Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
«Легендарный» матч Далее
С мечом в руках Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Как компании борются за эффективность
О ЧЕМ ПИШУТ
16 ноября 2017 года, 15:02
Текст: Андрей ГОРДЕЕВ, “Ведомости”, фрагмент материала
Проблемы, которые крупнейшим российским компаниям приходится решать при повышении производительности труда, часто похожи. Что делать с угрозой массовой безработицы в моногороде? Как быть с предприятиями, разбросанными на тысячи километров, да еще и в труднодоступных местах? Как приспособиться на стремительно меняющемся рынке? Наконец, как ускорить все процессы?
“Норникель”: кадровый резерв в Арктике...
– Традиционная проблема северных районов – кадровый дефицит: людей мало, университетов тоже. Поэтому “Норникель” начинает выращивать кадры для своих предприятий буквально со школьной скамьи, продолжает работой с вузами и профориентацией выпускников, а корпоративное образование сопровождает их на протяжении всей карьеры. Развитие человеческого капитала – важная часть бизнес-стратегии “Норникеля”, – говорит старший вице-президент компании Лариса Зелькова.
В этом году “Норникель” запустил для топ-менеджмента программу обучения совместно с бизнес-школой “Сколково”. Слушателями курса стали 55 руководителей – от директоров и заместителей директоров отдельных активов до самых перспективных начальников цехов и главных инженеров карьеров. Тема – “Операционная эффективность”: слушатели будут решать конкретные кейсы и готовить 18 стратегических проектов из реальной повестки правления “Норникеля”. В марте 2018 года, когда завершится программа, слушатели должны будут выступить с проектами на корпоративном форуме.
В 2014 году стартовала программа для студентов и молодых специалистов “Покорители Севера”, по ней компания сотрудничает с 15 профильными вузами страны. “Покорители Севера” – это практика в формате образовательной игры. Студенты получают знания о производстве, территории и условиях проживания, знакомятся с условиями труда и уровнем квалификации, который потребуется в “Норникеле”. Во время игры студенты решают бизнес-кейсы, по результатам компания отбирает лучших, которые получают корпоративную стипендию или предложение о трудоустройстве. В 2016 году в программе приняло участие 215 студентов, 70% из них выразили желание вернуться в компанию, 40 лучших получили стипендии.
Для привлечения молодежи “Норникель” активно использует игровые методы – скажем, чемпионаты по решению кейсов. Это конкурсная среда и погружение в деятельность компании, говорит директор департамента кадровой политики “Норникеля” Дарья Крячкова. Например, с помощью такого кейс-чемпионата удалось заинтересовать молодых специалистов работой на новом Быстринском ГОКе в Забайкалье (это один из крупнейших greenfield-проектов в отрасли со времен СССР). Сейчас компании нужно набрать около двух тысяч квалифицированных сотрудников в ограниченный срок. Подбор персонала для Быстринского ГОКа, по словам Крячковой, – проект, не имеющий аналогов: для сложившихся специалистов это возможность внести реальный вклад в запуск уникального предприятия, развивать знания и получить понятные перспективы роста. А для начинающих – начать работу сразу в одной из лучших компаний отрасли, на самом современном предприятии.
Наконец, на базе Сибирского федерального университета “Норникель” создает научно-технологический центр, который должен стать базой для научно-исследовательских работ и местом подготовки специалистов высшей квалификации.
...и управление северными заводами
– Рассчитывать на то, что внешняя среда все время будет благоприятной, не приходится. Единственный способ быть конкурентоспособными и выживать в любых условиях – это быть в хорошей форме внутренне, быть эффективными, – так приветствовал президент “Норникеля” Владимир Потанин топ-менеджеров компании, которые начали обучение в “Сколково”.
Чтобы быть в хорошей форме, компании приходится заниматься не только человеческим фактором. С одной стороны, “Норникель” переобучает сотрудников закрываемых устаревших производств, с другой – через Агентство развития Норильска пытается оживить городскую среду, чтобы она втягивала этих людей. В социальные программы, включая переобучение персонала, при закрытии никелевого завода в 2016 году “Норникель” вложил 11 млрд рублей, 1680 работников получили места в других подразделениях, почти 700 человек освоили новые рабочие специальности.
В 2016 году в “Норникеле” заработал общий центр обслуживания (англ. Shared Service Center) для предприятий группы. Такие системы позволяют собрать в одном месте все рутинные операции компании: бухгалтерский и налоговый учет, управление закупками и продажами, бюджетирование, планирование и IT. Обычно такие центры размещают в регионах с невысоким уровнем зарплат, большим количеством вузов и потенциальных сотрудников. Центр “Норникеля” разместился в Саратове. Полностью автоматизировать управление базовыми процессами на всех своих предприятиях компания планирует в течение нескольких лет. Для “Норникеля” это непростая задача, его основные предприятия – Заполярный филиал в Норильске и Кольская горно-металлургическая компания расположены за Полярным кругом. Чтобы наладить связь с Заполярным филиалом, компания провела из Нового Уренгоя оптоволоконную линию – она обошлась в 2,5 млрд рублей (до этого в Норильске высокоскоростного Интернета не было).
Сейчас единая информационная система в пилотном режиме работает на базе Кольской ГМК, в ближайшее время “Норникель” рассчитывает присоединить к ней Заполярный филиал и Быстринский ГОК. В компании это считают “настоящим вызовом”.
– Мы интегрируем в одну модель всех сотрудников, можем практически в реальном времени видеть все происходящее на всех предприятиях и при необходимости балансировать. Это качественно другой уровень зрелости компании, – объясняет представитель “Норникеля”.
В 2016 году в саратовский центр переведено 14 первых предприятий компании, на которые приходится около 10% всего штата группы. В 2017 году сюда же переданы расчеты с персоналом главного офиса и двух предприятий Кольской площадки. Уже понятно, что такая организация управления позволяет исключить дублирующие функции внутри подразделений и между ними, повысить эффективность на 30–40%.
– Сейчас бизнес-подразделения “Норникеля” сами инициируют передачу в объединенный центр некоторых операций – например, обеспечение документооборота, регистрацию обращений и прочие канцелярские функции, – рассказывает представитель компании.
 
Опубликовано в №16 за 07.11.2017
0

Читайте также в этом номере:

Жизнь в нужном ракурсе (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Основа отрасли (Виктор ЦАРЕВ)
Ориентир на экологию (Виктор ЦАРЕВ)
В летнюю навигацию (Виктор ЦАРЕВ)
Летние вопросы (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Дело семейное (Марина БУШУЕВА)
Целеустремленные (Татьяна РЫЧКОВА)
Это наша зима! (Наталия НИКОЛАЕВА)
Знакомые всё лица! (Валентина ВАЧАЕВА)
Запустили конструктор (Лариса МИХАЙЛОВА)
Взрывная Вера (Мария СОКОЛОВА)
Норильск в спорте (Ольга ПОЛЯНСКАЯ)
“Олимп” для всех (Мария СОКОЛОВА)
Актировка: ликбез (Анна САРАФАНОВА)
Первая стала первой (АНАстасия ПАПОНОВА)
Спасибо – вам? (Роман БУКВОЕДОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск