Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Вода Таймыра
ЕСТЬ ТАКАЯ СЛУЖБА
14 мая 2015 года, 15:43
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Лариса СТЕЦЕВИЧ
На Таймыре практически неистребимые запасы минеральной воды. Это доказал еще Владимир Дерпгольц, кандидат геолого-минералогических наук, бывший зэк Норильлага, основатель гидрогеологической службы в Заполярье и автор книги “Мир воды во Вселенной”.
Заполярный филиал ГМК “Норильский никель” по составу своих структурных подразделений уникальнейшее предприятие. Помимо металлургов, горняков и обогатителей есть у него и такая структура, как гидротехническая служба. Она была организована еще в конце 80-х годов на базе Дудинского морского порта, а в настоящее время входит в состав центра диагностики.
Мониторинг безопасности
Как рассказал Виктор Шкода, главный гидротехник ЗФ – заместитель директора центра диагностики, в настоящее время практически все добытые руды после извлечения из них полезных компонентов складируются в специальные хранилища отходов – хвостохранилища. Сейчас у Заполярного филиала таких хранилищ три: хвостохранилище “Лебяжье”, хвостохранилище №1 Норильской обогатительной фабрики и хвостохранилище Надеждинского металлургического завода. В настоящее время идет интенсивное строительство нового хвосто- хранилища Талнахской обогатительной фабрики в рамках реализации проекта реконструкции ТОФ. Ответственность за безопасную эксплуатацию гидротехнических сооружений настолько велика, что для них был принят отдельный от других опасных объектов Федеральный закон №117 “О безопасности гидротехнических сооружений”. В процессе эксплуатации ГТС постепенно изменяется не только антропогенная, но и геологическая среда.
– Особенно интенсивно эти процессы происходят при эксплуатации намывных хвостохранилищ, – подчеркивает Виктор Шкода. – При заполнении емкостей хвостохранилищ и наращивании сооружений по высоте постепенно возрастает техногенная нагрузка на грунты основания, меняются прочностные характеристики грунтов. Отсутствие постоянного контроля за техническим состоянием хвостохранилищ и технологией складирования хвостов может привести к потере устойчивости ограждающих дамб и в конечном итоге – к гидродинамической аварии. А выброс в окружающую среду пяти миллионов кубических метров химически загрязненной воды может повлечь не только загрязнение окружающей среды, но и человеческие жертвы, нанести серьезный материальный ущерб газопроводам и другим системам жизнеобеспечения нашего города. Для предотвращения подобных аварий в ЗФ “Норильского никеля” создана система комплексного мониторинга промышленной безопасности гидротехнических сооружений.
Мониторинг безопасности проводится на трех уровнях. Прежде всего это оперативный контроль технического состояния ГТС. Для этого ежедневно проводятся визуальные осмотры, контролируется технология подачи и складирования пульпы, объема и физических характеристик хвостов, забора оборотной воды и уровней воды в отстойных прудах. Ежеквартально проводятся инструментальные геодезические наблюдения (съемки дамб и пляжных зон), замеры температур грунтов и уровней воды в скважинах, гидрогеологические и гидрологические наблюдения. Два раза в год – промеры глубин прудов-отстойников для определения объемов оборотной воды и уложенных хвостов. Гидротехническая служба центра диагностики на протяжении многих лет постоянно обрабатывает, накапливает и систематизирует данные мониторинга по всем хвостохранилищам, но не только: в архивах службы хранятся сведения практически по всем водным объектам Норильского пром- района и Дудинки.
Енисейская ведьма
Помимо работы на хвостохранилищах гидротехническая служба проводит круглогодичные наблюдения в Дудинке, накапливает и обрабатывает гидрологические, гидрометеорологические и ледотермические данные на реках Енисее и Дудинке. Составляются ежегодные прогнозы паводка, ледостава и ледохода. Без прогноза бюро гидрологии гидротехнической службы невозможно эффективно спланировать работу Дудинского морского порта, сократить срок прихода каравана судов или проложить зимнюю переправу по льду водоемов, рек и хвостохранилищ. Специалисты обследуют состояния ледового покрова на участках работы транспортных средств ЗФ (снежно-ледовых дорог и переправ), ведут контроль ледовой обстановки в акватории порта и состояния ледокольных прорезей в низовьях Енисея.
Участвуют гидротехники-гидрологи и в подготовке к весеннему паводку подразделений ЗФ, выполняют прогнозы весеннего паводка на водотоках в промышленной зоне Норильска, предоставляют акты – разрешения для выезда техники на лед при выполнении строительных и ремонтных работ.
Возглавляет бюро гидрологии Игорь Сухов, высококлассный геодезист, по велению времени ставший и гидрологом, и гидротехником. Под его началом вот уже много лет трудится ведущий специалист службы, единственный в ЗФ инженер-гидролог Тамара Матвиенко, которую в узких кругах называют “енисейской ведьмой” – за точность прогнозов паводка и ледохода на Енисее. Более 30 лет ее прогнозы по ледоходу в Дудинке сбываются с точностью до двух часов.
– Основным параметром ледохода является не красочное прохождение льда вдоль причальной стенки Дудинского порта, – говорит Тамара Даниловна. – Красивый ледоход – это огромные разрушения портовых сооружений, береговой линии города – порта Дудинки. Высокие торосы, навалы глыб на берега высотой до 15–30 метров – это огромные нагрузки на причальные сооружения ЗТФ, дамбы и береговую линию с подпорными стенками. Основным защитником города и портовых сооружений является ледозащитная дамба, спроектированная и возведенная работниками Дудинского морского порта, – она первая принимает удар стихии. Большое наследие нам оставили наши предшественники, гидротехники, которые работали в порту с 1935 года. Их данные дают возможность правильно рассчитать паводки и ледоходы. Даже ситуация в памятном всем дудинцам 1999 году, когда уровень воды поднялся до экстремальных отметок, была спрогнозирована благодаря наблюдениям наших предшественников-гидрологов. Сейчас, учтя ошибки и просчеты прошлых лет, для предотвращения затопления по Енисею перед паводком ежегодно нарезаются атомным ледоколом ледокольные прорези: вверх по течению вокруг островов Шельмовских, по протокам Ситковской и Грибановской и вниз по течению до острова Никитинского.
Кстати, гидрологи не только дают различные прогнозы на природные явления, анализируют ситуацию, но и занимаются проводкой флота, что очень важно для неразрывности технологической цепочки компании.
Как рассказал Виктор Шкода, раньше корабли стояли в Ледовитом океане, ждали пока уйдет лед. Александр Кизим, бывший начальник Дудинского порта, а затем главный гидротехник ЗФ, совместно с Тамарой Матвиенко, изучив все условия гидрологии, нашли место на Енисее, куда флот может зайти еще по льду и переждать основную “головку” ледохода. Благодаря этому сейчас корабельный путь сокращается в два раза, суда приходят в порт на три-четыре дня раньше. Соответственно, идет экономия средств и рабочих сил.
Специфическая работа
– Кроме этого, на долю нашей службы иногда выпадают и специфические работы, – рассказывает Дмитрий Куприянов, начальник гидротехнической службы. – Например, в 2013 году в результате аномальной жары расходы воды в наших местных речках резко сократились, а некоторые настолько обмелели, что превратились в ручьи. К разрешению норильской ситуации был приглашен ведущий гидрологический институт страны – Всероссийский научно-исследовательский институт гидротехники им. Б.Е. Веденеева (“РусГидро”), его специалисты предложили проект грунтовой дамбы на реке Норильской. Для анализа и долгосрочного прогноза развития ситуации ученые поставили перед нами задачу – произвести промеры и морфологические наблюдения на реке Норильской и ее притоках, реках Талой и Рыбной, а также на верховых озерах Кета и Мелком, из которых вытекают эти реки. Для чего нами были проложены пешие и вертолетные маршруты, речные сплавы, во время которых был проведен большой объем наблюдений, собраны уникальные данные по рельефу дна и морфологии рек от верхних озер, питающих нашу важнейшую речную артерию – реку Норильскую. Все это позволило оценить расходы воды в реках – притоках реки Норильской, определить запасы поступающей воды для составления прогноза водоснабжения НПР в зимний период 2014 года, – поясняет Дмитрий Куприянов. – И уже в прошлом году гидрологическая ситуация стабилизировалась, водоподъемная дамба, построенная на реке Норильской, остановила падение уровня воды, начался его подъем. Сейчас уровень реки Норильской находится в пределах средних многолетних значений.
– Но нужно думать и о возможном повторении климатической и гидрологической ситуации, – уверен гидротехник Куприянов. – Для этого необходимо в первую очередь продолжать осваивать местные водные ресурсы. Учитывая эксплуатационные запасы, грамотно и не истощая ресурсы, увеличивать водопотребление на имеющихся в НПР водозаборах, проводить специальные мероприятия по влагозадержанию на них, что позволит увеличить ресурсы подземных вод, использовать водные ресурсы нашей основной реки – Енисея, накапливать воду в технологических водоемах. И все же для преодоления недостатка воды главное – это рациональное использование водных ресурсов, ведь природе необходимо время, чтобы пополнить запасы, которые мы, люди, у нее забираем…
Патриарх норильской гидрогеологии
Гидрологи и гидротехники не только одна из самых специфических и востребованных специальностей в Норильске, причем на все времена, но и одна из самых дефицитных. В Норильском промышленном районе в первые десятилетия освоения богатств Таймыра водоснабжение осуществлялось за счет поверхностных источников из открытых рек и водоемов. В разведке и эксплуатации подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения района участвовала целая плеяда норильских специалистов-гидрогеологов, таких как Григорий Михалев, Василий Вожов, Игорь Рогинец, Валентина Хоменко, Раиса Маркович, Виктор Могилевцев, Михаил Попов, Антон Яковлев, Михаил Завада, Егор Кириенко, Галина Келеп, Оксана Цапкаленко, Юрий Ерамак, Александр Ковпий, Артур Гареев, Галина Снисар, Светлана Королева, Ирина Павлуненко, Любовь Ахматнурова, Лидия Масленникова и многие другие.
В начале 60-х годов с открытием Талнахского месторождения цветных металлов остро встал вопрос не только водоснабжения, но и осушения рудника “Маяк”. При разведочных работах одной из скважин была вскрыта подземная вода, изливающаяся на поверхность, – артезианский водоносный горизонт. Пробуренная первая разведочно-эксплуатационная скважина Ар-3 самоизливалась с дебитом более 30 м3/сек. В дальнейшем в долине реки Талнах была проведена разведка подземных вод с оценкой эксплуатационных запасов под руководством главного гидрогеолога горнорудного управления НГМК Игоря Ивановича Рогинца. Именно ему талнахцы обязаны тем, что пьют такую чистую и полезную воду. Впрочем, как утверждают специалисты, наша таймырская природная вода достаточно чистая, ведь мы пользуемся в основном – на 60 процентов – артезианскими водами от трех подземных месторождений воды, остальной процент питьевой воды поступает от поверхностных водозаборов на реке Норильской. Другое дело, что, пройдя по нашим канализационным трубам, она приходит к потребителю не всегда такой чистой, вкусной и полезной, особенно в весенний паводковый период.
Кроме того, вокруг нас гигантские запасы минеральной воды. Это доказал еще Владимир Федорович Дерпгольц. Его норильский последователь – Егор Емельянович Кириенко, патриарх норильской гидрогеологии.
В Норильск он приехал в 1970 году после окончания Томского политехнического института. Егор Емельянович с гордостью подчеркивает, что он выпускник того же института, что и Николай Николаевич Урванцев. Поехать в Заполярье – его мечта детства. Еще шестиклассником он прочитал незабвенный “Алитет уходит в горы” и навсегда заболел Севером. До армии выучился на буровика – и на шаг приблизился к мечте. После армии поступил в институт, когда пришло время распределения, Кириенко сам попросился в северный город. Начинал в Норильской комплексной геолого-разведочной экспедиции простым инженером-гидрогеологом. Но в первый же полевой сезон ему доверили возглавить полевой отряд по проведению гидрогеохимической съемки. В 1975 году был назначен начальником гидрогеологической службы Норильского горно-металлургического комбината, затем начальником гидрогеологической партии ЗКГРЭ НГМК, заместителем начальника производственного отдела управления капитального строительства АО “Норильский комбинат”, начальником гидротехнической лаборатории АО “НК”. В настоящее время продолжает работу ведущим специалистом гидротехнической службы центра диагностики (ЦД) Заполярного филиала компании.
– Мне здесь все очень нравится. Здесь родились мои дети и внуки, и уезжать я пока не собираюсь, – рассказывает Кириенко. – Конечно, когда я приехал в Норильск, уже открыли Талнахское месторождение медно-никелевых руд и месторождение подземных вод, но и на нашу долю кое-что осталось.
Ему довелось принимать участие в поисках, разведке, мониторинге и подсчете эксплуатационных запасов Амбарнинского, Ергалахского и Талнахского месторождений подземных вод и Вальковского месторождения минеральных подземных вод. Он самостоятельно провел практически все полевые опытные гидрогеологические работы, где пригодилась его первая специальность бурового мастера. Эти месторождения и в настоящее время эксплуатируются для водоснабжения Норильска, Талнаха и Кайеркана.
Именно при участии Егора Емельяновича Кириенко была впервые составлена карта минеральных вод Таймыра. Занимался он и изучением гидрогеологических условий месторождений полезных ископаемых до глубины 2000 метров.
– На Таймыре уникальная гидрогеологическая обстановка, еще Дерпгольц в своей служебной записке к тогдашнему директору комбината Звереву писал о том, что здесь можно создать курортные зоны лучше, чем на Кавказе, – подчеркивает Егор Емельянович. – Наши минеральные источники по своему составу идентичны московскому типу минеральных вод. Имеются в районе и сероводородные минеральные воды, зафиксированные в долине реки Амбарной. Разведка минеральных сульфатных вод была еще в 80-х годах выполнена за счет средств окружкома профсоюза. Этой минеральной водой когда-то бесплатно поили работников комбината, отдыхающих в санатории-профилактории “Валек”. Далее эксплуатацией и реализацией минеральных вод занялись местные предприниматели... Примечательно, что в озеро Хантайское недалеко от Хантайской ГЭС впадают два ручья, вода в которых относится к хлоридному типу и может использоваться как питьевая столовая, так и для наружного лечения в ваннах.
Обширные знания, полученные в Сибирской школе гидрогеологов (Томский политехнический институт), 45-летний опыт работы, полученные знания при изучении гидрогеологических условий территории Таймыра и Норильского промрайона помогают не только мне, но и всей гидротехнической службе ЦД решать большой спектр работ, часто не связанных с прямыми обязанностями, заключает Кириенко.
В настоящее время Егор Емельянович передает свой опыт и знания молодым сотрудникам гидротехнической службы ЦД. Во многих вопросах он является прямым и достоверным источником информации для гидротехников о тех территориях НПР, на которых в настоящее время не ведутся никакие наблюдения.
Также за время работы в гидротехнической службе Егор Кириенко лично выполнил ряд уникальных работ. По его рекомендациям, составленным на основании расчетов и наблюдений за развитием оползневых процессов автоотвала “Пост-1” рудника “Медвежий ручей”, Заполярный филиал отказался от строительства противооползневых сооружений, что позволило сэкономить более полумиллиарда рублей в ценах 1991 года. Он принимал непосредственное участие в генеральном подсчете запасов полезных ископаемых Октябрьского и Талнахского месторождений медно-никелевых руд. Именно Кириенко выявил истинные причины фильтрации через русловую плотину хвостохранилища НМЗ, что позволило исключить попадание промышленных стоков в Енисейскую водную систему.
А еще Кириенко изобретатель, имеет восемь патентов на изобретения в области экологии, шесть из которых касаются утилизации газодымовых выбросов.
Ветеран труда Егор Емельянович Кириенко за добросовестный труд отмечен многочисленными наградами руководства Заполярного филиала, в том числе памятным знаком “50 лет со дня основания Норильского комбината”. А в честь 300-летия горно-геологической службы России он награжден памятным знаком министра природных ресурсов РФ. Справедливости ради стоит отметить, что и другие сотрудники службы неоднократно поощрялись руководством ЗФ, Норильска и Дудинки, территориальными органами ГОиЧС.
Ежегодно перед службой руководство ЗФ ставит новые задачи, а уровень знаний и подготовки ее специалистов позволяет решать их успешно, грамотно и эффективно. Как говорил первый руководитель службы Александр Григорьевич Кизим: “Кроме нас, гидротехников здесь нет”.
Виктор Шкода: “Уровень знаний и подготовки наших специалистов позволяет решать задачи грамотно, успешно и эффективно”
Необходимо рационально использовать наши водные ресурсы, уверен Дмитрий Куприянов
Отбор проб грунта для контроля за строительством дамбы на новом хвостохранилище (ТОФ)
0

Читайте также в этом номере:

Парад бессмертных (Татьяна РЫЧКОВА)
Празднуют талнахцы (Мария ГРИГОРЬЕВА)
Одна на всех (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Подсказка всегда полезна (Татьяна РЫЧКОВА)
Свое клеймо (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Победа на льду (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Спасибо за все! (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
В благодарность (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Премьера от силовиков (Денис КОЖЕВНИКОВ)
В чистом (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Пенсия предпринимателю (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Мэр по конкурсу (Татьяна РЫЧКОВА)
И растет, и падает (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Лабораторная поверка (Валентина ВАЧАЕВА)
Спектакль на бис (Лариса ФОМЕНКО)
Огнем и пламенем сердец (Мария ГРИГОРЬЕВА)
Время без опасности (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Привычка праздновать (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Подарок небес (Елена ПОПОВА)
У озера (Лариса ФЕДИШИНА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск