Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
С мечом в руках Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Защита от вредного фактора
АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ
2 июля 2015 года, 15:48
Фото: Николай ЩИПКО, Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Татьяна РЫЧКОВА
Как известно, спецодежда – последний барьер, защищающий работника от вредных факторов на производстве. Благодаря инновациям и развитию СИЗ стали высокотехнологичными и очень эффективными. Мы попросили рассказать о новшествах в этой области заместителя начальника управления промышленной безопасности и охраны труда Заполярного филиала Игоря БАРЫШНИКОВА.
– Игорь Владимирович, добавит ли что-нибудь новое к имеющемуся ассортименту СИЗ выставка, прошедшая во Дворце культуры в апреле?
– Мы увидели ряд новых моделей, в том числе очков. У нас с ними и так в принципе все неплохо: есть выбор для различных условий работы. Но решили взять на испытание такие модели, которые раньше не применяли. То же касается обуви для металлургов.
– Это же не валенки? Они ушли в прошлое?
– Это ботинки, которые кратковременно выдерживают температуру до 1000 градусов и которые можно даже опускать в расплав. На механическом заводе проводились такие опыты: ботинки поливали расплавом, и они остались “живыми”. Таких у нас еще не было.
– Есть что-то кардинально защищающее от поражения электрическим током?
– На выставке был представлен ряд моделей для электротехнического персонала, в том числе нательное термостойкое белье, костюмы летние и зимние с использованием арамидных волокон, которые защищают от воздействия электрической дуги. Это современные разработки, которые сохраняют жизнь при воздействии электрической дуги до 6000 вольт. Ожоги остаются на одежде, а работник – живым.
– Это ноу-хау?
– Мы уже несколько лет закупаем такую продукцию, просто у нас не было альтернативы, а тут попросили поучаствовать сразу нескольких производителей: ЗАО “Восток-Сервис-Спецкомплект”, ЗАО “ФПГ Энергоконтракт” и ЗАО “Суксунский механический завод”. И в итоге все-таки выбрали тот же костюм, что и был раньше – от “ФПГ Энергоконтракт”. Устроили и цена, и качество. Это многослойная спецодежда: сначала идет термобелье, затем общий защитный костюм, сверху накидка и утепленная куртка. Максимальный эффект достигается, когда все это надето в комплекте. Также по итогам голосования работников мы запросили на испытания термостойкое белье фирмы “ЗАО “Восток-Сервис-Спецкомплект”.
– На практике такой костюм кому-нибудь жизнь сохранил? Или, слава богу, все у нас соблюдают ТБ и защитные свойства испытывал лишь производитель?
– Есть статистика, не наша, что такой костюм действительно спасает.
– На ПЗК одного из рудников нам недавно показали наушники Peltor, которые прислали им на испытания: сразу и телефон, и средство для защиты слуха.
– Это наушники со встроенным коммуникатором. Мы их используем в основном на металлургических переделах для общения машиниста крана и стропальщика. Если на том же медном заводе мостовой кран в главном пролете плавильного цеха установлен на высоте 22 метра, там не докричишься. Поэтому они общаются через наушники. И стоят такие наушники около 50 тысяч рублей. Для защиты органов слуха годятся и те, что подешевле, но у металлургов важна именно надежность, отсутствие двусмысленности принятия сигналов. Когда транспортируют расплав, это очень важно.
– Какие новшества в системе страхования на высоте?
– Ранее у нас использовались страховочные предохранительные пояса. На смену им приходят удерживающие и страховочные системы. Удерживающая привязь предназначена для фиксации в каком-то определенном положении при работе на высоте. Эти ремни, наплечные плюс под ноги, – система очень надежная. Когда был только пояс, то в случае падения мог пострадать позвоночник, а тут человек как парашютист. На спине есть специальное кольцо, стропом он цепляется за надежную металлоконструкцию, или анкер, и спокойно работает. Страховочная привязь – та же система, но строп имеет амортизатор. Если человек падает, строп начинает растягиваться и смягчает падение. Не просто жесткий рывок, а растянутый по времени.
– Дорого, наверное?
– Безопасность – всегда дорого. Если брать средние затраты по стране на спецодежду и средства индивидуальной защиты, это где-то от пяти до восьми тысяч рублей на одного работника. У нас в прошлом году затраты на одного работника составили более 22 тысяч рублей. В 2014-м мы закупили средств индивидуальной защиты на 514 миллионов, в этом году заявлено 540 миллионов.
– Вы были на Неделе охраны труда в Сочи, помните, там какой-то профессор доказывал, что от СИЗ один вред: каска сдавливает голову, лепестки-маски нарушают функции дыхания. Он, наверное, не бывал в плавильных цехах.
– Есть, конечно, такое лукавство. Как говорят, лучше всего работать в шлепанцах и шортах. Это, конечно, удобно, но существуют вредные и опасные производственные факторы, от которых человек должен быть защищен. И защитить его – обязанность работодателя в соответствии с законодательством, от которого мы не имеем права отступить. Мало того, мы еще добавляем что-то дополнительное к типовым отраслевым нормам, утвержденным Министерством труда и социального развития. Они минимальные. Скажем, в нормах где-то нет белья, где-то – рубашек. 22 тысячи из чего получается? Допустим, там написано: “рукавицы для защиты рук”. Мы не рукавицы закупаем, а технологичные перчатки, которые обеспечивают более надежную защиту. Или те же наушники за 50 тысяч – они не прописаны ни в одних типовых нормах. Или термозащитные каски для плавильщиков, которые выдерживают высокую температуру при работе с расплавами металлов. Если плавильщик подойдет к печи в обычной каске, она просто потеряет свою форму от высокой температуры.
– На той же Неделе охраны труда представитель одной корпорации говорил про костюм металлурга стоимостью в тысячу долларов.
– Может быть, у них металлургов, работающих непосредственно в жестком контакте с расплавом, десять человек, и поэтому эти затраты оправданны. Вообще спецодежда является последней ступенью защиты от производственных вредностей. Сперва идут технологические и технические мероприятия, которые исключают контакт человека с опасными и вредными производственными факторами. И если не получается, тогда уже идет обеспечение спецодеждой. Может, у них по технологии невозможно исключить контакт работника с расплавами, и они нашли такой выход.
– Игорь Владимирович, вижу в новом списке спецодежды, составленном после выставки в ДК, забавные, на первый взгляд, слова: “ледоходы” и “головной убор металлурга – шляпа с пелериной”…
– Ледоходы – это специальная резиновая накладка, защищающая от скольжения, одеваемая на обувь, которая не имеет шипов. А пелерина – термостойкий подшлемник, который надевается под каску и защищает от брызг металла.
– Перчатки антивибрационные действительно эффективное средство индивидуальной защиты?
– Скажем, у машиниста буровой установки раньше основным заболеванием была виброболезнь, а на внутренней стороне этой перчатки лежит слой геля, который гасит вибрацию.
– Когда попадаешь под землю, носки у выданных резиновых сапог кажутся слишком твердыми, а самоспасатели – тяжеловатыми. Ничего поизящнее не предвидится?
– У нас прошли испытания сапоги шахтерские с композитным подноском, они немного легче, эти сапоги рекомендованы к закупу на 2016 год. И самоспасатель шахтный на килограмм легче стандартного уже пришел, ждем документацию, чтобы запустить его на испытания.
– Все ли в порядке у “Норильского никеля” с запасами СИЗ?
– У нас всегда все есть в наличии. Если чего-то вдруг не окажется, доставим авиазавозом. ООО “Логистик-центр”, через который в основном сейчас осуществляются заявки по средствам индивидуальной защиты, работает довольно оперативно.
 

В ТЕМУ
Без шума

На промышленных предприятиях Заполярного филиала началось тестирование новых средств индивидуальной защиты.
 
Денис КОЖЕВНИКОВ
В условиях все более широкого внедрения в промышленность технологичных решений в области защиты здоровья «Норильский никель» применяет на практике самые современные веяния и передовые решения. В этот раз в компании занялись защитой слуха своих работников, занятых на шумных производствах. Таковых достаточно по определению: на дробильном, взрывном, погрузочно-доставочном и других производствах, где технологии в той или иной степени связаны с шумом крупного оборудования и особыми условиями труда в горно-металлургической отрасли. Услышать или разобрать команды в таких условиях иной раз очень проблематично, что ставит под угрозу сам процесс, не говоря уже о здоровье человека.
Варианты с флажками, взмахами рук, свистками и прочими средствами коммуникации понемногу отходят в прошлое. На производстве появляются технические возможности, не только значительно упрощающие контакт участников технологического процесса, но и делающие его безопаснее, быстрее, экономичнее.
На переделах рудника «Комсомольский» вот уже несколько недель рабочие ходят с антеннами на голове – точнее, в новых радиофицированных наушниках с небольшой антенной в одном из головных динамиков и микрофоном. Это позволяет слышать друг друга, диспетчера и непосредственного руководителя. За счет электронного регулирования внешних шумов, их автоматического соотнесения с уровнем звука внутренней радиосвязи обладатель наушников может воспринимать окружающие его шумы и голоса в безопасном режиме. Внешний шум, к примеру, дробилки и команды диспетчера по радиосвязи автоматически выравниваются и в наушниках слышатся одинаково и не режут слух.
И руки свободны
Наушники тестируются индивидуально для каждой категории работников. В первую очередь специалистами управления по охране труда и промышленной безопасности ЗФ выясняется необходимость в таких девайсах на том или ином участке производства. Пробуются варианты наушников в конкретных профессиях и, соответственно, их вид, комплектация и технические параметры. Так, очевидно, что для подземных работ потребуются ретрансляторы для расширения зоны приема-передачи, а также специальное исполнение наушников с учетом спецодежды горняков и прочих подземных средств индивидуальной защиты. Для металлургов, например, нужно принять во внимание расположение микрофона в случае использования респираторов и других средств защиты дыхания. Для каждой специальности необходимо будет индивидуально настраивать программное обеспечение наушников.
В настоящий момент на суд производственников Большого Норильска представили свои разработки несколько компаний, производителей средств индивидуальной защиты. Инженерам и рабочим Заполярного филиала предстоит опробовать их на местах, в конкретных условиях и определиться с выбором. Потребители такого продукта будут учитывать не только технические возможности наушников, но и долговечность, практичность, стоимость современных гаджетов и, не исключено, репутацию фирмы.
Так или иначе, поставщики, участвующие в конкурсе, готовы к самому тесному сотрудничеству с металлургами и горянками, усовершенствованию своего продукта с учетом замечаний и пожеланий. Со своей стороны специалисты сферы промышленной безопасности и охраны труда рассчитывают с применением новых высокотехнологичных СИЗов решить вопросы сохранения здоровья своих работников одновременно с некоторым увеличением эффективности труда. Поскольку «умные» наушники – это хорошо услышанные, но и правильно исполненные распоряжения, соблюдение технологий и свободные руки, избавленные от необходимости жестикулировать или держать рацию.
“Умные” наушники – это хорошо услышанные, а значит, правильно выполненные указания
0

Читайте также в этом номере:

Не отходя от печи (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Пришел, увидел, оценил (Екатерина БАРКОВА)
Путешествие в будущее (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Больше руды, меньше затрат (Татьяна РЫЧКОВА)
“ДелайПарк” вместе! (Марина БУШУЕВА)
Дополненная реальность (Марина БУШУЕВА)
Допуски как в космосе (Ростислав ЗОЛОТАРЕВ, Татьяна РЫЧКОВА)
Качели не по стандарту (Марина БУШУЕВА)
Стройка в режиме онлайн (Лариса ФЕДИШИНА)
Слушать и слышать (Дарья РУСИНА)
Он и химик, и медбрат (Марина БУШУЕВА)
Готовы реагировать (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Из миллиона “Гамлетов” (Валентина ВАЧАЕВА)
Герои былых времен (Валентина ВАЧАЕВА)
Он же Евгений (Джонсон ХАГАЖЕЕВ, гендиректор ОАО “НГМК” и РАО “Норильский никель” в конце 1990-х – начале 2000-х годов)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск