Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
«Легендарный» матч Далее
Гуд кёрлинг! Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
В традициях криминального жанра
Есть такая служба
12 ноября 2010 года, 14:08
Текст: Татьяна РЫЧКОВА
Получив задание написать   про милицейскую династию Шовиковых, я договорилась о встрече с ее младшим представителем –  Виталием. Материалов по “делу”   не хватило, результатом дальнейшего расследования стал рассказ о работе всего отдела уголовного розыска криминальной милиции,   в которую Виталий пришел год назад.
Виталию Шовикову, оперуполномоченному отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, 23 года. После окончания политехнического колледжа отслужил в армии, демобилизовался, поступил на работу в милицию. Про работу рассказывает аккуратно. Начинал с расследований по общей уголовной практике: вымогательства, кражи. Потом перевели в отдел по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. В разговоре выясняется, что лаконичность в рассказах о службе – обязательное качество всех Шовиковых. Виталий не помнит, чтобы его отец, инспектор милиции общественной безопасности Игорь Шовиков, рассказывал дома о работе. Чтобы узнать о прадедушке-чекисте, набирает по мобильнику украинский номер:
– Дедуля, расскажи про своего отца.
Информация снова лаконичная. Капитан милиции Николай Абрамович Шовиков, родившийся в начале XX века, работал и простым оперуполномоченным, и начальником. Еще один дедушка Виталия – Валерий Николаевич Шовиков тоже носил погоны, только военные, и дослужился до звания подполковника в строительных войсках. Прослеживается определенная тенденция.  
– Виталька очень хотел попасть в органы. Престижная мужская работа, – формулирует эту тенденцию мама Виталия Виктория.
Вдова Игоря Шовикова подтверждает: муж никогда не рассказывал о своей службе. За захватывающими подробностями из жизни сотрудников милиции я отправляюсь к непосредственным руководителям Виталия – начальнику отдела уголовного розыска Юрию Крылову и заместителю начальника криминальной милиции Вячеславу Адамчуку.
 
Набери 02
– А вам в жизни приходилось иметь дело с милицией? – вопросом на вопрос о работе УВД отвечает Вячеслав Адамчук.
Я вспоминаю: приходилось. Дважды. Еще в прошлом веке какая-то подозрительная дама рвалась ко мне, когда дома больше никого не было, с криками: “Откройте, убивают!” Я ужасно струсила. Это были времена малиновых пиджаков, заказных убийств, разгула наркомании и прочих эксцессов. Дрожащим пальцем я набрала 02. Они приехали немедленно, гораздо быстрее скорой, и ни живых, ни мертвых на площадке не обнаружили. Во второй раз, не так давно, причиной вызова стала драка на площадке. Снова их не пришлось долго ждать.
Юрий Крылов поступил работать в милицию в 1992-м. Вспоминает: число убийств в Норильске тогда в среднем достигало пятидесяти в год, однажды было 68. Сейчас статистика иная.
Начальник отдела уголовного розыска открывает в компьютере отчет за девять месяцев этого года.
– Убийства: в этом году 15, в прошлом – 16. Процент раскрываемости в этом году – 100, в прошлом было 86,7. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью: в этом году 40, в том году было 55, снижается. Изнасилований в этом году было три, в прошлом – шесть, процент раскрываемости – 100. Разбойные нападения: в этом году 10, а в прошлом 28. Снижение в два с лишним раза. Грабежи: в этом году 125, в прошлом – 156. Краж меньше, чем в том году, на четыре процента и раскрываемость чуточку выше. Наркотиков изъято меньше…
– Почему статистика иная?
– Наверное, социальная политика в городе стала лучше, зарплату людям платят хорошую, хватает на жизнь, – предполагает Юрий Крылов.
– Чем выше благосостояние народа, тем меньше несуразных преступлений, – говорит Вячеслав Адамчук.
 
По закону,   но не по справедливости
Да, они работают, и цифры хорошие, но иногда случается, что особо опасный преступник быстро оказывается на свободе.
– Буквально месяц назад мы задержали мужчину, который водил к себе в квартиру маленьких мальчиков, насиловал и записывал на видео, – рассказывает об одном из самых громких дел этого года Юрий Крылов. – А последний раз мы его сажали за аналогичные преступления еще в прошлом веке.
– Но ведь не может же нормальный человек так себя вести?
– Нет, конечно. В рамках расследования дела назначается судебно-психиатрическая экспертиза. Был у нас в городе в 90-х годах такой Женя Дымов. Шел он как-то мимо коляски, в которой плакал ребенок. Его это так взбудоражило, что он подошел и убил грудничка. Его на год на принудительные меры как больного, а в 2002-м году все повторилось. Только девочка была постарше – лет восьми. Его опять признали невменяемым, направили снова на принудительное лечение в учреждение закрытого типа. Через два года выпустили.
– Выходит, вы преступника поймали, а дальше система не работает?
– Работает не так, как хотят простые люди. Она работает по закону, но не по справедливости.
“Зри в корень”, – говорил Козьма Прутков. Корень зла в части большинства преступлений криминальной милиции давно известен: алкоголь. Причина большинства убийств – водка, говорит Юрий Крылов и приводит примеры:
– Все как в том кино: “У нас все беды из-за водки и из-за женщин”. А если все вместе, то вообще труба. Недавно в одной компании оказались судимый и несудимый. Те, которые отсидели, знают цену слову. Мы на свободе говорим и не задумываемся, а на зоне слова имеют вес. Тот, который несудимый, не подумав ляпнул что-то, судимый оскорбился, схватил нож и убил человека.
…Но вопрос, почему люди пьют, не к криминальной милиции.  
 
И вот он – кайф,   и жулик – вот он
– Юрий Михайлович, от чего сотрудник уголовного розыска ловит кайф?
– От раскрытого преступления. Может потратить на него и день, и неделю, и две, и полгода. Раскрыл, и вот он – кайф, и жулик – вот он. В прошлом году только из отпуска вернулся – коммерсант пропал. Опросили его рабочих, говорят: “Он нас развез по домам и поехал к себе”. Вроде, нормальные мужики, правду говорят. Два месяца мы собирали материалы по крупицам. Оказалось, что они и есть убийцы. Увезли его под Дудинку, там застрелили, разрубили и в землю закопали. Мы ездили туда в лютый мороз в ноябре с отбойными молотками, лопатами, ломами. Поморозились, но нашли части тела. Пришло лето, опять туда вернулись, нашли голову и руки. Сейчас дело в суде. Чем сложнее преступление, чем дольше с ним возился, тем больше кайфа.
Подполковник Адамчук говорит о том, что греет чисто по-человечески:
– Это редкие случаи, когда лето, тепло и мы выехали куда-то коллективом отдохнуть. Правда, очень редко бывает, чтобы кто-нибудь кому-нибудь не позвонил и мы бы тихо отсидели.
“Тихо отсидеть” дома в субботу и воскресенье в криминальной милиции тоже считается чудом, рассказывает Юрий Крылов.
– Если никто не позвонил и ты два дня провел дома с семьей, эти два дня кажутся длинными, как отпуск, аж не верится. Не часто так бывает.
 
Никто не собьет   в коридоре
– Девушки ваших оперов любят так же, как в киносериалах?
– В нашей профессии творческий подход нужен, – отвечает на вопрос подполковник Адамчук. – Если будет опер “сухой”, он ничего не сделает. Надо с людьми общаться, где-то пофантазировать, где-то кем-то прикинуться, иначе ничего не раскроешь.
– И ваши люди так же редко бывают дома?
– В уголовном розыске рабочий день есть, до семи согласно закону, но вот вы сейчас выйдете (а у нас рабочий день закончился), вас никто не собьет в коридоре, убегая и застегиваясь на ходу. Двери кабинетов открыты, все работают.
На стене в кабинете Крылова – многочисленные награды отдела за спортивные достижения.
– Какие главные качества хорошего работника уголовного розыска: физическая подготовка, ловкость, сообразительность?
– Преданность своей работе, – отвечает Юрий Крылов. – Способность любить ее несмотря ни на что. Ребята отдают службе все свое время. Пришли в девять утра, между делом какую-нибудь булочку съели, на свидание сходили, в перерывах между боями – в кино, домой – поздно к вечеру.
Представитель милицейской династии Виталий уже усвоил эту традицию криминального жанра.
– Виталий год работает, понятно, молодой, многого не умеет, но старается, не считается со своим временем. Если нужно кого-то найти, опросить, повестки разнести – пока все не сделает, домой не пойдет, – говорит Крылов.
…Начало восьмого. Они собираются на вечернюю планерку. Я иду к выходу мимо многочисленных кабинетов, двери которых открыты.
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск