Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
Гуд кёрлинг! Далее
В четвертом поколении Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Развод по-крупному
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИНТЕРЕС
3 октября 2013 года, 14:52
Текст: Екатерина БАРКОВА
На прошлой неделе ряд российских сенаторов на встрече с премьер-министром Дмитрием Медведевым выступили с инициативой в 75 раз повысить размер госпошлины  за расторжение брака – вместо нынешних 400 рублей с каждого супруга до 30 тысяч. Новость взволновала россиян. Медведев поспешил всех успокоить: “Давайте это обсудим и с экспертами, и с обычными людьми”. “Вестник” предложил норильчанам обсудить резонансную инициативу сенаторов.
Загс в нашем городе начал работать в 1938 году и относился к Дудинскому району Красноярского края. В тот год зарегистрировали 18 рождений. Браки начали регистрировать с 1939-го. Первые два развода в северном городе оформили в 1953 году. Кстати, в том же году было создано 2662 семьи. Всего с 1939-го по 2012-й в Норильске зарегистрировали отношения 118 577 пар, за это время родились 189 398 детей. С 1953-го по 2012-й было оформлено 64 214 разводов.
 
“Нужно объяснить, почему, например, государство предлагает ввести высокую госпошлину за расторжение брака. Мотивы понятны – надо голову включать, когда вы брак регистрируете. В противном случае наступает имущественная санкция, которая заключается в том, что для того, чтобы его расторгнуть, тебе придется заплатить гораздо больше денег, чем при его регистрации. Естественно, будут представлены и доводы против”, – цитирует Дмитрия Медведева РИА Новости.
От противного
С резкой критикой выступили эксперты. “Деловой Петербург” цитирует члена Общественной палаты Бориса Альтшулера: “По всему миру наблюдается очень сильный тренд – молодые люди никак не фиксируют свои отношения. Они уверены: это моя жизнь, при чем тут государство? В результате молодежь не идет в церковь, не идет в загс, а живет в гражданском браке и спокойно заводит детей”. По мнению политика, Дмитрий Медведев, видимо, хочет, чтобы гражданские браки стали в России основной формой совместной жизни, есть уверенность, что после таких жестких мер, якобы направленных на сохранение института брака, люди будут действовать “от противного”.
– Никто почему-то не подумал на несколько шагов вперед. Если государство будет брать по 30 тысяч рублей за развод, то у нас в стране никто вообще не будет официально жениться, и люди будут правы. Тем более иногда развод – это благо. Уж лучше разойтись, чем ребенок будет свидетелем постоянных скандалов родителей, – уверен член Общественной палаты.
Обосновать затраты
Экономисты увидели в инициативе просчет. Они не понимают, откуда взялась столь высокая сумма – 30 тысяч рублей. Дополнительные средства нужны казне в условиях дефицитного бюджета. Однако новая сумма госпошлины должна соответствовать затратам государства на предоставление услуги, к тому же она должна быть экономически обоснована и доступна всем категориям населения. “Я считаю, что 400 рублей – совершенно адекватная пошлина. Ее, конечно, можно немного повысить, поскольку правосудие у нас сейчас дорогое, но не до такой степени. 30 тысяч рублей за развод – сумма действительно баснословная, у нас средняя зарплата ниже, ниже прожиточный уровень”, – цитирует адвоката Людмилу Айвар Российское агентство правовой и судебной информации.
Юристы, опрошенные агентством РАПСИ, считают, что увеличение госпошлины за расторжение брака до 30 тысяч рублей сократит число необдуманных разводов, но лишит доступа к судебной защите малообеспеченных людей. Также они уверены, что из-за невозможности или нежелания заплатить госпошлину люди смогут уже при распавшейся семье оставаться в формально брачных отношениях, что повлечет нарушение их прав на создание новой семьи, на раздел имущества, получение алиментов, распределение наследства.
Цивилизованный подход
Соотношение количества браков и разводов в каждом городе страны находится почти на одном уровне – регистрируют отношения почти вполовину больше, чем разводятся. Такая тенденция сохраняется последние шесть-семь лет.
По данным Росстата, в 2012 году зарегистрировано 1,2 миллиона браков и 644 тысяч разводов. По сравнению с 2011 годом количество разводов сократилось на 3,8%. Максимум по количеству разводов был зафиксирован в 2002 году – 854 тысячи.
В Норильске наблюдается та же динамика, что и по стране. Стало исключением начало 2000-х годов, когда происходил обмен паспортов, в том числе советского периода.
– Во многих случаях люди приходили в загс с решениями судов о расторжении брака, что, напомню, делается, когда в семье есть несовершеннолетние дети. Такие документы датировались аж 1960–1970-ми годами. Люди их хранили, а в загс для завершения процесса не приходили за ненадобностью, пока не возникла необходимость срочно менять паспорт, – объяснила “Вестнику” руководитель Норильского территориального отдела агентства ЗАГС Красноярского края Ирина Штучная. – Поэтому получилось так, что в 2004 году в Норильске разводы преобладали над количеством зарегистрированных браков: тогда за год зарегистрировали 1007 браков и 1088 расторжений. Это единственный год в новом столетии, когда наблюдалось такое грустное соотношение. С 2005 года статистика стабилизировалась. Число браков начало превосходить количество разводов. Динамика сохраняется до сих пор.
– В большинстве случаев норильчане разводятся цивилизованно. Эксцессы в нашем загсе случаются крайне редко. Пары сдерживают эмоции. Ведут себя прилично, культурно. В Норильске разводы зависят не от возраста супругов. Обычно пары расходятся после года-двух или 20–30 лет семейной жизни. В последние годы преобладают разводы в парах, в которых возраст супругов от 25 до 39 лет. В августе расторгли свои отношения 18 мужчин этой возрастной категории и 25 женщин. В возрастной категории 40–49 лет больше разводятся мужчины: в августе их было 13 против семи женщин, – рассказала Ирина Юрьевна. – Если увеличат сумму госпошлины за расторжение брака до 30 тысяч рублей, то люди не будут регистрировать брак либо те, кто уже зарегистрированы, будут продолжать оста- ваться в браке, а фактически будут жить, кто как хочет. Естественно, это будет влиять на юридические взаимоотношения, финансовые вопросы. Мне кажется, что это слишком большая сумма.
Пародия на брак
– Убежден, что увеличение госпошлины за развод институт брака в нашей стране не спасет, хотя бюджет государства пополнит. На это, видимо, и расчет. В целом по стране новый закон, если он появится, обещает весомое увеличение статьи доходов: с каждой разводящейся семьи планируется взимать 30 тысяч рублей. Как сказал Игорь Губерман, деньги на развод теперь надо будет собирать прямо на свадьбе, – прокомментировал инициативу норильский адвокат, занимающийся в том числе и  бракоразводными процессами, Алексей Пинаев. – Хотя премьер-министр говорит, что все делается для того, чтобы молодые при регистрации брака хотя бы из опасения имущественных санкций “включали голову”, на мой взгляд, правительство к проблеме подошло исключительно прагматически. Считаю, что вместо увеличения госпошлины за развод, нужна серьезная государственная программа, возрождающая понятие семьи как ячейки общества. Распад семьи тянет за собой множество  проблем психологического и социологического порядка. Принятие закона о повышении пошлины демографические и семейные проблемы не решит.
По мнению адвоката, скорее всего, молодежь прекратит брачные отношения, будет избегать государственной регистрации и расторжения браков. “При этом каждый будет жить своей жизнью, рождать внебрачных детей, наживать внебрачное имущество, сохранив право требовать алименты на содержание ребенка, рожденного с другим человеком, и право требовать раздела имущества, нажитого с другим человеком, что и далее продолжит превращать институт брака в пародию и фикцию”, – отметил Алексей Пинаев.
Цена семьи
– Увеличение госпошлины за расторжение брака может сделать тысячи наших граждан заложниками супругов-садистов, супругов-алкоголиков, супругов-наркоманов. И это независимо от пола. Ответственность без свободы – это уже рабство. Данная инициатива предлагает людям, состоящим в официальном браке или собирающимся узаконить свои отношения, стать рабами системы, – рассуждает норильский психолог Ирина Лебедева. – Уверена, что нужно не карательные мероприятия придумывать, а выстраивать внутреннюю политику государства таким образом, чтобы семья стала действительно главной ценностью для человека. Вот тогда и задумываться будут перед вступлением в брак и не станут с легкостью разрушать семью. А предлагаемые 30 тысяч госпошлины за расторжение брака – это что? Цена семьи на сегодняшний день?
 
Не преграда
– Тридцатью тысячами никого не напугаешь. При дележке имущества и для найма адвокатов уже почти бывшие супруги тратят суммы, на много превосходящие размер предлагаемой пошлины. Наверное, все дело в том, что люди стали меньше чувствовать друг друга. Меняется ритм жизни, когда работа длится больше восьми часов. У человека отнимают время Интернет и телевидение. Многие родители на ночь читают книгу ребенку больше по обязанности, а не потому, что интересно. Уверена, не у многих есть время вечером по душам поговорить со своей второй половиной, – комментирует инициативу сенаторов норильчанка Полина, в свое время пережившая сложный развод. – Думаю, если пары решили разводиться – пусть разводятся, но не забывают, что супруг или супруга тоже живой человек. Дело не в том, какую сумму при разводе с вас взыщет государство в виде пошлины. А в том, какую цену вы заплатите в душе, разводясь.
 
– До регистрации брака мы с мужем жили семь лет. Все эти годы хотели расписаться в загсе, но времени не было. Муж работает на вахте, поэтому сложно было что-то запланировать. Деньги уходили на разные цели. Скопить на свадьбу не получалось. Решили расписаться, когда планировали беременность. Правда, из-за нехватки времени получилось так, что 15 февраля через несколько часов после регистрации брака у нас родился сын, – рассказывает молодая мама Ксения Кравченко. – Насчет инициативы полагаю, что многие пары передумают разводиться. Муж считает, что, если человек хочет развестись, он найдет эти 30 тысяч рублей. Даже с принятием такого закона как люди женились, разводились, так и продолжат это делать.
 
– Думаю, нововведение не сохранит семьи. Чтобы сохранить семью, нужны любовь, достаток и благополучие. Когда нет бытовых склок, нет и повода для развода. Во времена нашей молодости стеснялись перед соседями, окружающими. Эти моменты придерживали семьи от разводов. Сейчас даже дети не удерживают супругов. Изменилось и время, – делится мнением Любомира Зинкевич, которая прожила в браке 47 лет и в этом году с мужем Михаилом Дмитриевичем получила медаль “За любовь и верность”. – Сейчас много самодостаточных женщин, которые могут себя обеспечить и сказать мужу: “Уходи!”. Нет взаимопонимания между людьми. Думаю, это происходит из-за того, что сейчас люди больше держатся за работу, а не за семью. В наше время был нормированный рабочий день и выходные. Мы уделяли детям больше времени, чем нынешнее поколение, у которого в силу занятости нет такой возможности. Уверена, у людей нет такого семейного воспитания, которое получили мы. Нас с детского сада и школы приучали к мысли, что мальчики и девочки – будущие папы и мамы. Многое прививала семья. Сейчас, к сожалению, этого нет. Полагаю, что повышение госпошлины за развод семейные проблемы не решит. Перед загсом люди должны думать не о возможном разводе за большие деньги, а о том, что они идут создавать семью, а она – главное в жизни. Как нам удалось прожить в браке почти полвека, не знаю, эти годы так быстро пролетели.  
 
Послесловие
Остается лишь вспомнить слова Сократа, когда к нему пришел ученик и попросил совета: жениться или нет? На это мудрец ответил: “Хочешь – женись, хочешь – не женись, все равно пожалеешь”.
 

В ТЕМУ
Страна, где разбиваются сердца
По данным демографического ежегодника ООН 2012 года, Россия – первая среди стран с самым большим числом разводов.

Статистический отдел ООН берет за исходную цифру количество разводов на 1000 человек. В России – 5%, самый высокий показатель в мире. В четверку активно разводящихся входят Белоруссия, Украина, Молдова. На пятом месте в мире – Каймановы острова. На шестом – США (на 1000 человек 3,4 развода). Куба почти догоняет США: она на восьмом месте.
На развод людей толкают измена, считают 24% опрошенных, и бедность – 21%. Неумение идти на компромиссы, уступать друг другу, непонимание, эгоизм и ссоры назвали причиной 19% (третье место). Алкоголизм и наркомания – на четвертом месте (16%). Интересно, что квартирный вопрос почти не разрушает семьи – отсутствие собственного жилья как причину расставания видят только 3%. В списке виновников отсутствие жилья идет за несовпадением характеров, за бытовыми проблемами, разными взглядами на жизнь (8%) и остывающими чувствами – эту причину для разрыва назвали 5% опрошенных.
0

Читайте также в этом номере:

С нами теплее (Вера КАЛАБЕКОВА)
Рожденные в революцию (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
В 22 часа – отбой! (Лариса ФЕДИШИНА)
Фору молодым (Марина БУШУЕВА)
Прорвало (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Незаменимый человек (Екатерина БАРКОВА)
Осенний рост (Лариса ФЕДИШИНА)
В ожидании снега (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Как новый (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Есть совпадения (Лариса ФЕДИШИНА)
За занавесом (Юлия КОХ)
Банк готов к диалогу (Елена ПОПОВА)
Есть контакт! (Сергей МОГЛОВЕЦ)
В режиме готовности (Лариса ЛИПСКАЯ)
Продолжая движение (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск