Как компании борются за эффективность
О ЧЕМ ПИШУТ
16 ноября 2017 года, 15:02 Текст: Андрей ГОРДЕЕВ, “Ведомости”, фрагмент материала
|
Проблемы, которые крупнейшим российским компаниям приходится решать при повышении производительности труда, часто похожи. Что делать с угрозой массовой безработицы в моногороде? Как быть с предприятиями, разбросанными на тысячи километров, да еще и в труднодоступных местах? Как приспособиться на стремительно меняющемся рынке? Наконец, как ускорить все процессы?
“Норникель”: кадровый резерв в Арктике... – Традиционная проблема северных районов – кадровый дефицит: людей мало, университетов тоже. Поэтому “Норникель” начинает выращивать кадры для своих предприятий буквально со школьной скамьи, продолжает работой с вузами и профориентацией выпускников, а корпоративное образование сопровождает их на протяжении всей карьеры. Развитие человеческого капитала – важная часть бизнес-стратегии “Норникеля”, – говорит старший вице-президент компании Лариса Зелькова. В этом году “Норникель” запустил для топ-менеджмента программу обучения совместно с бизнес-школой “Сколково”. Слушателями курса стали 55 руководителей – от директоров и заместителей директоров отдельных активов до самых перспективных начальников цехов и главных инженеров карьеров. Тема – “Операционная эффективность”: слушатели будут решать конкретные кейсы и готовить 18 стратегических проектов из реальной повестки правления “Норникеля”. В марте 2018 года, когда завершится программа, слушатели должны будут выступить с проектами на корпоративном форуме. В 2014 году стартовала программа для студентов и молодых специалистов “Покорители Севера”, по ней компания сотрудничает с 15 профильными вузами страны. “Покорители Севера” – это практика в формате образовательной игры. Студенты получают знания о производстве, территории и условиях проживания, знакомятся с условиями труда и уровнем квалификации, который потребуется в “Норникеле”. Во время игры студенты решают бизнес-кейсы, по результатам компания отбирает лучших, которые получают корпоративную стипендию или предложение о трудоустройстве. В 2016 году в программе приняло участие 215 студентов, 70% из них выразили желание вернуться в компанию, 40 лучших получили стипендии. Для привлечения молодежи “Норникель” активно использует игровые методы – скажем, чемпионаты по решению кейсов. Это конкурсная среда и погружение в деятельность компании, говорит директор департамента кадровой политики “Норникеля” Дарья Крячкова. Например, с помощью такого кейс-чемпионата удалось заинтересовать молодых специалистов работой на новом Быстринском ГОКе в Забайкалье (это один из крупнейших greenfield-проектов в отрасли со времен СССР). Сейчас компании нужно набрать около двух тысяч квалифицированных сотрудников в ограниченный срок. Подбор персонала для Быстринского ГОКа, по словам Крячковой, – проект, не имеющий аналогов: для сложившихся специалистов это возможность внести реальный вклад в запуск уникального предприятия, развивать знания и получить понятные перспективы роста. А для начинающих – начать работу сразу в одной из лучших компаний отрасли, на самом современном предприятии. Наконец, на базе Сибирского федерального университета “Норникель” создает научно-технологический центр, который должен стать базой для научно-исследовательских работ и местом подготовки специалистов высшей квалификации. ...и управление северными заводами – Рассчитывать на то, что внешняя среда все время будет благоприятной, не приходится. Единственный способ быть конкурентоспособными и выживать в любых условиях – это быть в хорошей форме внутренне, быть эффективными, – так приветствовал президент “Норникеля” Владимир Потанин топ-менеджеров компании, которые начали обучение в “Сколково”. Чтобы быть в хорошей форме, компании приходится заниматься не только человеческим фактором. С одной стороны, “Норникель” переобучает сотрудников закрываемых устаревших производств, с другой – через Агентство развития Норильска пытается оживить городскую среду, чтобы она втягивала этих людей. В социальные программы, включая переобучение персонала, при закрытии никелевого завода в 2016 году “Норникель” вложил 11 млрд рублей, 1680 работников получили места в других подразделениях, почти 700 человек освоили новые рабочие специальности. В 2016 году в “Норникеле” заработал общий центр обслуживания (англ. Shared Service Center) для предприятий группы. Такие системы позволяют собрать в одном месте все рутинные операции компании: бухгалтерский и налоговый учет, управление закупками и продажами, бюджетирование, планирование и IT. Обычно такие центры размещают в регионах с невысоким уровнем зарплат, большим количеством вузов и потенциальных сотрудников. Центр “Норникеля” разместился в Саратове. Полностью автоматизировать управление базовыми процессами на всех своих предприятиях компания планирует в течение нескольких лет. Для “Норникеля” это непростая задача, его основные предприятия – Заполярный филиал в Норильске и Кольская горно-металлургическая компания расположены за Полярным кругом. Чтобы наладить связь с Заполярным филиалом, компания провела из Нового Уренгоя оптоволоконную линию – она обошлась в 2,5 млрд рублей (до этого в Норильске высокоскоростного Интернета не было). Сейчас единая информационная система в пилотном режиме работает на базе Кольской ГМК, в ближайшее время “Норникель” рассчитывает присоединить к ней Заполярный филиал и Быстринский ГОК. В компании это считают “настоящим вызовом”. – Мы интегрируем в одну модель всех сотрудников, можем практически в реальном времени видеть все происходящее на всех предприятиях и при необходимости балансировать. Это качественно другой уровень зрелости компании, – объясняет представитель “Норникеля”. В 2016 году в саратовский центр переведено 14 первых предприятий компании, на которые приходится около 10% всего штата группы. В 2017 году сюда же переданы расчеты с персоналом главного офиса и двух предприятий Кольской площадки. Уже понятно, что такая организация управления позволяет исключить дублирующие функции внутри подразделений и между ними, повысить эффективность на 30–40%. – Сейчас бизнес-подразделения “Норникеля” сами инициируют передачу в объединенный центр некоторых операций – например, обеспечение документооборота, регистрацию обращений и прочие канцелярские функции, – рассказывает представитель компании. Опубликовано в №16 за 07.11.2017 |
0 | Твитнуть |