Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
«Легендарный» матч Далее
Экстрим по душе Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Театр говорит
ОБОГАТИТЕЛЬНАЯ ФАБРИКА
11 января 2018 года, 13:48
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Марина БУШУЕВА
“Обогатительная фабрика” с режиссером Норильского театра драмы Тимуром Файрузовым завершила череду театральных проектов “Норникеля” и медиакомпании “Северный город” 2017 года.
Среди самых запоминающихся театральных событий – показ на норильской сцене спектаклей, номинированных на “Золотую маску” и мастер-классы для детей и взрослых в рамках Всероссийского конкурса юных чтецов “Живая классика”. Впереди – всеми любимая лаборатория современной драматургии “Полярка”. Поэтому что ни говорите, но Норильск – город, избалованный хорошим театром. Однако понимают современный театр далеко не все. Казалось бы, известные имена, престижные награды, а зритель выходит обескураженный. Что это было?  
Дело в том, что Малевича в России многие до сих пор считают современным художником, в то время как для европейцев это старая добрая классика. То же происходит и в театре, который сошел с подмостков, стал немым, обездвиженным, театром теней, смесью цирка и театра, театром на льду, под водой, без грима, с участием зрителей… а мы все еще ждем старую добрую классику. И да, мы в ней, несомненно, лучшие.
– Зритель желает если Чехова, то в льняном пиджаке и среди вишневого сада, и чтоб все в пастельных тонах, – говорит Тимур Файрузов. – “Как без сада? Как без диалогов?” – возмущается зритель. В 2008 году я в норильском театре смотрел “Вишневый сад”, поставленный Зайкаускасом, четыре часа на одном дыхании. Потом пришел в педколледж, где в то время преподавал, и слышу, как учителя обсуждают: “Ужасный спектакль, ужасный! Кто так ставит Чехова?!” У нас почему-то все знают, как надо ставить Чехова, как Достоевского. Но вот эти клише – это абсурд.
Театр XXI века находится в постоянном поиске. Иногда режиссеры новые образы ищут прямо на глазах у зрителей. Хореография, живопись, музыка, визуальные виды искусства – все это инструменты театра, они меняются и не дают ему стоять на месте. Театральный драматический язык усложнился. Как научиться понимать его и как нужно готовиться, чтобы получить истинное эмоциональное и интеллектуальное удовольствие от спектакля, – на эти вопросы постарался ответить Тимур Файрузов.
Никаких кумиров
– Как мы себе обычно представляем театр? – спрашивает Тимур Файрузов. И сам же отвечает: – Это такой дом с колоннами, внутри которого находится сценическая коробка, где стоят какие-то декорации и несколько актеров ходят по сцене и говорят заученный текст.
С конца 80-х годов этот театр начинает претерпевать кризис. И, возможно, он бы вышел на какой-то новый уровень, но случились девяностые. Интеллектуальный зритель в то время из русского театра ушел, потому что именно ему приходилось в эти годы тяжелее всего. Да и актерам зарплату не платили, им приходилось заниматься какими-то несвойственными им вещами, например, распространением косметики. К тому же, чтобы поставить спектакль, нужны костюмы, декорации – все это стоит недешево.
Во всем этом театру нужно было научиться выживать. И он стал зарабатывать так называемой буржуазной пьесой. Яркий представитель этого направления есть и в Заполярной драме – это спектакль “Очень женатый таксист”. В итоге пришел другой зритель, совершенно отличный от того, который ходил в советский театр 70-х и 80-х. И у этой публики совершенно не было точек соприкосновения. В какой-то момент даже встал вопрос: выживет ли русский театр? Будет ли он кому-то нужен?  
Однако каким-то чудом он не только выжил, но и стал сегодня одним из центральных видов искусства, порой оставляя позади даже кинематограф.
– Театр открыл перед зрителем множество дверей, через которые можно попасть в иные пространства, – считает спикер. – Сегодня нет никаких театральных канонов. Каждый режиссер, и я в том числе, выстраивает свои правила игры со зрителем. И тут возникают два важных вопроса: способен ли режиссер донести свою задумку до зрителя и способен ли зритель понять правила и включиться в игру.
Новый театр существенно отличается от того, что был раньше, говорит Тимур Файрузов. Наше восприятие стало цифровым. Режиссер жонглирует жанрами. В драматическом спектакле вдруг кто-то запел оперным голосом. Или втесался номер клоунады. Для чего это нужно? Чтобы оттенить, вызвать еще больший отклик, большую эмоцию. Ведь сегодняшний зритель лишен института кумиров. Раньше между театралами был вполне уместен диалог: “А ты был во МХАТе на “Синей птице”? Не был? Ну, значит, ты и театра не знаешь”. Сегодня, что смотреть и как на это реагировать, каждый решает сам.
– Многие театры ставят современные пьесы, – говорит слушательница лектория Инна Шимолина. – И их необходимо научиться адекватно понимать. И я, с одной стороны, приверженец классического театра. Я люблю Чехова, Островского, Вампилова в их традиционной постановке. Но есть и другой театр, который мне тоже безумно нравится. Например, Тимур показал отрывки из спектакля, который я обязательно найду, чтобы посмотреть его полностью. И пусть не все современные пьесы мне придутся по душе, но будут и те, которые попадут в категорию любимых.  
Знакомьтесь снова и снова
При всем при этом многие до сих пор уверены в необходимости возвращения к русскому традиционному театру. Но какой он, русский традиционный? Если посмотреть на театральные подмостки начала ХХ века, то там было очень много направлений, которые потом поглотил соцреализм.
– В 90-е театр резко развернулся к хореографии – и зрители узнали, что помимо классического балета, оказывается, есть какой-то другой. Появилось множество танцевальных студий, работающих с новыми формами, – вспоминает режиссер. – Но мало кто знает, что первые студии современной хореографии появились в России при Айседоре Дункан. Просто в 20-е годы они были расформированы.
Или вот театр абсурда. Многие уверенно связывают его зарождение с именем румынско-французского драматурга Эжена Ионеско, который ставил свои пьесы после Второй мировой войны. Но ведь задолго до него были Александр Введенский, ОБЭРИУты и Даниил Хармс.
Еще одно интересное направление – театр художника. Его разрабатывал наш соотечественник Василий Кандинский. И если внимательнее смотреть в прошлое, то станет видно, что русский театр не так уж далек от всех этих новых и новейших направлений.
Конечно, невозможно на одной газетной полосе уместить все то, что было в лекции. Ведь как говорит слушательница клуба-лектория Софья Рыбачевская, чтобы понять, что же такое современный театр, какую роль играет и какие функции несет в себе, необходимо проследить его трансформацию во времени и пространстве, знать формы существования современного театра. Но главное – знакомиться с ним вновь и вновь, приходя в его стены.
– Тимур Файрузов объяснил основные понятия классического театра и показал формы современного экспериментального, в том числе наглядно – в видеоиллюстрациях, – отметила Софья. – При этом сам Тимур раскрылся не только как талантливый режиссер, чьи работы всегда “попадают” и отзываются в тебе, но и как интересный лектор, увлеченный, живой, грамотный. Хочется пожелать нашему театру зрителя думающего, готового получать не столько зрелище, сколько интеллектуальное, эстетическое удовольствие, а режиссерским работам – давать для этого все шансы.
Кто знает, чем все кончится…
На этом можно было бы завершить, но “Фабрика” не была бы собой, если бы организаторы не придумали для зрителей сюрприз. Кто из нас не мечтал в детстве стать актером или актрисой? А в Новый год, как известно, мечты сбываются. С помощью режиссера Тимура Файрузова, артиста Александра Носырева и хореографа Барнаульского театра музыкальной комедии Оксаны Малышевой зрители погрузились в невербальный театр. Где круг из стульев стал границами реальности. Каждый мог зайти и выйти в любой момент, закружиться с кем-то в страстном танце или наступить кому-то на ногу. Встречи, легкое касание и расставание навсегда. Или сплетение рук и ног – клубок, который хочется распутать, но по инерции они запутываются еще сильнее. Круговорот людей в природе – так был назван перформанс, который, несмотря на кажущуюся простоту, помогал почувствовать границы, свои и другого человека, услышать собственное тело.  
А после три слушательницы клуба-лектория попробовали себя в роли актрис, готовящихся к новогодней постановке, и поучаствовали в читке современной пьесы “Три поросенка”. Читка – это, с одной стороны, репетиция, с другой – одна из форм современного искусства. Например, в столичном Театр.doc много читают, собирая при этом полные залы и  становясь призерами престижных театральных фестивалей.
Особенность читки в том, что нет декораций и костюмов, но есть ваше воображение. Нет мизансцен, но есть актеры, которые создают характеры персонажей. Есть текст, который оживает в речи артистов, есть мысль, которую стремится донести в своем разборе режиссер. Пьеса для начинающих актеров была выбрана самая что ни на есть новогодняя – “Три поросенка”. Где известные всем Ниф-Ниф, Наф-Наф и Нуф-Нуф сбегают из дома, потому что боятся попасть в новогодний холодец. За автора читал режиссер, волк тоже был профессионалом, за него – Александр Носырев.
– Мы слушали, затаив дыхание, – говорит слушательница “Фабрики” Любовь Митрюшина, – хотя герои и знакомые, но пьеса-то современная. Кто его знает, к чему все это приведет. Да и читали наши актеры так хорошо, что зрители смогли погрузиться в атмосферу настоящего театра. Я получила много впечатлений и праздничное настроение. Информация вроде бы непростая, о жанрах современного театра, но все было подано настолько легко!
И ведь не зря волновались зрители. Глупые поросята не только обхитрили злого волка, но и… съели его за праздничным столом.
– Большая благодарность клубу-лекторию “Обогатительная фабрика”, который делает нас добрее, веселее и жизнерадостнее, – отметила одна из главных героинь пьесы Наталья Ускова. – Это было, как всегда, полезно. Обязательно посмотрю дома перформансы, о которых говорил Тимур Файрузов. Ну а за читку отдельное спасибо – чудесная возможность во взрослом возрасте подурачиться.
И только слушатели хотели расслабиться, обсудить увиденное и услышанное, как их попросили поскорее покинуть теплые стены медиакомпании. Что ж, понятно, выходной день. Да еще и предновогодний. Но, как оказалось, в завершение вечера гостей ждал еще один сюрприз – запуск небесных фонариков. Несмотря на мороз и ветер, фонарики все же отправились в небеса. А значит, пожелания тех, кто их запустил, обязательно исполнятся.
– Получилось очень по-новогоднему! – не сдержала радости Наталья Ускова. – А желание – встречаться чаще. На этом проекте всегда удивительные спикеры!
– Мне все очень понравилось, – говорит Инна Шимолина. – Давно не было такой душевной фабрики, когда и лекция интересная, и есть интерактив. Читка пьесы в стенах медиакомпании – это новое и интересное решение в рамках лектория.
Сегодняшний зритель лишен института кумиров. Что смотреть и как реагировать, каждый решает сам
Профессионалы и начинающие актрисы: “Три поросенка” – тоже искусство!
Под Новый год все загадывают желания. Слушатели “Фабрики” запустили в небо фонарики
0

Читайте также в этом номере:

Культура растет (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Воплощая мечты (Мария СОКОЛОВА)
Норильск в цифровом формате (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Дочери – за отца (Лариса ФЕДИШИНА)
О Норильске слагают песни (Лариса МИХАЙЛОВА)
Дед Мороз все еще ждет (Марина БУШУЕВА)
Автоёлка (Анна САРАФАНОВА)
Улетный флешмоб (Марина БУШУЕВА)
Как относиться к утопии? (Валентина ВАЧАЕВА)
Дурных собак не бывает (Татьяна РЫЧКОВА)
Каждый Шарик имеет право (Анна САРАФАНОВА)
Дешево и сердито (Роман БУКВОЕДОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск