Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
Гуд кёрлинг! Далее
В четвертом поколении Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Любимый город может спать спокойно
СОВСЕМ ДРУГОЕ ДЕЛО
2 августа 2018 года, 15:08
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Ольга ЛИТВИНЕНКО
Большинство жителей нашего города трудятся на предприятиях “Норникеля” и в службах, так или иначе связанных с деятельностью компании. Это представители профессий, требующих особой подготовки, профессий сложных, порой даже опасных. Требующих самоотдачи, но очень интересных. А люди, которые ими владеют! Профессионалы высочайшего класса, благодаря которым работают рудники, заводы и фабрики, цеха и лаборатории, сложнейшая техника и громадные механизмы. Каждое дело здесь – целая история со своими героями. Чтобы рассказать эти истории, увидеть нюансы, заметные только специалистам, год назад “Заполярный вестник” запустил масштабный проект “Совсем другое дело”. Известные люди на один день перевоплощаются, пробуя себя в самых разных профессиях “Норникеля”. Под руководством опытных наставников выполняют непривычные для себя функции и рассказывают о своих впечатлениях. Гостем очередного выпуска рубрики стал глава города Ринат АХМЕТЧИН. Он попробовал на себе, каково это – быть спасателем.  
Оглушающий вой сирены. Отряд спасателей в костюмах химзащиты и при полной амуниции быстро загружается в автофургон и отправляется на выезд. На одном из предприятий под завалом оказался человек и произошла утечка аммиачной воды. Это всего лишь легенда: газоспасательная служба отрабатывает сценарий возможной чрезвычайной ситуации.
Все вроде бы понарошку, но наблюдаешь за происходящим с неподдельным волнением. Действия людей в скафандрах похожи на кадры из фильма-катастрофы: эффектно и жутковато.
На месте условной ЧС газоспасатели работают четко и слаженно. Подносят инструменты, освобождают из-под завала человека (это манекен), укладывают на носилки, быстро уносят с опасного участка, чтобы провести сердечно-легочную реанимацию до приезда врачей. Место порыва в трубе, откуда течет аммиачная вода, герметизируют специальным приспособлением. На все уходят буквально минуты, и остается только поражаться продуманному алгоритму. Здесь каждый знает, в чем его задача и что нужно делать. Это и есть профессионализм: спасатели не могут позволить себе суеты, паники и лишних телодвижений.
А еще удивляет физическая выносливость парней. Вес всего снаряжения газоспасателя – химзащитный костюм, высотная привязь, воздушно-изолирующий аппарат с баллоном на спине – 20 килограммов. И во всем этом надо уметь быстро передвигаться, бегать, лазить, выполнять необходимую работу.
– В таких костюмах хорошо худеть, – шутит начальник газоспасательной службы Юрий Рыбчинский. – Но вообще да, здоровье и физподготовка у спасателей должны быть отменными. У нас есть зал для спортивных тренировок, они – неотъемлемая часть нашей работы.
Сегодня один из этих людей в костюмах на месте условного чрезвычайного происшествия – глава Норильска Ринат Ахметчин. Мэр на время переквалифицировался в газоспасатели. Перед выездом на учения с ним провели подробный инструктаж, научили пользоваться основным оборудованием, показали, как нужно фиксировать пострадавшего к носилкам и оказывать первую помощь.
Авария ликвидирована, человек вызволен из-под завала, осталось последнее задание – провести сердечно-легочную реанимацию пострадавшего. Ее отрабатывают на электронном манекене “Максим”.
– Непрямой массаж сердца и искусственное дыхание – основные компоненты сердечно-легочной реанимации. Смотрите, вот точка, на которую нужно сделать необходимое количество нажатий, – показывает наставник Рината Ахметчина лучший газоспасатель 2017 года Виктор Веригин. – Во время нажатий грудная клетка должна опускаться на три-пять сантиметров. Это требует приличных усилий, но, если передавить, можно повредить кости. Потом два вдоха – и повторять в таком же ритме, пока пострадавший не подаст признаков жизни.
Ринат Ахметчин с заданием справляется – “Максим” оживает.
– Вы не сделали ни одной ошибки – ни разу не загорелась красная лампочка, – одобрительно говорит Виктор Веригин. В целом все действия своего подопечного во время учений наставник оценивает положительно.
– Все схватывает на лету! Еще пара тренировок, и можно идти на аттестацию, – смеется он.
Всегда готовы
На базе газоспасательной службы нам показывают оборудование и технику, которой пользуются спасатели. Все это впечатляет не меньше, чем учения.
– Вот кислородные аппараты, которые использовались ранее, – рассказывает Виктор Веригин. – Сейчас применяются воздушно-изолирующие аппараты с металлокомпозитными баллонами, алюминиевым корпусом и обмоткой из нитей, покрытых эпоксидной смолой, очень прочные. Давление в них – 300 атмосфер (для сравнения: в автомобильной шине – всего полторы). При испытаниях они выдерживаются под давлением 450 атмосфер. Современные баллоны относительно легкие, весом 5,2 килограмма. Такого баллона хватает на час-полтора, он позволяет работать в условиях полного отсутствия кислорода и концентрации токсичных веществ, превышающей ПДК. А это всем известный шахтный интерферометр – переносной прибор, который определяет концентрацию метана и углекислого газа. Применяются в ГСС и современные газоанализаторы – электронные, очень чувствительные и при этом малогабаритные приборы. Они подают звуковой и световой сигналы и сильно вибрируют, если “чувствуют” газ. Человек по этим сигналам понимает, что находится в загазованной зоне и есть опасность.
Приборы и приспособления действительно очень хорошие, так что весьма понятно, почему спасатели рассказывают о них с такой, даже немного мальчишеской, гордостью.
– Вот гидравлический инструмент – ножницы с ручным приводом и работающие от гидростанции, очень легкие в обращении, мы о таких просто мечтали. Арматуру режут на раз-два, – продолжает экскурсию Виктор Веригин. – А это у нас хороший набор для разжатия дверей или металлических конструкций, набор домкратов.
Всеобщее внимание привлекает шлем с забралом из жаростойкого стекла. Напоминает шлем астронавта. Да и стоит вполне приличных денег – около 500 долларов. Газоспасательная служба Заполярного филиала – одна из самых современно оснащенных в России. Чего только нет сейчас в ее арсенале! Все это оборудование сертифицировано и периодически проходит регламентные и государственные метрологические проверки.
– Часто в Норильске случаются происшествия, когда нужна ваша помощь? – спрашиваем у начальника ГСС Юрия Рыбчинского.
– С каждым годом аварийных ситуаций на предприятиях все меньше, – говорит он. – Сейчас меняются и требования, и отношение людей к соблюдению правил безопасности на рабочем месте. Если раньше у нас было по 15–18 аварийных выездов в год, то сейчас – три-четыре. В основном мы занимаемся учебными тренировками и профилактической работой. Проводим по шесть тренировок в месяц на разных предприятиях. Отрабатываем с сотрудниками предприятий всевозможные аварийные ситуации, чтобы поддерживать постоянную готовность, оперативно и правильно реагировать при возникновении нештатной и аварийной ситуации. Есть у нас в Заполярном филиале и полигон для отработки действий спасателей под нагрузкой в разных условиях, тоже очень дорогостоящее оборудование. С имитацией дыма и различных шумов. Психологическая готовность – это тоже очень важно для спасателя.
– Какую самую сложную аварию вам приходилось ликвидировать?
– Она была связана с утечкой водорода на ТЭЦ-1. Была большая опасность взрыва, мы даже перекрывали дороги в районе ТЭЦ. Всех работников станции эвакуировали. Наши газоспасатели прошли в зону, совместно с пожарными сбили пламя, перекрыли подачу водорода. Действовали быстро, но это было крайне опасно.
О своих впечатлениях
После учений Ринат Ахметчин поделился впечатлениями. Глава Норильска и спасатели остались довольны совместной работой.
– Я начинал свою трудовую деятельность под землей: отработал в шахте 15 лет, начиная от слесаря и заканчивая начальником участка. Поэтому знаком с действиями бойцов военизированной горноспасательной части. Правда, только теоретически – сам в спасательных операциях не участвовал.
Возможность испытать себя в новой, да еще такой необычной и мужественной профессии – это всегда интересно. Когда я работал под землей, такого снаряжения и оборудования не было. В основном были в ходу кирка, лопата и подручные средства. А сейчас – вы видите, какие костюмы, какие технологии. Это значительно облегчает задачу, но все равно работа в этой организации тяжелая и морально, и физически. Поэтому хочу пожелать нашим газоспасателям, чтобы их оборудование всегда было новым, люди были здоровы и в случае, не дай бог, чрезвычайной ситуации они вовремя приходили на помощь.
Цифры и факты
* Газоспасательная служба (ГСС) Заполярного филиала “Норникеля” создана в 1960 году при пуске газогенераторной станции никелевого завода.
* Сначала отряд газоспасателей состоял из 12 человек. С ростом производства служба расширялась, сейчас штатная численность дружины – 64 человека. Средний возраст – 35 лет.
* Газоспасательные пункты с круглосуточным дежурством есть на медном и Надеждинском металлургических заводах. ГСС обслуживает не только заводы и фабрики комбината, но и объекты Таймырской топливной компании, НТЭК, “Норильскникельремонта”, муниципальные предприятия – всего больше 70 объектов.
* Основная цель ГСС – ликвидация чрезвычайных ситуаций при взрывах, пожарах, разливе токсичных веществ, кислот, щелочей, нефтепродуктов или утечке газов – метана, аммиака, кислорода, азота, водорода, а также эвакуация и оказание доврачебной помощи пострадавшим.
* На каждом из 70 объектов газоспасатели систематически проводят профилактические обследования и обходы, проверяют герметичность оборудования и соблюдение норм промышленной безопасности. Обычная для них работа – учебные тревоги и учебно-тренировочные занятия. Например, тревога по сценарию “взрыв внутри котла или печи”, “выход природного газа из трубопровода” или “выход расплава из печи”.
* ГСС – профессиональное аварийно-спасательное подразделение. Спасатели проходят аттестацию в Москве, в отраслевой комиссии Министерства промышленности и торговли России, каждые три года.
* Отряд укомплектован и обучен для локализации и ликвидации всех возможных типов аварий. По оценке аттестационной комиссии, норильская ГСС – одна из лучших в стране по оснащенности и укомплектованности.
Где научат?
Газоспасатели – это профессиональные спасатели на предприятиях промышленного типа. Их задача – в случае ЧС отвечать за спасение людей и предо-твращать техногенные катастрофы.
Обезвредить баллон с ядовитым или взрывоопасным веществом, перекрыть утечку в газо- или нефтепродуктопроводе, достать человека из-под завала, спасти из огня – все это и многое другое должны уметь газоспасатели.
В их рядовые обязанности входит регулярный осмотр газопроводящей сети, осмотр и чистка газоспасательной аппаратуры, проверка исправности защитных средств, сбор проб воздуха в газоопасных местах, наблюдение за исправностью вентиляции. Они проводят инструктажи и тренировки. Кроме того, должны знать устройство газогенераторов, газовой и спасательной аппаратуры, характер газоопасности в обслуживаемых цехах, способы отключения и включения коммуникаций, уметь оказывать первую помощь пострадавшим.
Работа опасная, но востребованная: ни одно крупное производство сейчас не может обойтись без газоспасательной дружины. Зарплата газоспасателя зависит от разряда, региона работы и компании-нанимателя и варьируется от 40 до 60 тысяч рублей. Соискатель должен иметь хорошую физическую форму, быть выносливым, собранным, дисциплинированным.
Обучение и аттестацию можно пройти в корпоративном университете “Норильский никель” или на базе любого другого аккредитованного учебного центра, имея среднее техническое или высшее образование.
Перед выездом на учения глава города прошел подробный инструктаж и научился пользоваться основным оборудованием
База газоспасательной службы оснащена современным оборудованием и техникой
Чтобы вызволить “пострадавшего” из-под завала, используют гидравлический инструмент. Задачу выполняют в полной экипировке
Манекен “Максим”, которому выпала роль пострадавшего, получил первую медицинскую помощь, по всем правилам зафиксирован на носилках и вынесен из зоны поражения
По легенде, из поврежденной трубы течет аммиачная вода. Место порыва герметизируют с помощью специального приспособления
0

Читайте также в этом номере:

Книга перемен (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Всегда в пути (Татьяна РЫЧКОВА)
Оперативный персонал (Яна АНДРЕЕВА)
“Бэтмен нам не нужен” (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Салон оправдывает надежды (Ростислав ЗОЛОТАРЕВ, Татьяна РЫЧКОВА)
Чтобы дышалось легко (Татьяна РЫЧКОВА)
Вторая жизнь машин (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
На пути к “Гиперборее” (Валентина ВАЧАЕВА)
Как поступить правильно (Марина БУШУЕВА)
Докатилась до Норильска (Полина ЛЮБИМАЯ)
Диксон принимает десант (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
На одной волне (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Небо, болельщики, самолет (Андрей СТОЛЯРОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск