Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
«Легендарный» матч Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Путь к причалу
ИМЯ
23 апреля 2012 года, 18:11
Фото: Личный архив Виктора БУДИНА
Текст: Валентина ВАЧАЕВА
Во вторник, 24 апреля, корифея отечественной гидротехники Александра Будина поздравят с круглой датой коллеги из разных уголков нашей страны и зарубежья. В том числе коллектив Заполярного транспортного филиала, куда входит созданная профессором Будиным гидротехническая лаборатория Дудинского порта. Накануне юбилея “ЗВ” побеседовал со старшим сыном ученого, первым руководителем лаборатории Виктором Будиным.
Свое 80-летие Александр Будин планирует отметить в местах, где прошло его детство, в Краславе, рядом с Даугавпилсом. Из Краславы на фронт ушел его отец, погибший под Наро-Фоминском. Сюда они с мамой вернулись из эвакуации. Из латвийской Швейцарии, как называют Краславу, после окончания школы подающий надежды поэт отправился поступать в литературный институт.
– Ребята из маленьких городов, как правило, уезжают на учебу компаниями, – рассказывает Будин-сын. – По дороге друзья склонили отца к поступлению в военное училище имени Фрунзе в Ленинграде, но у них даже документы не приняли. В тот год по указанию Лаврентия Берии всем приехавшим из Латвии было отказано в праве поступления в военные училища. Так отец фактически случайно попал в Ленинградский институт инженеров водного транспорта.
Добавим, что гидротехником стал не только юбиляр, но и оба его сына. Виктор окончил тот же ЛИИВТ, младший Александр – Ленинградский политехнический. Даже сестра Александра Яковлевича, живущая в Риге, – гидротехник. Кстати, моложе юбиляра на десять лет и тоже, как старший Будин, продолжает трудиться.
Кто спас навигацию?
Пути доктора технических наук, профессора ЛИИВТа и Норильского горно-металлургического комбината пересеклись во второй половине 1970-х, когда Дудинский порт должен был перейти на круглогодичную навигацию. В 1976 году как ведущий специалист по портовым сооружениям и механике грунтов Александр Будин вошел в состав государственной комиссии, прилетевшей на разбор аварии в Дудинском порту. В этой представительной комиссии был только один специалист по реологии, то есть по длительной прочности грунтов. Профессор Будин точно назвал причину аварии и дал прогноз устойчивости причалов порта.
– Мерзлый грунт, на котором стоят Норильск, Дудинка, весь Крайний Север, является реологически активным, то есть если взять кусок мерзлого грунта и дать нагрузку на него, то грунт потечет. Скорость его течения мала, но если здание в год будет давать осадку на 5 см, через три года оно развалится. Тогда, в 1976-м, проведенное обследование причалов порта констатировало их удручающее состояние. Водолазный осмотр выявил множество разрывов в шпунте от полутора метров в ширину и до десяти в высоту. Были участки, где водолаз заходил в одно отверстие, а через несколько метров выходил через другое. Очевидно, что стоять причалам помогала мерзлота, но было непонятно – насколько. Отец дал прогноз, сколько они смогут работать, какие нагрузки выдержат. Потом все подтвердилось.
В это время Норильский комбинат готовился к пуску первой очереди Надеждинского металлургического завода: в Дудинский порт завозили до шести миллионов тонн груза. Под угрозой оказалась не только круглогодичная навигация, но и обычная. Чтобы этого не случилось, Норильский комбинат заключил с ЛИИВТом договор. В старом прикордонном складе первого грузового района порта появилась гидротехническая лаборатория, чтобы на месте разбираться, почему причалы держатся, хотя по всем законам стул на двух ножках должен упасть… Изучая под руководством профессора Будина поведение сооружений в широком диапазоне нагрузок, в лаборатории строили модели причалов, замораживали их, подвергали различным нагрузкам вплоть до разрушения. Благодаря проведенным исследованиям удалось инженерно обосновать отказ от необходимости строительства новых причалов. На это нужны были не только капиталовложения, но и время, которого тогда не было. Если судно ледового класса можно построить за год-два, то на строительство причала требуется пять лет. Круглогодичную навигацию в Дудинском порту спасло изобретенное юбиляром устройство, регулирующее без участия человека напряжение в конструкции. Благодаря авторегулятору анкерных усилий первый морской причал порта успешно эксплуатируется до сих пор. Продолжается и сотрудничество талантливейшего ученого с Дудинским морским портом. (В мае исполняется 30 лет со дня присвоения порту этого статуса.)
Не может без работы
После работы в институте инженеров водного транспорта профессор Будин 13 лет (с 1985-го) возглавлял кафедру строительных материалов и конструкций в Ленинградском государственном аграрном университете. Он продолжал изучение реологических эффектов в основаниях зданий и сооружений и смежных тем, участвуя в работе Международной ассоциации по механике грунтов и фундаментостроению, в оползневой комиссии РАН, занимаясь подготовкой научных кадров, выпуская книги и справочники. Его технические разработки включались в нормативные документы, а изобретения получали патенты.
Все эти годы (до 1987-го) гидротехническая лаборатория Дудинского порта была в надежных руках Будина-сына. Виктор Александрович вспоминает, как начальник порта Александр Кизим со словами: “Если хочешь жить по-человечески, надо заниматься интересной работой” – предложил ему приехать в Дудинку.
– Александру Григорьевичу мою кандидатуру предложил отец. Я тоже учился в ЛИИВТе, занимался наукой. После четвертого курса женился, надо было самому зарабатывать. Помню, приехал в конце 1979 года в Дудинку, посмотрел, а когда вернулся, сказал молодой жене, что там жить нельзя… А через год мы приехали вместе и остались на одиннадцать лет. Сейчас я могу заявить, что это были самые светлые годы в нашей жизни. Как и отец, я до сих пор поддерживаю отношения с бывшими коллегами.
Интересно, что будущий почетный гражданин Дудинки Александр Кизим, перейдя в конце 1980-х на научно-производственную работу по исследованию и проектированию гидротехнических сооружений, сначала курировал гидротехническую лабораторию НГМК, а в 1996-м возглавил ее. “Харизматичный, сильный человек”, по определению Виктора Александровича, был другом семьи и после возвращения Будиных в Северную столицу. Был, потому что в 2005-м Александра Григорьевича не стало.
С 80-летием профессора Будина обязательно поздравит и ведущий специалист бюро гидрологии, входящего сегодня в УНСОФ Заполярного филиала, Тамара Матвиенко. Она называет юбиляра светилом и помнит все его приезды в порт. По возможности Тамара Даниловна навещает Будиных в Санкт-Петербурге и не перестает восхищаться не только научными достижениями Александра Яковлевича, но и его аристократической элегантностью. Она считает, что все Будины – творческие люди. В качестве доказательства Тамара Даниловна рассказывает про обычай профессорской семьи приглашать к столу звоном корабельного колокола. Правда, неизвестно, продолжается ли традиция в Нью-Йорке, где сейчас вместе с мамой и семьями живут сыновья профессора.
– Первым уехал брат. У меня двойное гражданство, работа там и здесь. Отец приезжал, присматривался, но перебираться не захотел. Он активно занимается наукой, являясь руководителем Санкт-Петербургской научно-производственной компании “Сооружения”, работающей в сфере обеспечения устойчивости сложных строительных объектов. Таких, например, как сооружения Минобороны, метрополитена и им подобных. По проекту, разработанному компанией, в Дудинском порту сейчас реконструируются ряжевые причалы. Он не может без работы.
Профессор Будин объясняет аспирантам принцип действия авторегулятора анкерных усилий. Такие же установлены на причалах в Дудинке
С сыном Виктором в гидротехнической лаборатории Дудинского порта в 1983 г.
0

Читайте также в этом номере:

Капитальный подход (Инна ШИМОЛИНА)
Пластиковая бутылка – польза или вред? (Ульяна БАТЫРБЕКОВА, ученица гимназии №4)
Праздник для мальчишек (Александр СЕМЧЕНКОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск