Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
«Легендарный» матч Далее
Экстрим по душе Далее
С мечом в руках Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Закрепить успех, набрать обороты
От первого лица
28 апреля 2010 года, 13:32
Интервью генерального директора ГМК “Норильский никель”  Владимира СТРЖАЛКОВСКОГО газете “Заполярный вестник”.
– Год назад, на V Корпоративном форуме, была представлена антикризисная программа «Норильского никеля». Насколько эффективной она оказалась?
– Можете судить сами по результатам прошедшего года: все производственные планы выполнены, сокращений на производстве не было, объем инвестиций в дальнейшее развитие компании увеличен, социальные программы и обязательства сохранены в полном объеме, наша клиентская база осталась прежней и даже расширилась, а рынки сбыта стали более диверсифицированными за счет укрепления позиций в Азии. Немаловажно, что акционеры в сложный период сохраняли паритет и более-менее согласованно решали важные вопросы. Но главное, трудовой коллектив работал сплоченно и эффективно.
– Каких усилий стоило сохранить в сложном 2009 году объемы производства?
– Не секрет, что компания столкнулась с проблемой обеднения руды, и это произошло не вчера. Соответственно, чтобы производить тот же самый объем металлов, ее требуется больше. Однако в 2008–2009 годах объем добычи остался примерно на одинаковом уровне, хотя производство металлов практически не изменилось, а по ряду даже выросло. Это было достигнуто за счет повышения степени извлечения, что, безусловно, является большой заслугой наших производственников. Таким образом, повышение эффективности производства – вот наша основная задача. Не экстенсивный, но интенсивный рост за счет снижения издержек и рационального использования производственных мощностей. В связи с этим руководство подразделений должно уделять более серьезное внимание рационализаторским предложениям и инновациям, которые предлагают специалисты на местах. И самое важное – обмениваться опытом, наработками друг друга. Повышение эффективности производства не должно быть вынужденной реакцией на кризис, оно должно являться естественным порядком вещей в нашей компании. Только так мы сможем сохранить конкурентные преимущества и раскрыть тот огромный потенциал, который имеет ГМК.
– Сохранение объемов производства позволило нам добиться хороших финансовых показателей по итогам 2009 года, выполнить обязательства перед клиентами, обеспечив традиционно высокое качество сервиса. Сохранить их доверие было одним из важных испытаний кризиса. Думаю, мы его с успехом прошли и намерены впредь оставаться надежным партнером.
– Одним из серьезнейших вопросов, обозначенных год назад, была проблема диверсификации сбыта. В какой стадии решения она сейчас находится?
– Я бы назвал это не проблемой, а задачей. Ее решение снижает географические риски для компании. Можно сказать, что за 2009 год мы значительно продвинулись в этом направлении – укрепили связи с нашими азиатскими клиентами. Исторически так сложилось, что основным рынком для нас является Европа, но Азия – наиболее перспективный и емкий рынок, куда стремится попасть каждая компания. У нас же есть ряд преимуществ по сравнению с конкурентами – мы работаем с клиентами напрямую. Так, в Китае у нас два собственных сбытовых офиса плюс представительство. Наша клиентская база в КНР ощутимо расширилась, несмотря на кризис. Доля рынка, занимаемая нами в Индии, также увеличилась. Однако это не значит, что мы полностью смещаем фокус в сторону Азии. Наша сбытовая стратегия – максимально укрепить позиции во всех регионах, потребляющих продукцию ГМК. Поэтому и Европа, и страны Северной и Южной Америки, и Африка нам с этой точки зрения не менее интересны.
– Были ли планы по модернизации производства своевременными? Как их реализация может повлиять на экологическую ситуацию?
– Наши планы модернизации производства появились задолго до кризиса. Кризис лишь показал со всей очевидностью, что они должны реализовываться более быстрыми темпами. Тем не менее одного желания в данном случае недостаточно, поскольку мы упираемся в объективные ограничения – чтобы нам ощутимо снизить выбросы, нужно перестраивать технологии производства. Для этого вначале нужно понять, каким образом это нужно делать и каким может быть эффект от инвестированных средств (а их объем должен быть значительным). Пока получается так, что кардинально проблема не решена – готового решения попросту нет. Диоксид серы по-прежнему остается нашей главной головной болью. Тем не менее могу сказать, что ориентировочно к августу наши специалисты (причем специалисты всех научно-производственных подразделений компании) должны представить свои предложения с учетом мирового опыта последних лет. Думаю, решение будет найдено. Безусловно, это не означает, что мы совсем ничего не делаем в части улучшения экологии. После выполнения мероприятий в полном объеме суммарные выбросы загрязняющих веществ к 2015 году от источников ЗФ должны быть снижены на 76,1%, в том числе выбросы диоксида серы – на 78,1%, различных видов пыли – от 22,3 до 42,2%, оксида никеля – на 12,1%. Также благодаря реализации проекта брикетирования на КГМК на 95% снизятся выбросы в городе Заполярном.
– Успешный запуск авиакомпании NordStar был прогнозируемым?
– Скажу так: он был необходимым. Мы отдавали себе отчет, что те вложения, которые осуществляет ГМК в этот проект, позволят решить остро вставшую проблему в сфере авиаперевозок Красноярского края. Думаю, это было своевременным решением в кризис – мы не позволили возникнуть социальной напряженности в Норильском промышленном районе. Появление новой авиакомпании способствовало снижению цен другими авиаперевозчиками. Комфорт и качество услуг NordStar, как я знаю, высоко оценены. В результате в 2010 году мы вышли на новый уровень работы – с Красноярским краем подписано соглашение о сотрудничестве по вопросам развития авиационного сообщения, которое предполагает в будущем совместное создание базового авиаперевозчика. Думаю, это очень хороший пример того, как локальный проект становится общезначимым в региональном масштабе.
– За минувший год программа отдыха для работников компании значительно расширилась. Можно рассчитывать на то, что эта тенденция в будущем сохранится?
– Нужно отметить, что социальные программы сохраняются в полном объеме. Выполнение обязательств в этой сфере по-прежнему остается для нас приоритетом. Продолжится модернизация санатория «Заполярье», который станет более доступным благодаря прямым рейсам NordStar Норильск – Сочи. Но кроме этого, мы сохраним практику корпоративного отдыха за рубежом – наши сотрудники позитивно ее оценили. Поэтому в 2010 году работники ЗФ и КГМК смогут рассчитывать также на семейный отдых в одном из лучших отелей Болгарии.
– Пятый корпоративный форум проходил в сложный момент – мировой кризис как раз набирал силу. Спустя год «Норильский никель» может наконец облегченно выдохнуть и с чистой совестью расслабиться?
– Я думаю, мы все можем поздравить друг друга с успешно отработанным 2009 годом и признать, что его результаты получились весьма неплохими, несмотря на кризис. Но расслабляться, я считаю, не нужно. Во-первых, потому что необходимо закрепить успех, набрать обороты для качественного рывка вперед. Мы не провалились вниз в кризис, но и не должны плыть дальше по течению, по инерции. Наоборот, относительное спокойствие в мировой экономике должно быть использовано нами для укрепления позиций. Во-вторых, перспективы мировой экономики по-прежнему туманны – падение прекратилось, никто не знает, сколько продлится текущий рост. Это должно подкреплять нашу бдительность, стимулировать к более слаженной и эффективной работе. В конце концов важно помнить, что все мы – одна команда и от каждого в отдельности зависит, как наш корабль поплывет дальше, несмотря на то, штиль нам предстоит или шторм.
 
Беседовала Мария Уварова
0

Читайте также в этом номере:

Штучные специалисты (Сергей МОГЛОВЕЦ)
Такие люди медному нужны (Татьяна РЫЧКОВА)
«Обычная» работа (Александр СЕМЧЕНКОВ)
Весенний марафон (Сергей МОГЛОВЕЦ)
И полярная ночь короче (Татьяна РЫЧКОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск