– Пьеса – это отдельный продукт, спектакль – совсем другой, коллективный, – сказал Владимир Зуев перед началом “Жди меня...”. – Чтобы понять, какие из заложенных в пьесе смыслов остались, какие новые грани увидели постановщики, спектакль нужно увидеть на сцене. Меня в нашей работе интересовала тема предназначения человека и то, как он его реализует. Во все времена были свои страшные обстоятельства и были люди, осознававшие свое предназначение и, наоборот, не задумывающиеся об этом. У меня написано про тех, кто реализует то, что дано свыше. Пьеса в процессе работы претерпела несколько редакций. Одна из них, предпоследняя, удовлетворившая меня как автора, называлась “Парадокс обратимости”, но режиссер настояла на своей версии.
После спектакля гость из Екатеринбурга оценил его как “хороший и нужный”:
– Слышал, как зрители обсуждали в антракте то, что в Норильлаге был создатель пионерского гимна Сергей Кайдан-Дешкин. Оказывается, они этого раньше не знали. Понятно, что про Гумилева и Козырева люди более наслышаны… Надеюсь, что после спектакля кому-то захочется лучше узнать историю своего города и страны. Мне кажется, что историю нельзя просто выучить или познакомиться с ней, услышать от кого-то. Историю нужно изучать самому, анализировать, делать выводы… Если это будет происходить со зрителями “Жди меня…”, то цель можно считать достигнутой.
Постановочная команда сработала замечательно. Спектакль смотрится цельным и очень органичным произведением с потрясающим актерским ансамблем.
Еще во время просмотра видео я обратил внимание на игру Сергея Ребрия в роли заключенного Графа, Сергея Игольникова, играющего энкавэдэшника пилатовского типа. Точно выбран на роль Конферансье Александр Глушков. Повторю: все актеры играют замечательно, но эти сразу перетягивают внимание на себя. Из главных персонажей, Дирижера, Астронома, Поэта, в моем представлении о психофизике их прототипов наиболее точным оказался Роман Лесик – Астроном.
“Небесного интеллигента” Николая Козырева, как правило, знают по стихам Вознесенского. Льва Гумилева – как сына двух великих поэтов. Об их научных открытиях осведомлены только узкие специалисты. Кайдан-Дешкин вообще остался в истории как автор единственного музыкального произведения, что на самом деле не так. Их всех объединяло то, что они оставались верны своему предназначению в экстремальных условиях катастрофы. Я не хотел бы, чтобы пьеса воспринималась как историческая, так как время в ней для меня не так уж и важно. Важно, как ведет себя человек: позволит ли манипулировать собой или не позволит.
– Известно, что вы приехали в Норильск не только чтобы посмотреть спектакль…
– Мне поступило предложение от Анны Бабановой написать пьесу о сегодняшнем Норильске, самом мифологизированном и одновременно мифотворческом городе. Для этого мы ездили на Надеждинский металлургический завод, спускались под землю, встречались с местными краеведами. Все, с кем мы общались, сходятся в том, что Норильск – это место силы. Кто-то объясняет это с материалистической точки зрения, кто-то говорит об энергетике, шаманизме. Особенно меня интересует взаимодействие человека и места, то, как они влияют друг на друга. Почему люди приезжает сюда на три года, а остаются на всю жизнь.
При обсуждении синопсиса с режиссером Анной Бабановой и художником Фемистоклом Атмадзасом мы пришли к тому, что это должна быть комедия. Возможно, лирическая.
– Неожиданно. Сразу вспоминается “Вас вызывает Таймыр” Александр Галича… Правда, там герой приехал с Таймыра в командировку в Москву и действие разворачивается в гостинице.
– У нас место действия – заштатный аэропорт, куда из-за нелетной погоды вместо Норильска сажают самолеты… Рабочее название пьесы – “Норильские анекдоты”.
– Отличное название. О вас известно, что в 2008-м вы окончили Екатеринбургский театральный институт. Драматургии учились на семинаре Николая Коляды. Пишете стихи. Вы востребованный драматург?
– Еще в институте я написал пьесу “Мамочки”, которая насчитывает около 80 известных мне постановок.
В Варшаве идет моя трагикомедия “Икотка”. В прошлом году этот театр приезжал на фестиваль “Коляда-Plays”, где была еще и “Икотка” из Питера. Кстати, в Варшаве взяли к постановке мою новую пьесу. Иногда я не только пишу, но и сам ставлю написанное и сам играю. Уже два года выступаю со своими моноспектаклями, в том числе и на фестивалях.
– Как Гришковец? И как вас принимают?
– Гришковцу стараюсь не подражать…
Первый спектакль я играл один-два раза в месяц на сцене Центра современной драматургии в Екатеринбурге. Зал на 70 мест всегда был полон. В 2014-м принял участие в фестивале альтернативных театральных форм в городе Озерске, где в течение ночи на разных площадках проходят спектакли. Местный зритель, что называется, проникся. Спрашивали: приедете – не приедете на следующий год. Мне захотелось приехать, и я сделал историю кабацкого музыканта, который, заработав на жизнь, решил петь для себя… В этом спектакле мои собственные песни под гитару были приняты очень хорошо. Потом случился норильский проект, и я на время выпал из театрально-гастрольной деятельности.
– Над чем работали после “Жди меня…”?
– Перед Новым годом был в театре у Сергея Безрукова, где принял участие в лаборатории драматургов и режиссеров. Читал свою пьесу “Восемь” о судьбе Елизаветы Федоровны Романовой, уничтоженной большевиками в городе Алапаевске. Пьеса вышла в финал и, надеюсь, будет поставлена на сцене Московского губернского театра под руководством Безрукова в рамках проекта к 100-летию Октябрьской революции, то есть в ноябре этого года.
Еще до “Жди меня...” я задумал фантастическую пьесу к этой же дате под названием “Булыжник”. У меня булыжник – это и оружие пролетариата, и некое небесное тело, которое свалилось на нас, и все его хотят присвоить… Анархисты видят в нем предмет бытовой магии: к чирию приложить – пройдет... Белые и красные направляют к нему экспедиции, пытаясь понять, как использовать предмет в целях своей агитации и пропаганды... Дописывать “Булыжник” мне придется параллельно с новой пьесой для норильского театра.
Премьера запланирована на сентябрь и закроет сезон.
Владимир ЗУЕВ родился в 1976 году в г. Кушва Свердловской области.
Окончил Екатеринбургский театральный институт по специальности “Драматургия”, семинар Николая Коляды (2008).
Драматург, поэт. Автор 25 пьес.
Пьесы поставлены в России и за ее пределами, опубликованы в журналах “Урал”, “Современная драматургия”, Dialog (Польша), в сборниках пьес.
Лауреат первой премии Международного конкурса современной драматургии “Евразия-2006” (Екатеринбург) в номинации “Пьеса на свободную тему”, лауреат второй премии Международного фестиваля современной драматургии “Свободный театр” (Беларусь) в номинации “Экспериментальная пьеса”.
Премия “Долг. Честь. Достоинство – 2006” от журнала “Современная драматургия”.
Премия “Долг. Честь. Достоинство – 2015” в номинации “Историческая пьеса”.
Как актер играет два моноспектакля по собственным пьесам.
...Вот Норильск…
Первое, что вы видите в городе,– постиндустриальный и индустриальный пейзаж, очертания заброшенных заводов и лагерных построек. Обычно выражение “Мы все наследники либо тех, кто сидел, либо тех, кто сажал” воспринимается как метафора, но в Норильске это буквально так. И вот они приходят на спектакль “Жди меня…”, который сделала Анна Бабанова, главный режиссер, худрук театра, – о художниках, ученых, узниках Норильлага – и смотрят спектакль сдержанно, кажется, даже равнодушно. При этом в городе очень хорошая культурная среда, театральные традиции – там и Смоктуновский был, и Жженов, и интеллигенция рабочая, инженерная. И власть, и бизнес хорошо относятся к театру – взять хотя бы культурные проекты “Норникеля”. Я думаю, люди там просто не хотят впускать в себя что-то болезненное. Видимо, это связано с подсознательной травмой. Она настолько глубока, что они даже не понимают, что этот спектакль – о них. В этом миссия сегодняшнего театра – он помогает людям увидеть свое место, свой город в другом свете, в перспективе большой истории.
Алена КАРАСЬ, эксперт конкурса “Золотая маска”,
из статьи “Провинция в главной роли”,
“Огонек” №7 (5453) от 20.02.2017 |
“Жди меня...”. Дирижер, он же автор пионерского гимна Сергей Кайдан-Дешкин (Николай Каверин) создал в Норильлаге оркестр
Страшные сцены в спектакле режиссер Анна Бабанова монтирует с клоунадой
Поэт (Павел Авдеев) впервые задумался об этногенезе под тюремной скамьей. Из Норильлага ушел на фронт
Очень разные энкавэдэшники (засл. арт. РФ Сергей Игольников и Сергей Даданов) и их подопечный Астроном (Роман Лесик), через три месяца после освобождения из Норильлага (10 марта 1947 г.) защитивший докторскую диссертацию, согласно которой источником звездной энергии является время
|