Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
В четвертом поколении Далее
«Легендарный» матч Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Оперативный персонал
МАСТЕРСТВО
2 августа 2018 года, 15:26
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Яна АНДРЕЕВА
Слесарь дежурный и по ремонту оборудования – основная профессия на подземной работе. Они восстанавливают самоходное дизельное оборудование. Задача ответственная, потому что трассы тяжелые, грунт острый и машины часто выходят из строя. Очень важно, чтобы специалисты были подготовлены как следует и могли справиться с поломкой оперативно. Среди работников специализированного шахторемонтного управления общества “Норильскникельремонт” провели конкурс профмастерства, чтобы определить лучшего представителя этой профессии.
Есть такая профессия
С лингвистической точки зрения “слесарь дежурный и по ремонту оборудования” – неправильная конструкция. Зачем такое двухэтажное название? Этот вопрос мы задаем члену конкурсной комиссии Игорю Боциеву, механику участка ПУРСО СДО №7 (ПУРСО – подземный участок ремонта и сервисного обслуживания, СДО – самоходное дизельное оборудование).
– Люди, которые непосредственно находятся в шахте, сидят на аварийных ремонтах, – объясняет Игорь Эльбрусович. – Специфика их работы в том, что это оперативный персонал, который при любой поломке по звонку едет на место. Конечно, они делают и плановые ремонты, но аварийные – более важная функция. Подземные трассы не слишком широкие, и внезапно вставшая посреди дороги пэдээмка или какая-то другая техника может порушить все производственные планы. Не говоря уже о том, что это небезопасно для людей.
Конкурс, как и в прошлый раз, проходил в цехе по ремонту ПУРСО СДО №7. Он расположен рядом с АБК шахты “Ангидрит”. На улице поблизости можно увидеть горы этого материала – одного из важных компонентов закладочной смеси, которой заполняют выработанное пространство рудников.
В цеху шумно. Раздается стук увесистых кувалд и звуки перфораторов. Здесь ремонтируют самоходную горную технику не только “Ангидрита”, но и других рудников. Вот, например, лежит стопка из трех огромных колес ПДМ с шахты “Скалистая”. Вес одного может достигать 900 кг, на его замену уходит четыре часа, на помощь приходят 10-тонные подъемные краны.
Размеры того колеса, которое предстоит заменить участникам, значительно меньше. Это так называемое камазовское колесо 12х20 (размеры указаны в дюймах), – поясняет Максим Юдин, слесарь-ремонтник ПМЭУ (подземный механо-энергетический участок).
Теория и практика
Дмитрий Ангел, представляющий ПУРСО СДО №2, рассказал “Вестнику”, что в прошлый раз накануне конкурса все желающие имели возможность потренироваться на шиномонтажном стенде. По-видимому, никто не ожидал, что к нынешнему конкурсу стенд заменят на новый, пусть и однотипный, но все же с некоторыми отличиями. Незнакомое оборудование всегда маленькое препятствие.
Первопроходцем выпало стать Максиму Юдину, вытянувшему на жеребьевке первый номер. С заданием (разобрать колесо, заменить камеру, собрать колесо и произвести имитацию накачки его воздухом) он справился не без проволочек. Сначала не так просто оказалось снять шину, потом приноравливался к системе управления новым стендом, на который водружалось колесо.  
– Конкурсанты сегодня другие, моложе, чем в прошлый раз, и другой стенд управления, – поясняет председатель конкурсной комиссии главный технолог технического отдела СШРУ Сергей Бутько. – Они немного путаются, потому что волнуются.  
Второе задание конкурса – изготовить гидрошланг в мастерской РВД (рукавов высокого давления). Мастерская – интересное местечко. Здесь делают гидрошланги на все рудники НПР, любого диаметра, любого сечения, любой сложности. В месяц – три-четыре тысячи, иногда до пяти тысяч. Резиновых шлангов, например, в гидросистеме одной самоходной буровой машины “Бумер” может быть до пяти километров, рассказывают сотрудники мастерской.
Из-за лопнувшего гидрошланга подземная машина не только встанет в подземной выработке, препятствуя движению другой техники. Полная потеря масла может привести к выводу из строя более дорогого оборудования.
– Эта операция может им пригодиться, – рассказывает член конкурсной комиссии Игорь Боциев. – Допустим, на руднике аварийно встала машина, а у заказчика и на участке не оказалось нужного шланга. В шахте замеряют диаметр, длину, звонят нам, и, пока они едут, нужный шланг изготавливают в рембазе.
Шланг обрезают на станке, на его концы надевают металлические цилиндры-фитинги, после чего происходит опрессовка на станке. Затем с помощью калибра члены конкурсной комиссии проверяют, не изменилось ли внутреннее сечение. Если проходимость понизится, гидравлическая система перегреется, что опять приведет к выходу из строя дорогостоящих насосов, клапанов, гидромоторов.
К практике прилагалась теория – 30 тестовых вопросов. Например, почему перегревается шестеренный насос тормозной системы на кровлеоборочной каретке? Почему СДО не снимается со стояночного тормоза? Что нужно сделать перед буксировкой погрузочно-доставочной машины с неисправным двигателем внутреннего сгорания? Какую функцию выполняет масло в гидравлической системе? Некоторые вопросы были хитрые, галочки при ответе надо было ставить чуть ли не во всех пунктах.
Конкурсанты
Дмитрий Ангел, вместе с которым мы заглядываем во внутренности одной из ремонтируемых в седьмом цехе машин, проводит короткий ликбез в части гидравлики. Показывает, где насос, а где исполнительный механизм и каким образом с помощью гидравлических шлангов за счет давления происходит передача энергии.
Дмитрий также поясняет, как убрать машину с проезда:
– Смекалку надо проявить. Если встала – желательно растормозить колеса, потому что при остановке двигателя она автоматически становится на стояночный тормоз. Для этого желательно подключить линию гидравлики, подать давление в тормозные камеры, и тогда она растормозится. Или каким-то другим способом убрать ее в сторону, например взять шланг с другой машины, зацепить и отбуксировать в место ремонта другим транспортом. Мы в таких операциях не участвуем, ими занимаются ребята с рудника. Наше дело – капитальный ремонт. Пришла машина – нужно какой-то узел отремонтировать или полностью разобрать.
По словам Дмитрия, к профессии надо иметь призвание. Если его нет, не помогут никакие курсы повышения, которые, кстати, нужны, чтобы расширить кругозор.
Евгений Микрюков – не коренной норильчанин. Отучился на слесаря-сварщика на материке и после армии приехал в Норильск. Он представляет на конкурсе участок капитальных ремонтов.  
– ПУРСО занимается аварийными ремонтами под землей, – поясняет Евгений, – а нам машины доставляют из шахты, и мы их уже полностью разбираем до основания, перекрашиваем и собираем с новыми узлами, агрегатами заново.
Новый испытательный стенд с немного другими рычагами Евгению тоже незнаком, и он внимательно следит за действиями первых участников.
Максим Абрамов из ПУРСО СДО №5 вытянул при жеребьевке последний, девятый номер. Гидрошланг он уже изготовил, это операция на 15 минут, теперь ждет своего часа на ремонт колеса. Тут времени требуется полчаса, очередь продвигается медленнее. Особенности нового стенда Максим уже оценил, поэтому находит пять минут для беседы.
Максим тоже приезжий, прибыл на Север три года назад из Алтайского края, города Камень-на-Оби, построенного в том месте, где сливаются Бея и Катунь. Окончил речной техникум и работал на флоте. Потом женился, пошли дети, и жена выразила протест против девятимесячного отсутствия главы семейства дома. Таков период навигации на Оби. Друзья рассказали про Норильск. Приехал сюда, устроился на работу – на подземную рембазу рудника “Маяк”, через полгода привез семью. Живут в Талнахе, выплачивают ипотеку. Жене тоже все нравится. Стабильнее, чем на материке. За этим и ехали. А в родной город семейство ездит в отпуск.
…Завершение соревнований. Конкурсная комиссия называет имена победителей. Первое место у Евгения Микрюкова (кстати, обладателя третьего разряда, в то время как у большинства участников четвертый-пятый разряды). Второе место присуждено “морскому волку” Максиму Абрамову, третий результат у Валерия Прохнау (ПУРСО СДО №7). Лучший в практике – Александр Кальнев (ПУРСО СДО №9), лучший в теории – Алексей Литвинов (ПУРСО СДО №4).
В мастерской по изготовлению рукавов высокого давления
Гидрошланг проходит опрессовку
Разобрать колесо не так-то просто
0

Читайте также в этом номере:

Книга перемен (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Всегда в пути (Татьяна РЫЧКОВА)
“Бэтмен нам не нужен” (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Салон оправдывает надежды (Ростислав ЗОЛОТАРЕВ, Татьяна РЫЧКОВА)
Чтобы дышалось легко (Татьяна РЫЧКОВА)
Вторая жизнь машин (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
На пути к “Гиперборее” (Валентина ВАЧАЕВА)
Как поступить правильно (Марина БУШУЕВА)
Докатилась до Норильска (Полина ЛЮБИМАЯ)
Диксон принимает десант (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
На одной волне (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Небо, болельщики, самолет (Андрей СТОЛЯРОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск