
Подъемная машина уже есть, а клети и скипа еще нет. В этом мы убеждаемся, спустившись ниже. Удивляет отсутствие людей. Они (монтажники “Норильскшахтсервиса”) – на бадье внутри ствола глубиной полтора километра, поясняют наши экскурсоводы. Осуществляют монтаж канатов и противовесов подъемной клетьевой машины. В стволе проложены три головных и десять направляющих канатов.
Верхушку “айсберга” мы посмотрели, остается увидеть, где его окончание. На следующий день около девяти утра в кабинете заместителя главного инженера по ОТиПБ Григория Алехина проходим долгий инструктаж по безопасности.
Туда, где нет зимы
По стволу ПЗС вместе с главным инженером ШПУ-2 Андреем Синичковым спускаемся на –1050-й горизонт. И хотя мы сравнили ВС-7 с айсбергом, наша экскурсия по “Таймырскому” – своего рода путешествие в жаркое лето и отчасти в осень. В двухэтажной клети, плотно заполненной горняками, – поздняя осень, долетают брызги шахтного “дождя” и совсем не жарко. Время пути на глубину один километр – 8–9 минут, хотя клеть скользит по стволу довольно быстро. Внизу мы садимся на подземный автобус и отправляемся на горизонт –1400 м.
Нас везут туда, где можно погреться и зимой, и холодным северным летом. Чем ближе к ядру Земли, тем выше температура вмещающих пород, объясняет Андрей Синичков. Если бы не система вентиляции рудников, людям на глубине 1,5 км пришлось бы работать при +40 градусах.
Дорога идет под уклон, кругами, по горному серпантину, построенному проходчиками “Норильскшахтстроя”. Это капитальные, доставочные и транспортные выработки по пустой породе. Добычу полезных ископаемых ведут рудники – в очистных горных выработках.
Дорога не гладкая и не тихая, водитель спасается от шума мотора с помощью наушников. Освещение – светоотражающие белые прямоугольнички по бокам подземного коридора. Часто мелькают круглые, заполненные воздухом вентрукава. Местами из боковых выработок уже начинает жарить горняцкое лето, местами долетает прохладный ветерок, сопровождаемый шумом-гудением.
– ВС-7 тянет воздух, – перекрикивая шум мотора, поясняет Андрей Синичков.
Сегодня – тупик, завтра – дорога
Минут сорок пути – и мы в тупике. В буквальном смысле. Дорога закончилась, шахтопроходчики готовятся добавить к подземному серпантину, который огибает ВС-7, еще несколько метров по направлению к –1527-й отметке, то есть к водоотливу.
Машинист буровой установки Игорь Бондарук ведет подготовку к креплению выработки. Забуривает шпуры в бока и кровлю.
– После бурения шпуров по забою “Бумером” величина отпалки составит 2 м 70 см, – называет цифры Андрей Синичков.
Именно на столько за одну смену удлиняется подземная доставочная трасса. За год выходит около шести километров. Так что тупик у проходчиков – понятие временное. Сегодня – тупик, завтра – дорога.
В тупике очень теплое лето, но пухлый вентрукав – вот он, рядышком. Наш гид поясняет: по воздухоподающим стволам  воздух подается в шахту, по вентиляционным он выдается, тем самым проветривая горные выработки. Тупиковые выработки проветриваются с помощью вентиляторов местного проветривания, которые “отщипывают кусочек” от свежей струи воздуха. Приемлемой для работы считается температура не более +26. Если она будет выше, придется внедрять охладительные установки.
…Жарко. Хорошо, в кармане находится платок, чтобы вытирать капли со лба. Начальник подземного участка горно-капитальных работ Евгений Фролов, отработавший проходчиком в ШПУ-2 двадцать лет, говорит, что работает в таком лете впервые. Впрочем, двадцать лет назад и рудник был поменьше, и от ствола до рабочего места было добираться быстрее. Не как сейчас: 7–8 минут в клети, потом еще 30–40 на подземном автобусе.
Какое лето без солнца? На глубине полутора километров наш путь освещает улыбка Лены Машковой, студентки четвертого курса красноярского горного института из команды “Профстарта”. Солнышко – без пяти минут маркшейдер.
– Нравится тебе работа? – с сомнением спрашиваю Елену (все же темно вокруг, жарко, пыльно).
– Очень нравится! – сияет улыбкой Лена.
– Задаешь направление горных выработок? (Это произносится уже с почтением.)
– Помогаю главному маркшейдеру. Самостоятельно мне работать еще нельзя.
Проходчик Марс, забуривающий шпуры
…В том месте, где погрузчик с одетыми в кольчугу колесами (чтобы не скользили) насыпает в кузов подземного самосвала три положенных ковша пустой породы, воздух уже совсем раскаленный.  Двигатели двух мощных машин добавляют жару в тупиковое пространство. Впрочем, на вопрос о погоде водители улыбаются и говорят: “Нормально”.
Через пять минут мы знакомимся с проходчиком по имени Марс. Его миссия – крепление боков выработки. С помощью перфоратора он забуривает шпуры длиной около двух метров, в них вставятся железобетонные штанги, потом поверхность закрепится с помощью стальной сетки и бетона. Здесь, рядом с рабочим местом Марса Искужина, через отверстие в скале, напоминающее тайный ход, виднеется ствол ВС-7. Вот оно, окончание “айсберга”. Ниже только водоотлив.
Там, наверху, на высоте полутора километров, остались заливные полы бледно-зеленого цвета, синяя установка Siemag для спуска-подъема будущих клети и скипа, а также вращающие своими лопастями вентиляторы фирмы Howden.
В 2015 году, когда все работы будут закончены, добираться до точки, на которой мы стоим, будет гораздо быстрее. “Норильскшахтстрой” вкупе с другими предприятиями ЗСК и “Норильскникельремонта” приложат для этого все усилия. Пока же мы пускаемся в обратный путь на подземном автобусе. Когда он ломается – пешком по ручейкам и грязи. Хлюп-хлюп… Осень однако… На горизонте –1300 м поджидаем в камере ожидания клеть, чтобы выбраться наверх. Здесь уже очень поздняя осень. Воздух, поступающий в шахту через ствол, в этом месте образует сквозняки, поэтому стволовая укутана в толстую зимнюю куртку, сапоги и шапку. И не скажешь, что в получасе езды начинается Африка.
В тупике. Бурильщик Игорь Бондарук забуривает шпуры
Там, где работают погрузчик и самосвал, особенно жарко
Мы на вершине “айсберга” ВС-7 у новой подъемной машины
За спиной Марса Искужина – окончание “айсберга” на глубине 1,5 км
0

Читайте также в этом номере:

Время создавать ТОР (Вера КАЛАБЕКОВА)
Сервис под дождем (Татьяна РЫЧКОВА)
Чисто мужская работа (Татьяна РЫЧКОВА)
Ровесник “Надежды” (Валентина ВАЧАЕВА)
Есть место идее (Екатерина БАРКОВА)
Чуть подросли (Екатерина БАРКОВА)
Карты в помощь (Юлия ГУБЕЛАДЗЕ)
Аукцион на прощание (Лариса МИХАЙЛОВА)
Люди и экспонаты (Лариса ФЕДИШИНА)
Лариса с книгами и без (Лариса ФЕДИШИНА)
Пар и магия (Юлия КОХ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск