Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
«Легендарный» матч Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Гуд кёрлинг! Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Звездная энергия
Норильский хронограф
5 марта 2010 года, 12:10
Текст: Валентина ВАЧАЕВА
Ничто и никто не исчезает бесследно. В истории Норильска всегда были, есть и будут те, после кого остаются «пароходы, строчки и другие долгие дела».
По совокупности заслуг
5 марта 1985 года принято решение Норильского горисполкома о переименовании улицы Набережной в Набережную Урванцева в связи со смертью первооткрывателя.
За полвека до этого дня, тоже в марте, определилась судьба Норильска. Сначала было решено, что комбинат будет строиться силами главного управления Северного морского пути, а 23 июня вышло постановление СНК о том, что строительство возглавит другое главное управление – лагерями…
В это время, 11 июня, Николай Урванцев  без защиты диссертации по совокупности заслуг за огромную научно-исследовательскую работу получил степень доктора геологических наук.
К научным заслугам Урванцева до 1935 года следует отнести открытие месторождений угля и медно-никелевых руд в Норильске и картографирование Северной Земли.
В своем отчете о первых двух экспедициях Урванцев писал, что «нельзя не указать на ту колоссальную роль, которую сыграет разработка норильского месторождения в оживлении до сих пор мертвого района. Норильск послужит тем кристаллизационным центром, около которого будут возникать новые предприятия».
 
Первый день норильской металлургии
6 марта 1939 года
в плавильном цехе Малого металлургического завода приступили к опробованию оборудования. В цех, размещенный в деревянном здании и оснащенный примитивной техникой, привезли дрова. К вечеру их уложили в ватержакет. Этот ватержакет  был спроектирован заключенным Норильлага Георгием Старицким по учебнику Смирнова. Он вспоминал, что Завенягин из Москвы, где был  в командировке, прислал телеграмму в адрес только что организованного проектного отдела. В телеграмме была указана страница в учебнике…
Предположительно, в этот день не только проверили, как разгораются дрова  и достаточна  ли тяга, но и получили полноценную плавку, штейн и шлак. Именно этот штейн и послали в столицу в качестве  официального подарка ХVIII съезду партии. А 10 марта до начала съезда отправили телеграмму: «Норильск дал при первой опытной плавке 75 тонн чистого штейна». Это было одно из 1500 приветствий. В конце марта Завенягина вызвали в Кремль, а 5 апреля он получил постановление о форсированном развитии Норильского комбината.
 
ГУСМП сдал. ГУЛАГ принял
7 марта 1898 года
(по старому стилю) родился Михаил Зингер, первый начальник Норильскстроя, участвовавший в экспедиции инженеров Транспроекта и передаче строительства Норильска из Главного управления Северного морского пути в ГУЛАГ.
Продолжить работу на Норильском месторождении сотруднику наркомата тяжелой промышленности Михаилу Зингеру предложил глава ГУСМП Отто Шмидт. «…Было немало скептиков, считавших этот заполярный никель-платиновый клад недоступным и нереальным для эксплуатации. Пришлось в месячный срок привести в движение все научно-исследовательские и проектные организации, близкие к этому вопросу, чтобы доказать реальность и необходимость немедленного развертывания стройки. Исходя из острого дефицита в никеле и колоссальных масштабов стройки мною совместно с О.Ю.Шмидтом и т. Бергавиновым была составлена записка в политбюро т. Сталину, где мы, не скрывая огромных трудностей этой стройки, заострили внимание членов Политбюро на ценности объекта  и необходимости срочной реализации строительства. Не ожидая решения ЦК и СНК, я отправился с бригадой инженеров в Норильск…» (Зингер).
Пока Зингер добирался в Норильск, сталинское правительство решило передать Норильскстрой ГУЛАГу. Его начальник подписал акт, а по возвращении в Москву был арестован за то, что «недостаточно боролся за генеральную линию партии» и приговорен к высшей мере наказания.
 
Подарок к женскому дню
8 марта 1946 года
из состава больницы комбината была выделена служба родовспоможения, которую перевели в новое двухэтажное здание. А самый первый норильский родильный дом был бараком на 10 коек. Его открыла в лагерном поселке врач-гинеколог Клавдия Самойлова, в 1939 году приглашенная в Заполярье через московскую контору. Самойлова почти 20 лет возглавляла службу.
Одним из первых врачей был и Антон Янулявичус, в разные годы зав. акушерским, гинекологическим отделениями, главный врач больницы.
В роддоме работал статистиком с 13 июня 1946-го по 12 июня 1951-го заключенный Норильлага поэт Давид Кугультинов. Вот как он об этом вспоминает: «…Я  должен был умереть. По всем законам должен был. И совершенно случайно познакомился с лагерным доктором, таким же, как и я, заключенным, Антоном Иосифовичем Янулявичусом. Бог ли, судьба ли послали мне этого интеллигента, умницу? Он добился, чтобы меня перевели в лагерную больницу. И вот живу, дышу…»
 
«Поджигатель» Рейхстага
9 марта 1933 года
германской тайной полицией в ресторане  «Байерхоф» были арестованы болгарские коммунисты Благой Попов, Георгий Димитров и Васил Танев. Их вместе с голландцем Ван дер Люббе обвинили в поджоге Рейхстага. Фашисты устроили эту провокацию, чтобы расправиться с политическими противниками и установить в стране диктатуру. В сентябре начался грандиозный Лейпцигский процесс. Коммунисты наняли лучших адвокатов, вели себя смело и очень быстро доказали, что поджог устроили сами нацисты: из дома главного обвинителя Геринга в здание Рейхстага вел подземный ход. Все, кроме голландца, были оправданы. После процесса болгары попросили советское гражданство и с триумфом отбыли в Москву. Георгий Димитров до войны руководил Коминтерном, позже стал главой социалистической Болгарии. После смерти, как Ленин, был захоронен в мавзолее.
Танев и Попов попали в советские лагеря. Благой Попов с 6 ноября 1937 года по 17 марта 1954 года находился в Норильлаге.
По возвращении в Болгарию Благой Попов десять лет работал в Министерстве культуры и Министерстве иностранных дел. Его именем после смерти была названа улица в Софии.
 
Небесный интеллигент
10 марта 1947 года
через три месяца после освобождения   из Норильлага Николай Козырев защитил в Ленинградском университете докторскую диссертацию на тему «Теория внутреннего строения звезд как основа исследования природы звездной энергии». В диссертации Козырев выдвинул гипотезу, согласно которой источником звездной энергии является текущее время.
…За ним пришли на праздничный бал в Юсуповском дворце на Мойке 6 ноября 1936 года. Козыреву было всего 28. Первый серьезный научный труд астроном написал в 17 лет. А в 20 стал аспирантом Пулковской обсерватории.
Выдающийся астроном и физик в статусе зека работал в Дудинке и Норильске с 1939-го по 1945 год. До освобождения из лагеря был сотрудником геологической службы комбината.
В 1958 году Николай Козырев доказал, что из недр Луны на видимой поверхности выходят газы. Открытие получило мировое признание только через 10 лет, когда удалось взять пробы лунного грунта. Он обнаружил кислород и углеводороды в атмосфере Венеры и водяные пары в кольце Сатурна. Наблюдения Козырева за Марсом, за Меркурием позволили сделать  еще один шаг в исследовании этих планет. И это далеко не все, что сделал Козырев за свою жизнь.
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск