Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
«Легендарный» матч Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Гуд кёрлинг! Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Путешествие в будущее
ТЕМА
2 июля 2015 года, 15:40
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Татьяна ЕРМОЛАЕВА
Эффект “Белых ночей фандрайзинга” в Норильске
 
Уже два года “Норильский никель” реализует новую благотворительную программу “Мир новых возможностей”, приглашая норильчан совместно формировать качественную городскую среду.  Не просто раздать  деньги, а дать инструмент, мотивировать на активность и полезный для всех результат – в этом состоит главный посыл программы. Насколько он совпадает с современным подходом в области социального партнерства, “Заполярному вестнику” рассказала начальник управления благотворительных программ Заполярного филиала ГМК Светлана РУБАШКИНА.
– Светлана Александровна, недавно вы вернулись с VIII Международной практической  конференции “Белые ночи фандрайзинга”, проходившей в Санкт-Петербурге. Почему сегодня эта тема так актуальна?
– Фандрайзинг на самом деле актуален все 20 лет новейшей истории некоммерческого сектора в России. Дело в том, что большинство некоммерческих организаций – НКО – живут, как правило, не за счет какого-то стабильного финансирования. Для того чтобы организация была устойчивой, она должна заботиться о привлечении ресурсов из разных источников. Поэтому еще в конце 90-х – начале 2000-х в стране появились фандрайзеры – профессионалы, способные правильно выстраивать отношения с теми, кто дает деньги на реализацию социальных проектов, рассказывать о деятельности НКО так, чтобы захотелось ее поддержать. Со временем назрела необходимость создать профессиональную ассоциацию фандрайзеров, а кроме всего прочего встал вопрос о создании площадки, где люди могли бы обмениваться опытом и профессиональными практиками, обсуждать новые формы работы с донорами. Так появилась идея организовать в Питере конференцию “Белые ночи фандрайзинга”.  На протяжении уже восьми лет основным ее организатором является Центр развития некоммерческих организаций Санкт-Петербурга. В этом году в мероприятии приняли участие более 300 представителей НКО из России, Белоруссии, Армении, Казахстана и других стран. За время существования этой площадки качество ее настолько выросло, что число участников заметно увеличилось. Особенность этой конференции в том, что здесь нет организации-донора, которая ее финансирует. Каждый из участников платит за себя и в то же время сам влияет на формирование повестки обсуждения.
– В этом году “Норильский никель” оплатил поездку в Санкт-Петербург представителей трех некоммерческих организаций из Дудинки и Норильска. Почему было так важно, чтобы наши НКО приняли участие в “Белых ночах фандрайзинга”?
– Чем хорош некоммерческий сектор – здесь даже те, кто конкурирует в привлечении ресурсов, считают: чем больше будет обмена опытом, тем успешнее будут организации. Выигрывают все сразу и каждая НКО в отдельности. Представители Норильска и Дудинки от конференции в восторге, потому что смогли узнать действительно интересные технологии. Программа была очень насыщенной: мастерские, кейсы, практические сессии, советы по эффективному фандрайзингу в кризис. К примеру, непосредственные организаторы площадки по краудфандингу – Planeta.ru – пошагово рассказали, как добиться успеха в этом направлении. Этот инструмент сегодня кажется многим весьма привлекательным, однако на “Белых ночах” объяснили, что краудфандинг не волшебная палочка, которой стоит только взмахнуть – и на вас посыплются деньги. Для успеха краудфандинг-кампании важна не только хорошая идея, но и умение правильно о ней рассказать, представить ее пользователям через видеообращение и текстовое описание проекта,  работу с социальными сетями, журналистами, блогерами. Краудфандинг предполагает включение большого количества пиар-инструментов для того, чтобы привлечь людей к своей идее, побудить их сделать пожертвование на ее реализацию.  Есть здесь и свои нюансы. Например, Planeta.ru делает разделение между благотворительными проектами, к примеру сбор средств на лечение детей, и социальными – такими как создание фильмов, обучение, экспедиции… Если на площадке социальных проектов ты за определенное время не собрал  50 процентов необходимой суммы, то все уже собранные средства возвращаются жертвователям. И наоборот: на благотворительном проекте все собранные деньги отдаются нуждающемуся в помощи человеку. Это делается для того, чтобы быть прозрачными и понятными для частных доноров. В краудфандинге очень важны доверие и репутация. Понятно, что обязательно должна потом появиться отчетность.
– Я читала, что именно благодаря частным пожертвованиям фильм “Петрушка” Виктора Шендеровича и Владимира Мирзоева набрал рекордную для российской крауд-платформы сумму – шесть миллионов рублей.
– И это, кстати, тоже тенденция последних лет. Меняется структура доноров. Если еще шесть-семь лет назад немногие НКО активно работали  по привлечению массовых частных пожертвований, то сегодня практически любая организация, особенно если она специализируется на социальных услугах – помощи больным детям, многодетным семьям, старикам, использует инструменты для широкого привлечения средств обычных жителей. А на Западе частные пожертвования – это вообще две трети бюджета любой некоммерческой организации.
Знаете, мне повезло в этот раз попасть в Питере на потрясающий спектакль “Поколение Маугли”. Это масштабный благотворительный проект Константина Хабенского, который объединяет в себе идею развития творческих способностей ребят из разных регионов страны и сбор средств на лечение тяжелобольных детей. Эмоции испытываешь потрясающие! В самом конце этого доброго и зажигательного спектакля  на экране показывают два лица. Нет никаких имен, нет никаких диагнозов… Только голос за кадром: “Благодаря тому что вы сегодня пришли на наш спектакль, мы сможем помочь этим детям”. Трудно передать словами, какая там была создана атмосфера! И это тоже инструмент фандрайзинга. Когда просишь поддержки у людей – финансами, временем, опытом, нужно создавать такой эмоциональный фон, чтобы люди чувствовали радость от того, что принимают в этом участие.  Например, в антракте спектакля “Поколение Маугли” тоже было много веселых и добрых придумок:  почта добра, интерактивная книжка, клоуны, которые вместе со зрителями будили “Талант”, и  многое другое. “Поколение Маугли” – это ведь не только имя Хабенского. Это огромная работа команды. Когда человек может соединить свои личные навыки, свой талант с той проблемой, которая его цепляет, и создать вокруг этого сообщество единомышленников, вот тогда все начинает работать на долгосрочной основе. Вот этому мы и хотим научить наши НКО. Надеюсь, что у норильских участников конференции энтузиазм выльется в конкретные дела и проекты.  
– Что лично для вас показалось интересным на “Белых ночах фандрайзинга”?
– Для меня как для человека, который уже более 20 лет находится в поле развития благотворительности и некоммерческого сектора, самое радостное впечатление было от того, что выросло новое поколение профессиональных фандрайзеров и менеджеров НКО. Это ребята в возрасте от 25 до 35 лет. Глаза у них горят. Видно, что их эта деятельность зацепила. Появилось много новых игроков из числа некоммерческих организаций, которые уже всерьез осваивают социальные технологии. К примеру, становится понятно,  кому можно предложить взаимодействие по тем проектам, которые могут быть востребованы в Норильске. Партнерство здесь очень важно. Мне в этом плане было интересно познакомиться с опытом  питерской организации “Адвита”, которая развивает добровольчество. Причем в довольно сложных социальных темах. В частности, речь идет о помощи тяжелобольным людям. Свою работу эта НКО начала… со школ. Представители “Адвиты” пошагово показали, как через детей можно вовлекать в благотворительную деятельность родителей. У них даже есть сценарии уроков для учащихся по различным социальным темам. Когда дети эмоционально загораются этой деятельностью, к ним охотно присоединяются и взрослые. А это значит, что возрастают масштабы дополнительных частных пожертвований, волонтерского труда. По сути, происходит то, на что мы сейчас ориентированы в Норильске: вовлечение населения в решение социальных проблем. То есть люди перестают выжидать, когда компания или администрация города что-то сделают, а начинают решать проблемы все вместе.
– Для представителей наших НКО “Белые ночи” стали, по сути, прекрасной возможностью наладить связи?
– Вне всякого сомнения. Общение продолжалось между сессиями с теми спикерами и на те темы, которые тебя зацепили. Кроме того, организаторы конференции подготовили очень качественный раздаточный материал и даже создали внутреннюю социальную сеть для участников конференции, где можно посмотреть все презентации, видеоматериалы. Участники “Белых ночей” и в дальнейшем могут общаться с экспертами, с другими НКО, выкладывать здесь свои практики. То есть это долгоиграющий инструмент для того, чтобы можно было эти связи активно поддерживать. Мне кажется, это очень большой плюс.
– Планируют ли наши НКО, побывавшие в Питере, поделиться всем, что узнали, с другими некоммерческими организациями Норильска и Таймыра?
Я очень надеюсь на это. Собственно, с этой целью мы их туда и отправляли – чтобы они не только научились чему-то новому, но, вернувшись, передали полученные знания и контакты местным организациям. Опять же, наша благотворительная программа “Мир новых возможностей” и, в частности, конкурс социальных проектов сконструированы таким образом, что в них могут участвовать не только местные НКО, но и внешние организации, которые хотят в Норильске или на Таймыре сделать что-то важное и полезное для региона. Я думаю, конференция “Белые ночи” стала хорошей возможностью, чтобы договориться о партнерских проектах. В крупных городах – ни для кого не секрет – есть опытные организации, которые используют интересные технологии. Взять тот же “Упсала-цирк”… Этот проект придумали питерские ребята, которые через занятия цирковым искусством создают альтернативу уличной жизни и тем самым проводят социальную адаптацию детей и подростков из групп социального риска. Приезжая в различные регионы страны, “Упсала-цирк” устраивает настоящий фейерверк для детей и подростков, которые, возможно, тоже хотели бы делать что-то веселое и куражное в своем городе. И здесь главное – направить их энергию в нужное русло. Но это только один пример. Я думаю, есть разные интересные технологии, которые можно привезти в Норильск, выстроив партнерские отношения между организациями. Если наша и иногородняя НКО создадут совместный проект и подадут заявку на конкурс, у компании “Норильский никель” появится возможность профинансировать качественную историю на нашей территории.  Уверена, что результатом такого проекта может стать реальное позитивное социальное изменение. Если получится увидеть хотя бы несколько таких ярких историй – я буду очень рада.
 
Фандрайзинг – сбор денежных средств и иных материальных ресурсов, которые организация не может обеспечить самостоятельно и которые являются необходимыми для реализации определенного проекта или своей деятельности в целом.
 
Краудфандинг – коллективное сотрудничество людей (доноров), которые добровольно жертвуют деньги или другие ресурсы, как правило через Интернет, чтобы поддержать усилия других людей или организаций.
0

Читайте также в этом номере:

Не отходя от печи (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Пришел, увидел, оценил (Екатерина БАРКОВА)
Больше руды, меньше затрат (Татьяна РЫЧКОВА)
“ДелайПарк” вместе! (Марина БУШУЕВА)
Дополненная реальность (Марина БУШУЕВА)
Допуски как в космосе (Ростислав ЗОЛОТАРЕВ, Татьяна РЫЧКОВА)
Качели не по стандарту (Марина БУШУЕВА)
Стройка в режиме онлайн (Лариса ФЕДИШИНА)
Слушать и слышать (Дарья РУСИНА)
Он и химик, и медбрат (Марина БУШУЕВА)
Готовы реагировать (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Из миллиона “Гамлетов” (Валентина ВАЧАЕВА)
Герои былых времен (Валентина ВАЧАЕВА)
Он же Евгений (Джонсон ХАГАЖЕЕВ, гендиректор ОАО “НГМК” и РАО “Норильский никель” в конце 1990-х – начале 2000-х годов)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск