Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
«Легендарный» матч Далее
В четвертом поколении Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Незаменимый человек
КО ДНЮ УЧИТЕЛЯ
4 октября 2013 года, 13:38
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Екатерина БАРКОВА
“Строга, но справедлива”, – с порога класса нам охарактеризовали своего учителя русского языка и литературы Светлану Владиславовну Куклину учащиеся 6”В” гимназии №7. Так говорили шестиклассники и двадцать, и тридцать лет назад. И как говорили – “с чувством, с толком, с расстановкой”, как учила Светлана Владиславовна. И так она учит 35 лет.
– Светлана Владиславовна очень требовательная. На уроках литературы ее хочется слушать, с каким чувством она читает стихи и рассказывает об авторах, – продолжают характеризовать педагога дети. – У нас только мальчишки плохо учатся. Но Светлана Владиславовна пытается их учить. Если мы что-то не усвоили, всегда проводится работа над ошибками, чтобы мы поняли материал до конца.
Полное взаимопонимание
Прозвенел звонок на урок. В кабинет входит Светлана Владиславовна – с легкой улыбкой на лице, сдержанная и полностью настроенная на плодотворную работу. Все так же, как и двадцать лет назад, в моем шестом классе. Тема занятия – домашнее задание по басням Крылова и знакомство с творчеством Александра Пушкина. К доске выходят желающие и по заданию описывают ситуации, которые в современности схожи с моралями басен Крылова. За партами ученики не жмутся, а тянут руки, желающих проявить себя на уроке достаточно. Полностью с заданием справилась одна ученица, что незамедлительно оценивается учителем. Педагог тему не заканчивает, а предлагает шестиклассникам порассуждать, в какой басне еще встречается озвученная учеником ситуация. И здесь активность на уровне.
Светлана Владиславовна переключает внимание учеников на творчество Пушкина. Нет скучных речей о том, когда родился, женился поэт, чем прославился. Учитель предложила: “Если бы вас попросили не учить, а сходу прочитать одно из его стихотворений, какое бы вы вспомнили?” Один из учеников начал читать известный отрывок из поэмы “Руслан и Людмила”. Его идею подхватил весь класс. Учитель только помогала вспомнить строки, потерянные в ученической памяти.
На уроке у Светланы Владиславовны приходилось одергивать себя, чтобы не поднять руку и ответить на какой-либо вопрос: урок прошел живо и при полном взаимопонимании детей и учителя. Как всегда.
Династия
За 35 лет учительского стажа Светлана Владиславовна проводила в большую жизнь шесть выпусков. Конечно, на всю жизнь каждого ученика не запомнишь, но педагогическая память ее не подводит никогда.
– Если я увижу человека, который идет мне навстречу, и он скажет: “Здравствуйте, Светлана Владиславовна!” – я вспомню выпуск, год, школу, класс, имя и фамилию, – говорит учитель. – Последний выпуск был четыре года назад. Чудный класс! После этого я не взяла классного руководства. Кстати, из 37 детей того выпуска семь человек пошли в журналистику. Всего за годы моей работы – в этой сфере десять человек. Думаю, это достойный результат. Правда, до этого момента мне ни разу не приходилось давать интервью.
Светлана Владиславовна – потомственный учитель. Одна ее бабушка работала директором детского дома, вторая преподавала французский язык. Мама нашей героини, Лениада Абрамовна, тоже была литератором. В Норильске она работала инспектором гороно. Продолжателями династии педагогов стали Светлана Владиславовна, ее сын Денис, который окончил факультет иностранных языков в Одесском пединституте и работает в немецком Кельне, племянник Игорь Куклин окончил Волгоградский пединститут. Из семейной традиции выбилась дочь Екатерина. Она учится на ветеринара в Санкт-Петербурге.
Научить слушать
Путь в педагогику начался в детстве. Наша героиня играла в школу. За партами сидели куклы, у каждой – тетрадки, за выполненные задания им ставились оценки. Поэтому после окончания школы перед семьей Светланы Куклиной не стоял выбор профессии, оставалось определить направление. Поскольку она любила русский язык и слыла книгочеем, решила стать литератором. По окончании украинского пединститута перед выпускницей не было вопроса, куда ехать работать. К тому времени мама шесть лет трудилась в Норильске, и для молодого специалиста сразу нашлась работа – освободилось место учителя в школе №6. На северную землю Светлана Владиславовна приехала в 21 год.
– Помню, стою, перед тем как пойти на свой первый урок. Мне страшно, аж жуть! Коленки дрожат, – вспоминает Светлана Владиславовна. – Ко мне подошла завуч Виолетта Тимофеевна Букарина, потрясающий человек, и сказала: “Знаешь, Светочка, на всю свою жизнь ты должна запомнить одно правило. Ты можешь быть семи пядей во лбу, но, если тебя не будут слышать дети, ты их никогда ничему не научишь. Зайдя в класс и открывая рот, ты должна видеть, что тебя слышат и понимают. Тогда дети будут у тебя учиться”. Эти слова я запомнила на всю жизнь. Тогда я выдохнула, зашла в класс и заставила себя слушать, несмотря на то что мне был всего 21 год. Мне очень хотелось их научить, дать как можно больше. А потом они меня слушают добровольно. Я знаю, что сидящим за партой должно быть интересно. Наверное, себя сумела поставить на место детей. Интерес рождается тогда, когда ребенок работает, и эта работа оценивается. Считаю, что ничего нет лучше учительского слова. Ни один мастер художественного чтения, ни одна бумага, ни одна книга не могут заменить того, что расскажу им я. И дети с удовольствием слушают и слышат учителя, если говорить эмоционально, со знанием дела и втягивать их в беседу. Тогда все имеет смысл, потому что они слушают, учатся говорить, расширяют свой кругозор. Несмотря на 35 лет стажа, я до сих пор очень люблю учить детей. Сам процесс обучения доставляет мне удовольствие. Несмотря ни на что, я очень довольна тем, что делаю.
Ждать придется долго
Через два года начнется новый виток развития российского образования, с которым согласны далеко не все родители и педагоги. Светлана Куклина – приверженец старой школы и системы советского образования, которая считалась лучшей в мире и подарила стране космонавтов, инженеров и великих людей в разных областях науки и деятельности. Она уверена, что с введением новых федеральных образовательных стандартов у страны и сотой доли прежних достижений не будет.
– В современной системе образования учитель и ученик должны быть партнерами. Учитель создает образовательную среду, ребенок добывает знания. Такова идея федеральных стандартов. В их основе делается упор на психоэмоциональное состояние детей. Педагогика – иная ветвь. Она предполагает обучение ребенка. Психология предполагает проникновение в его суть. Это разные вещи. Получается, федеральные стандарты больше на психологию развернуты. Учитель должен заинтересовать, ребенок должен на эту заинтересованность ответить своим трудом. По новым стандартам, учитель станет для ребенка координатором, что, я считаю, в корне неправильно, – размышляет Светлана Владиславовна. – Ни для кого не секрет, что сегодняшнее поколение детей инфантильно и в жизни, и в развитии, и с точки зрения способности учиться. Думаю, этому есть общественные причины, которые связаны с катаклизмами, происходящими в нашем государстве, когда родители, желая предохранить ребенка от того, что происходит вокруг, лишают его самостоятельности. Компьютеризация и цифровой мир лишают ребенка умения думать, воображать, мыслить. Дети, у которых интеллект мощный, находят время на все, они мобильные. Но таких детей, к сожалению, становится все меньше. Прогресс есть прогресс, но человек остается его главным объектом, тем более маленький. Пока прогрессом двигают те люди, которые были выучены по традиционной системе образования. Боюсь, что поколение, которое мы учим сейчас, заставит нас ждать грандиозных открытий и изобретений.
Главная награда
У Светланы Владиславовны наград не много. В основном традиционные – муниципальные и краевые по случаю Дня учителя. Есть победа в нацпроекте “Образование”, за что два года назад ей вручили награду от краевого Министерства образования. Это все бумаги, считает наша героиня. Главная награда – в другом.
У меня много благодарных учеников, которые говорят, что я им помогла полюбить русский язык. Это очень радует. Я знаю точно, что многие дети меня помнят и любят. Со многими бывшими выпускниками мы поддерживаем отношения, часть из них мои друзья. Те, кто живет в других городах, приезжают в Норильск, и мы обязательно встречаемся, – улыбается Светлана Владиславовна. – Я никогда не хотела делать карьеру, например стать завучем или директором школы. Всегда хотела быть мастером своего дела и работать с детьми.
Свой 35-й профессиональный праздник Светлана Владиславовна отметит традиционно. Каждый год 5 октября брат Игорь поздравляет ее и свою супругу Любовь Ивановну, школьного психолога. В этом году получится так, что в один день совпадут две традиции. Много лет Светлана Владиславовна по субботам ходит в баню. И эта суббота не станет исключением. В выходные наша героиня старается находить время и на себя. Но не всегда это получается – очень много работы. “У меня чувство долга выше, чем я сама, говорят мои родные”, – улыбается наша героиня.
Светлана Куклина знает, как найти контакт с учениками
0

Читайте также в этом номере:

С нами теплее (Вера КАЛАБЕКОВА)
Рожденные в революцию (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
В 22 часа – отбой! (Лариса ФЕДИШИНА)
Фору молодым (Марина БУШУЕВА)
Прорвало (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Осенний рост (Лариса ФЕДИШИНА)
В ожидании снега (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Как новый (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Есть совпадения (Лариса ФЕДИШИНА)
За занавесом (Юлия КОХ)
Банк готов к диалогу (Елена ПОПОВА)
Есть контакт! (Сергей МОГЛОВЕЦ)
В режиме готовности (Лариса ЛИПСКАЯ)
Развод по-крупному (Екатерина БАРКОВА)
Продолжая движение (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск