Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
«Легендарный» матч Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Бизнес готов расти
СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
5 октября 2017 года, 15:21
Фото: Николай ЩИПКО, архив "ЗВ"
Текст: Елена ПОПОВА
Социальные предприниматели Норильска стали онлайн-участниками международной конференции “Партизанский маркетинг – 2017”, которая на прошлой неделе прошла в Москве. О том, как рождаются идеи для социального бизнеса, с какими сложностями приходится сталкиваться его владельцам и каковы перспективы развития этого набирающего популярность в нашей стране явления, наш разговор с одним из инициаторов вебинара Константином КОПЫЛОВЫМ.  
– Константин, чем вас заинтересовала тема вебинара  с участием известного международного бизнес-тренера Александра Левитаса?
– Темой малобюджетного маркетинга я интересуюсь уже давно. И бестселлеры Левитаса у меня есть. Года три назад я пытался организовать подобный семинар в Норильске, но единомышленников тогда не нашлось – обучение предлагалось только в очной форме. И оно было не из дешевых. Другое дело – вебинар.
– Высокоскоростной Интернет открывает для норильских предпринимателей новые возможности?
– Можно и так сказать. Хотя, когда договаривались о проведении вебинара в Норильске, еще не знали, что у нас в это время уже появится широкополосный Интернет. Очень удачно все сложилось. Социальных предпринимателей в городе много, но мы варимся в собственном соку, и те простые и эффективные инструменты, о которых на вебинаре рассказывали эксперты и бизнесмены, – как рекламировать свой бизнес малобюджетными и бесплатными методами, поднимать продажи и увеличивать прибыль, не вкладывая денег, – наверняка всем полезны.
– Тема социального предпринимательства вообще стала для вас в последние годы одной из ключевых…
– Предпринимательством я занимаюсь уже давно, а термин “социальное”, когда только услышал о том, что “Норникель” начинает обучение – это было в 2014 году, меня сразу заинтересовал. Более того, я шел на курс уже с готовой идеей – создания социальной столовой, где многодетные семьи могли бы получать существенную скидку. Причем этот бизнес я открывал на собственные средства, без привлечения ссуды “Норникеля”. На второй курс социального предпринимательства я шел уже осознанно – мне не хватало общения с единомышленниками, новых идей… Тогда еще в Норильске не было клуба социальных предпринимателей. А проект создания, или точнее возрождения, в Норильске молочной кухни приобрел конкретные очертания у меня только на третьем году обучения.
– И что стало “пусковым механизмом”?
– У свояченицы родился ребенок. Когда девочка подросла и нужно было вводить прикорм, обозначилась проблема: в Норильске не так-то просто купить качественный молочный продукт для грудничков. Мамочки писали друг другу в группах WhatsApp с просьбой сообщить, когда будет привоз йогуртов и творожков известной российской фирмы. Занимали очереди. Все очень переживали, если вдруг погода нелетная… При этом не надо забывать: сроки хранения такой продукции достаточно жесткие.  Необходимо выдерживать температурный режим, что при перевозке с материка, понятно, не всегда возможно.
– Получается, на мысль о создании молочной кухни вас натолкнули личные обстоятельства?
– У всех социальных предпринимателей в Норильске, насколько я знаю, именно так… Человек, столкнувшись с какой-то проблемой, при помощи своего бизнеса пытается привнести что-то новое, общественно полезное, целесообразное, удовлетворить какую-то социальную потребность. Я, например, увидел для себя в этом определенную незанятую нишу. На сессии курса наш бизнес-тренер Алексей Молчанов рассказывал о молочной кухне, действующей в Красноярске. Что интересно, там сегодня работают не только частные, но также муниципальное предприятие, которое бесплатно обеспечивает молочной продукцией детей из малообеспеченных семей. Я загорелся этой идеей! Познакомился с бывшей заведующей молочной кухней в Кайеркане, действовавшей вплоть до 2012 года. Она рассказала, что ежедневно к ним приходили по 100–150 человек. Потребность даже в Кайеркане большая, я уже не говорю про Центральный район… Поэтому можно только порадоваться тому, что на инвестиционной сессии мою бизнес-идею “Норникель” поддержал.
– Проект достаточно дорогостоящий. А значит, и риски немалые. При том что ссуду компании надо возвращать…
– Главные признаки любого предпринимателя – это готовность делать инвестиции и рисковать. Успеха без этого не добиться. Хотя понятно, что обстоятельства могут быть разные. И даже такие, о которых ты изначально не предполагал. Мне, например, пришлось задержаться с открытием молочной кухни по вине московской компании, с которой был заключен договор о поставке и монтаже оборудования. Отзывы об этом предприятии были хорошие, тем не менее опыт сотрудничества оказался неудачным – сроки исполнения договорных обязательств фирма сорвала. К решению проблемы пришлось подключаться даже представителям “Норникеля”, но до сих пор оборудование получено не  в полном объеме. Нет линии по производству детского творожка. Мы подали на эту компанию в суд.
– А какую продукцию может уже сегодня предложить норильчанам ваша молочная кухня?
– Йогурт и кефир. Кроме того, через три недели у нас начнется производство наринэ. Монокультурная закваска для этого кисломолочного продукта достаточно дорогая. Мы пытаемся выйти на производителей в Армении, где в свое время профессором Ерзинкяном был придуман этот чудесный напиток. Кстати, молочные кухни, которые действовали в Советском Союзе, получали закваску наринэ именно из Армении. Как объясняют медики, это очень полезный источник пробиотиков. Уже с первых месяцев жизни его можно использовать при лечении детей. Лактобактерии, живущие в наринэ, вытесняют патогенную флору из кишечника. Они достаточно устойчивы к антибиотикам и химиопрепаратам. Кисломолочный напиток с успехом применяют при псориазе и аллергодерматозах. Он отлично регулирует деятельность тонкого и толстого кишечника, патологии которого, как признаются сегодня работники наших детских садов, – проблема номер один у маленьких норильчан.
– Может продукция вашей молочной кухни составить конкуренцию привозной?
– Конечно. Собственно, такая цель и ставилась. При этом у нас все прозрачно: производство, соблюдение температурного режима, условия хранения. Мы не зависим от логистики. Продукция рассчитана на людей разного возраста. Одна из наших постоянных покупательниц, например, берет йогурт и кефир для своей матери, которая больна диабетом. Объясняет: в обычном магазине продуктов без сахара не найти.
– Некоторые норильчане испытывают беспокойство относительно качества сухого аргентинского молока, которое является основным сырьем на Норильском молокозаводе. А вы в свою очередь используете это восстановленное молоко для производства йогурта и кефира на молочной кухне.
– Я видел такую информацию в соцсетях… Но оснований для беспокойства не вижу. Каждая завозимая в РФ партия сухого молока подвергается лабораторным испытаниям. Один из основных анализов, которые помимо всего прочего берет СЭС, проверяя качество молочной продукции, и нашей в том числе, – на наличие антибиотиков. Никаких замечаний у надзорных органов к нам нет. Кто и зачем создает такой негатив? Мне непонятно. Опять же, важно обращать внимание на то, какое именно используется молоко: сухое цельное или сухое обезжиренное. Я специально изучал эту тему… В первом случае сырье нужно только восстановить – и натуральный продукт готов. А во втором никто не гарантирует отсутствия в молоке жиров неживотного происхождения – производители сегодня, как вы знаете, бывают разные. И, раз уж зашел разговор о качестве, наш Норильский молокозавод изначально был спроектирован под использование только сухого цельного сырья.
– Продукцию, которую вы выпускаете, можно приобрести только на Талнахской, 53?
– Не только. Мы договорились о поставке детского йогурта и кефира с одной из торговых сетей города. К сожалению, не все готовы к сотрудничеству – руководство ряда продуктовых магазинов сообщило нам, что планирует открывать собственные молочное и мясное производства. Поэтому мы сейчас ведем переговоры с третьей торговой сетью, одной из самых известных в Норильске. Пытаемся также заинтересовать детские сады. Тем более что цены – по сравнению с привозной молочкой – у нас приемлемые. Потребность есть. Польза налицо… Плюс ко всему мы часть своей продукции бесплатно передаем в фонд “Милосердие” – для многодетных семей, а с нового года планируем отправлять йогурты в детскую больницу. Социальную составляющую бизнеса никто не отменял.
– На территории социальное предпринимательство находит поддержку?
– Руководство молокозавода пошло нам навстречу – продукцию отпускают по льготной цене, как муниципальным предприятиям. Большое спасибо также хочу сказать частной компании, которая бесплатно доставляет на молочную кухню молоко. Если же говорить о поддержке социального бизнеса государственными структурами… Палки в колеса никто не ставит, но и помощи особой нет. Взять хотя бы вопрос с арендой… Мне для молочной кухни нужно было помещение с достаточно жесткими требованиями – определенной высотой потолков, двумя входами-выходами… Найти подходящий вариант в Норильске довольно проблематично. Строительство в городе не ведется. К счастью, у меня получилось решить вопрос собственными силами. Однако еще большая проблема для большинства социальных предпринимателей – высокая арендная плата. 1500 за квадратный метр – на какой бизнес такая цена рассчитана? Как правило, все стараются по этой причине выкупить свои помещения, вывести квартиры из жилфонда, чтобы поддерживать бизнес на плаву… Когда в Норильске проходила конференция по франчайзингу, большой интерес, например, вызвала идея сети молодежных дисконт-баров. Мы тогда проехали по городу в поисках подходящего помещения – и представитель франшизы из Питера в конце концов признался, что мелкому бизнесу такую арендную плату не потянуть. Тема в итоге заглохла.
– И все же, несмотря на сложности, социальное предпринимательство уже закрывает в Норильске определенные ниши. Взять хотя бы тему детского досуга…
– Тема детского досуга у нас как раз развита слабо. Возможно, вы имеете в виду обучение… С этим в последние годы, и кстати во многом благодаря социальному бизнесу, стало получше. А с досугом не все так хорошо. Причем не только с детским, но и со взрослым тоже. Мне нравится, например, идея кафе-кондитерских. Есть франшиза сети. Но опять же все упирается в аренду помещения. Трудно себе представить, что детское кафе будет расположено где-то за городом.
– Клуб социальных предпринимателей может помочь в решении каких-то проблем?
В клубе мы собираемся примерно раз в месяц. Социальное предпринимательство, как объясняют специалисты, это до сих пор крайне неустоявшееся понятие, непривычное и сложное для понимания. Поэтому по-прежнему большую роль для нас играют и обучение, и менторская поддержка. Недавно к нам из Красноярска, например, приезжал Денис Шахматов, один из кураторов социальных предпринимателей. Клуб, на мой взгляд, хорошая возможность не только для общения, обмена идеями и опытом, но и для взаимодействия. Радует, что, несмотря на сложности, у людей есть желание попробовать что-то новое, сделать что-то полезное для города. Понятно, что мы на Севере все временно, и тем не менее… Наша сегодняшняя жизнь проходит именно здесь. Я думаю, каждый из нас понимает: помимо финансовой прибыли социальный бизнес обеспечивает еще и прирост культурного капитала: я что-то понял, узнал, изменился к лучшему и так далее. Прибыль может также выражаться и в приращении социального капитала – в доверии, связях, общественной поддержке, репутации предпринимателя, в конце концов… А это тоже дорогого стоит.
 
ЦИФРЫ
Развитие социального предпринимательства является компонентом благотворительной программы “Мир новых возможностей”, которую реализует “Норникель” с 2014 года. С начала старта программы на территориях присутствия компании поддержано 14 социальных бизнес-проектов на сумму 56,5 млн рублей.
 
ДЕТАЛИ
Онлайн-трансляция IV Международной конференции “Партизанский маркетинг” дала возможность социальным предпринимателям Норильска и Таймыра узнать, как увеличить прибыль без затрат, получить актуальную информацию о новых кейсах и инструментах развития предпринимательства от лучших экспертов и практиков партизанского маркетинга России и Израиля. По заявлениям участников норильского клуба, большинство рекомендаций будет в скором времени воплощено в существующих бизнесах.
Подобные конференции проходили во многих городах страны и были платными, но благодаря “Норникелю” и Клубу социальных предпринимателей Арктики для местных бизнесменов участие стало бесплатным, отмечает организатор прямой трансляции – союз “Северные промышленники и предприниматели”. Учитывая удаленность нашего региона от центра страны, такой формат мероприятия показал себя с лучшей стороны.
Главное отличие центра “Чудо-дети” – в комплексном подходе к раннему развитию ребенка
Центр “Старт” может похвастать широким спектром направлений
0

Читайте также в этом номере:

Так будет надежнее (Мария СОКОЛОВА)
Здесь всегда горячая пора (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Край должен набирать высоту (Лариса МИХАЙЛОВА)
О домах и дорогах (Лариса ФЕДИШИНА)
По полной программе (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Встреча без погон (Марина БУШУЕВА)
Учились сами и учили других (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
ФОК в активной стадии (Лариса ФЕДИШИНА)
С мамой вместе (Владислав ШУКШИН)
Первый гол уже забит (Владислав ШУКШИН)
Ресурс развития (Лариса МИХАЙЛОВА)
И классика, и модерн (Лариса ФЕДИШИНА)
Дошутились до кубка (Мария СОКОЛОВА)
Лапландские хроники (Мария СОКОЛОВА)
Пространство для развития (Владислав ШУКШИН)
Не оставь меня (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
С ними не соскучишься (Мария СОКОЛОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск