Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
«Легендарный» матч Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Герои былых времен
НоРИЛЬСКИЙ ХРОНОГРАФ
2 июля 2015 года, 16:40
Текст: Валентина ВАЧАЕВА
Меняются времена, а вместе с ними меняются награды. С распадом СССР исчезло звание Героя Социалистического Труда, но герои были, есть и будут.
Все свое
3 июля 1938 года
по приказу Завенягина организована Центральная строительная лаборатория. Строительный камень, глина, гравий, песочно-галечные залежи были найдены недалеко от Норильска еще летом 1936-го. Их качество исследовал инженер-химик Сергей Цуриков, впоследствии назначенный начальником Центральной лаборатории, сыгравшей большую роль в становлении местной стройиндустрии.
Ко времени организации лаборатории на строительстве  работал один кирпичный заводик, выдававший более миллиона кирпичей в год, и был запроектирован второй, неподалеку от первого, в районе глиняного карьера и узкоколейки на Валек. Второй выдал первые кирпичи в июле 1941-го. Производство было самым  примитивным, практически без механизации. Зимой в глиняном карьере шпуры “бурили” раскаленными на кострах ломами, готовую массу вручную резали на кирпичи. Мощность этого завода определялась в 18–20 миллионов штук.
На этой же производственной площадке был налажен выпуск цемента, извести, жидкого стекла, железобетона. Организовано производство посуды: стаканов, графинов, электролампочек и другой продукции. Многоотраслевой завод получил название КиБЗ (кирпично-блочный завод). Его руководителем был назначен Николай Рознатовский, работавший на первом кирпичном мастером. Именно Рознатовский наладил технологию производства кирпича из местного сырья на втором, а спустя два месяца после его назначения КиБЗ начал выпускать высококачественный кирпич, оказавшийся годным даже для строительства дымовой трубы Большого металлургического (никелевого) завода. Когда было особенно тяжело со строительными материалами,  тот же Рознатовский предложил несколько вариантов использования местного гипса. С его применением и было построено то, что сегодня называется Старым городом.
Через полвека в управление предприятий строительных материалов входило пять заводов и, соответственно, пять заводских лабораторий плюс центральная, переименованная в лабораторию УПСМ. Практически город был построен на собственных кирпичах, цементе, железобетоне, газозолобетоне и так далее.  В свое время в магазинах можно было купить даже керамику из местного  сырья. К концу 90-х строительство на территории сократилось, и комбинат постепенно перешел на привозную продукцию.
 
Из рук Завенягина
4 июля 1943 года
указом Президиума Верховного Совета СССР “за успешное выполнение заданий правительства по строительству и освоению Норильского никелевого комбината”  впервые в истории Норильска были награждены 188 человек.
Орден Ленина получили: бурильщик Иван Байдин, обогатитель Сергей Бочарников, начальник геологического отдела Александр Воронцов, норильчанин с 1930 года, начальник “Металлургстроя” Семен Енин, начальник комбината Александр Панюков, начальник строительства механического завода и ТЭЦ Иван Перфилов. Седьмым в списке на получение ордена был москвич, начальник главка горно-металлургических предприятий НКВД СССР Петр Захаров. Двое из первых орденоносцев, Воронцов и Перфилов, впоследствии будут названы почетными гражданами города Норильска.
Почти все заместители начальника комбината, включая будущего преемника Владимира Зверева, получили орден Трудового Красного Знамени: главный инженер Виктор Шевченко, начальник электролитного цеха Иван Иевлев, будущий главный инженер комбината Иван Береснев. Всего 20 человек, в том числе и репрессированный геолог Владимир Котульский, попавший в геологическое управление из Мончегорска. По свидетельству Николая Урванцева, пребывавшего в это время в Норильске в том же качестве, что и коллега, Котульский сформировал серьезную научно-исследовательскую группу, которая провела разносторонние исследования недр Норильска и его геологического строения. Этот материал был обобщен в монографии. Благодаря опеке Завенягина, вручавшего норильчанам награды в ДИТР, Котульский перебрался из Норильска в Красноярск, а после войны – в ленинградский институт “Гипроникель”. Там его снова арестовали. Повторный арест ученый не перенес и умер в 1951 году.
Среди награжденных орденом Красной Звезды – начальник проектной конторы Александр Шаройко и горняк Лев Савва. Оба проектировщики, оба члены команды Завенягина. Анатолий Львов в своей книге о Завенягине писал, что Савва был похож на Шаройко: “Та же сценическая внешность, артистичная натура, еще более мощный голос, любовь к пению, память на стихи. Дополнительная краска в портрете Саввы: чуб – воронье крыло. Эстраде предпочитал любительскую сцену (как правило, главные роли), отличался физической силой… И  не было для него притягательнее забавы, чем борцовское единоборство, на которое мало кто шел по доброй воле. Разве что наслышанные о Савве-спортсмене заключенные. Почти в каждом новом этапе находились желающие померяться силой с “гражданином начальником”.
Шаройко не дожил и до 40 лет. Почетного гражданина Норильска Саввы не стало накануне 80-летия.
Среди пятидесяти отмеченных орденом “Знак Почета” первым по алфавиту шел будущий первый Герой Социалистического Труда Сергей Агафонов.
Медалями (их было 99) наградили в том числе и бурового мастера Григория Сапрыкина, норильчанина с 1935-го по 1998 годы.
Указ был опубликован в “Правде” 5 июля, а 9-го его перепечатала норильская многотиражка “За металл”.
 
“Может рассказать молодым”
8 июля 1985 года,
в канун празднования полувекового юбилея Норильского горно-металлургического комбината имени Завенягина, указом Президиума Верховного Совета СССР звания Героя Социалистического Труда удостоились сразу шесть норильчан. До этого на комбинате высшая степень отличия за труд была присвоена всего 18 его работникам. Первым его получил норильчанин с 1939-го по 1961 год инженер-строитель Сергей Агафонов.
В 1985-м Героями Социалистического Труда стали: главный инженер комбината Анатолий Филатов, директор “Надежды” Джонсон Хагажеев, бригадир конвертерщиков этого же завода Анатолий Григорьев, флотатор обогатительной фабрики Зоя Колесникова, бригадир проходчиков “Комсомольского” Борис Меньшиков, бригадир “Талнахпромстроя” Дмитрий Корнейчук.
Из награжденных до сих пор на слуху (и на виду) имена Анатолия Филатова, которого называют последним красным директором комбината, и Джонсона Хагажеева, гендиректора ОАО НГМК и РАО “Норильский никель”  в конце 1990-х – начале 2000-х годов. Не все герои, дети войны, дожили до 80-летия комбината...
Благодаря Интернету удалось проследить постнорильскую судьбу единственной женщины из этого списка – Зои Колесниковой. Звание флотатор Норильской обогатительной фабрики получила после 20 норильских лет. На НОФ Колесникова пришла в 1965-м с опытом работы на Башкирском медно-серном комбинате и трудилась вплоть до отъезда на материк в 1992 году. Надо отметить, что первую награду, орден “Знак Почета”, она получила еще в 1974 году, а через пятилетку удостоилась ордена Октябрьской Революции. Выйдя на пенсию, знаменитый флотатор поселилась с семьей в подмосковных Бронницах, где оказалась единственной жительницей, удостоенной высшей награды за труд. Несколько лет назад в местной газете появился материл, посвященный “героине советского Севера”, заканчивавшийся словами: “…несмотря на груз прожитых лет, Зоя Васильевна не утратила своей былой природной привлекательности, интереса к происходящему в нашем городе и стране. Имея за плечами богатейший профессиональный и жизненный опыт, она может рассказать молодым бронничанам немало интересного о трудовом периоде своей яркой биографии, обо всем ценном и значимом, что было тогда в советском обществе”.
Трубы БМЗ, ТЭЦ клали из местного кирпича
Второй кирпичный завод, позднее – КиБЗ
Сидят: Иван Перфилов, третий – Александр Шаройко, второй справа – Александр Воронцов. Стоит в центре Лев Савва
В 1985-м награду Джонсону Хагажееву вручал Владимир Долгих
Званием Героя Социалистического Труда Зоя Колесникова гордится и через 30 лет
0

Читайте также в этом номере:

Не отходя от печи (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Пришел, увидел, оценил (Екатерина БАРКОВА)
Путешествие в будущее (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Больше руды, меньше затрат (Татьяна РЫЧКОВА)
“ДелайПарк” вместе! (Марина БУШУЕВА)
Дополненная реальность (Марина БУШУЕВА)
Допуски как в космосе (Ростислав ЗОЛОТАРЕВ, Татьяна РЫЧКОВА)
Качели не по стандарту (Марина БУШУЕВА)
Стройка в режиме онлайн (Лариса ФЕДИШИНА)
Слушать и слышать (Дарья РУСИНА)
Он и химик, и медбрат (Марина БУШУЕВА)
Готовы реагировать (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Из миллиона “Гамлетов” (Валентина ВАЧАЕВА)
Он же Евгений (Джонсон ХАГАЖЕЕВ, гендиректор ОАО “НГМК” и РАО “Норильский никель” в конце 1990-х – начале 2000-х годов)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск