Пять комнат
ДЕТСТВО БЕЗ ГРАНИЦ
![]() |
1 ноября 2018 года, 14:15 Фото: Алена ИВАНОВА Текст: Марина БУШУЕВА
|
На выходных в Норильске строили машину Голдберга, проводили химические опыты, играли в странные шахматы, достойные “Алисы в Стране чудес”, и даже собрали ансамбль из юных ученых, никогда не игравших на музыкальных инструментах.
В 2018 году научно-технический марафон “Норникеля” для старшеклассников “АрктикPRO” отмечает свое пятилетие. От первоначального варианта программы, наверное, осталось лишь название. С каждым годом марафон становится все круче и интереснее. И конечно, растет конкурс. – В этом году мы побили очередной рекорд. В первом этапе программы приняли участие более полутора тысяч человек. Норильск, как всегда, локомотив: более 700 норильчан прошли онлайн-викторину. Из них всего 60 человек прошли во второй этап, – рассказывает Дмитрий Сапожников, менеджер и ведущий проекта. А значит, конкурс составил более 11 человек на место. Как в хороших вузах. Правда, все места только бюджетные. – Марафон стал еще более научным, еще более техническим. Была усилена ТРИЗ-часть в первом этапе. Ребята писали целые научные работы про то, какими они видят вертикальные города будущего. Мы даже на день позже объявили о результатах, потому что не успевали прочитать их. Из 60 человек, прошедших во второй этап, только десять не ответили на ТРИЗ-вопрос, но они набрали максимальное количество баллов в викторине. Вокально-инструментальный “Заполярный технодром” встретил участников пятью закрытыми комнатами. Путевой лист говорил о необходимости пройти каждую, но всякий раз в новой команде, а значит, на помощь друга надеяться не стоит. В первом кабинете ребята делали машину Голдберга. На основе каркаса и подручных материалов необходимо было собрать такую систему, когда запускается что-то одно, например, катится шарик, он сбивает домино, падающее одно за другим, и постепенно рушится целая конструкция. Чем больше материалов, тем более зрелищным выглядит этот процесс. Во втором кабинете школьники играли в шахматы. По всем правилам, но… тремя командами: черными, белыми и цветными. Ребятам надо было произвести некий шахматный этюд, что оказалось непросто. Ведь в привычной игре многое было непривычным: количество фигур, комбинации, правила передвижения. Ребятам пришлось проявить чудеса гибкости ума, чтобы выйти из этой комнаты. В третьем кабинете участники создавали гидроманипуляторы. Картонные машины двигались и даже могли что-то захватывать и переносить, благодаря воде, которая передвигалась по трубочкам от капельниц. В действие машина приводилась обыкновенными шприцами. Полностью с заданием справилась лишь одна команда из пяти. – Мы хотели показать ребятам, что сложные машины, например экскаваторы, работают по такому же принципу. Их механика, устройство лежат на поверхности, и школьники 7–10-х классов при наличии необходимых материалов вполне могут создавать такие агрегаты, – говорит Дмитрий Сапожников. – Я уверен, что многие ребята заинтересовались и, возможно, летом сделают что-то подобное. Например, трактор для перевозки песка. Потому что они поняли, что это реально. В четвертой комнате ребята немного подискутировали, а после организовали вокально-инструментальный ансамбль. Каждый из 12 участников команды получил музыкальный инструмент, на котором нужно было исполнить какую-нибудь песню. Здесь, конечно, история не про музыкальный слух и вокальные данные, а про командную работу, про умение руководить группой людей. Ведь для ученых, инженеров важно уметь работать в команде. – Мне очень понравилось дискутировать на тему “Что будет, если в один день исчезнут все школы?”. Наша задача была рассказать, каким будет мир без учителей, и прописать программу развития человечества, – пояснил Иван Невзоров, учащийся 10 “Б” класса гимназии №1. – Наша идея опиралась на систему кураторства. К примеру, мы могли бы стать кураторами для старшеклассников, водить их по разным предприятиям, где специалисты знакомили бы ребят со своими профессиями и областями науки, в которых разбираются. Старшеклассники, в свою очередь, будут курировать учащихся средней и младшей школы и передавать им полученные знания. Тем самым мы восстановим иерархию обучения. Последняя комната была химической лабораторией. – Мы привезли с собой кучу разных реактивов, – рассказывает Дмитрий Сапожников. – Даже возникли проблемы с перевозкой их в самолете, но мы все объяснили, показали разные сертификаты. И в результате в этой комнате ребята моделировали какие-то опыты, объясняли реакции взаимодействия между веществами, в общем, смогли ощутить себя настоящими химиками. Как экзоскелет спасет мир Во второй день “Заполярного технодрома” ребята вначале выбирали десять самых значимых и интересных изобретений и открытий XX и XI веков. Потом в течение 40 минут готовили анализ и презентацию одного из них. Команде надо было рассказать, что это за изобретение или открытие, как оно повлияло на жизнь человека здесь и сейчас, и смоделировать возможное будущее: на что может повлиять изобретение и что благодаря ему будет еще открыто. – Мы представили экзоскелет, так как считаем, что это великая инновация, которая уже помогает людям с ограниченными способностями, используется для выполнения опасных работ и военными, – делится Иван Невзоров. Экзоскелет, объясняет школьник, это специальный костюм, который увеличивает все физические показатели человека в несколько раз. То есть, прикладывая усилия в четыре-пять килограммов, человек в экзоскелете может поднять уже 90. Кроме того, это дополнительная защита, которая нужна при проведении различных исследований или спасательных операций в опасных условиях. – Будущее экзоскелетов очень велико, – утверждает Иван, – ведь они будут использоваться не только на Земле, но и при исследовании других планет. Воодушевившись идеей Железного Человека, мы предположили, что в будущем у людей будут браслеты, которые смогут отслеживать их физическое состояние. И когда оно ухудшится, сигнал об этом придет на базу, откуда выдвинется пустой скелет. Он подберет больного и отвезет в медпункт. Два дня пролетели незаметно. Уже скоро станет известно, кто те десять счастливчиков, которые поедут в зимнюю научно-техническую школу. Это финальный этап марафона, который, как обычно, пройдет в одном из городов России. В прошлые годы интересующиеся наукой и техникой школьники побывали в Санкт-Петербурге, Красноярске, Казани и Екатеринбурге. |
0 | Твитнуть |