Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
Гуд кёрлинг! Далее
«Легендарный» матч Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
БУЛЬДОГИ И БАБУШКИ
14 февраля 2008 года, 17:35
Текст: Владислав ТОЛСТОВ
Борьбу за акции «Норильского никеля» между двумя основными акционерами и предполагаемым собственником Олегом Дерипаской журналист Financial Times Пол Беттс недавно назвал «борьбой бульдогов под ковром». Мол, мы, сторонние наблюдатели, слышим только рычание и не можем сказать, чья берет верх. А узнаем только тогда, когда «из-под ковра» вылезет победитель.
В комментариях, посвященных драматическим перипетиям раздела имущества между Михаилом Прохоровым и Владимиром Потаниным, недостатка нет. На днях еще одним действующим лицом схватки стало руководство самого «Норильского никеля», заявившее о намерении выкупить акции компании, обращающиеся на свободном рынке. Требуется на это всего-то 5 млрд. долларов. Взять их в кредит не получится: банковский кризис в мире бушует, да и занимала компания деньги не так давно – на покупку LionOre. «Где взять денег?» – подумал совет директоров. И придумал: «Надо продать что-нибудь ненужное». Например, энергоактивы, принадлежащие «Норильскому никелю». Мол, они так и так непрофильные, куда их еще девать?
Но позвольте, хочется возразить. Не далее как 10 месяцев назад те же люди, что сейчас рекомендуют продавать энергоактивы, говорили, что их лучше всего вывести в отдельную компанию! И даже название ей красивое придумали – «Полюс Энерго». И вообще сколько было сказано о том, какая замечательная может получиться компания и как много она заработает денег для акционеров. А теперь, оказывается, лучше всего продать. Продать – это отдать, получить один раз деньги и все. Создать компанию – это получать деньги еще много-много раз. И добро бы, чтобы продажа была вызвана некими стратегическими соображениями. Так нет же: продать, чтобы на вырученные деньги скупить собственные акции. Головокружительная стратегия. Аж дух захватывает.
Интересно сравнивать, как комментируют ситуацию наши и иностранные обозреватели. Наших в первую очередь волнуют политические моменты. Например, что случится с Потаниным, если Дерипаска таки заставит его через свои связи в Кремле продать свой пакет?
Иностранцы – совсем другое дело. Для них Потанин, Прохоров, Дерипаска – не более чем собственники, выясняющие между собой отношения. Экзотические фигуры, но они могут быть сколь угодно экзотическими, лишь бы дело знали. Иностранцев в первую очередь интересует ответ на вопрос: не заденут ли все эти разборки между участниками истории с предстоящим слиянием интересы миноритариев? Миноритарии, или миноритарные акционеры, – это те, кто управляет небольшими (не блокирующими, не контрольными) пакетами акций. Миноритарием является любая бабушка, получившая в свое время акции за многолетнюю работу на комбинате. Ну, или американская пенсионерка, купившая себе «немного «Олби» (то есть «Норильского никеля»).
А западные миноритарии «Норильского никеля» – это, как правило, так называемые «институциональные инвесторы». Пенсионные, инвестиционные, хеджевые фонды, вложившиеся в перспективную российскую металлургическую компанию. Причем вкладывались они, понятно, не только собственными средствами, но и привлекали деньги своих доверителей. Тех самых бабушек-миноритариев, доверивших им свои сбережения как солидным фирмам с безупречной репутацией.
Это принципиальный момент. Фондовый рынок в мире существует примерно двести лет, в России – чуть больше десяти. Есть разница. Для десятков миллионов людей, живущих на Западе (в России это пока не стало экономической тенденцией) личное благосостояние – это ценные бумаги. Многочисленные фонды, банки, брокерские конторы, страховые компании привлекают средства частных лиц, чтобы потом выгодно размещать их на фондовых площадках.
Эта тенденция, известная нам по большей части из сатирических памфлетов Марка Твена и О’Генри, на самом деле сформировала определенную этику отношений между менеджментом крупных акционерных компаний и «миноритариями» – теми самыми бабушками. Правда, бабушки живут, условно, в Колорадо, а не в Краснодарском крае. Потому что наши бабушки еще слишком малочисленны, чтобы представлять собой сколь угодно серьезную общественную силу. А «бабушки из Колорадо» – огромная армия, не только формирующая общественное мнение, но и способная не оставить камня на камне от репутации какой-нибудь компании.
Поэтому западная деловая этика предусматривает подчеркнуто уважительное внимание к интересам «бабушек» – рядовых миноритариев – при любых корпоративных пертурбациях. Как, например, предстоящее слияние «Норникеля» с «РУСАЛом». Разница только в том, что наши журналисты при этом интересуются судьбой «бульдогов», а западные пытаются понять, не пострадают ли интересы «бабушек».
0

Читайте также в этом номере:

СНОГСШИБАТЕЛЬНО! (Екатерина СИДОРОВА)
Жесть! (Татьяна РЫЧКОВА)
Кредиты подорожают (Алексей АНТОНОВ)
Поцелуй ангелов (Валентина Вачаева)
Интеллигентная весна (Юлия КОСТИКОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск