Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
С мечом в руках Далее
«Легендарный» матч Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
За занавесом
ФЕСТИВАЛИ
3 октября 2013 года, 13:41
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Юлия КОХ
Казалось бы, нет на свете музыкального инструмента проще бубна – всего лишь кусок кожи, натянутый на жесткий каркас. И не сыграешь-то на нем толком ничего, разве что стукнешь несколько раз на одной басовитой ноте. Но этот незатейливый инструмент позволяет музыканту без особого труда управлять биением наших сердец. Спектакль театра финского города Коккола “Последняя утренняя звезда”, который норильчане увидели в рамках театрального фестиваля “Параллели”, можно сравнить с бубном в руках шамана, ведь в нем удивительным образом соединились простота и необыкновенная сила эмоционального воздействия.
В зал зрителей вели незнакомым путем. Миновав обычно закрытые двери, мы оказались в сумеречном закулисье. Импровизированный зрительный зал устроили прямо на большой сцене, с обратной стороны тяжелого занавеса: расставленные рядами стулья, сцена в двух шагах от первого ряда, а под потолком – большой экран для демонстрации субтитров. Заинтригованные, мы расселись по местам.  
“Последняя утренняя звезда” – это летопись малочисленного западносибирского народа ханты, сотканная из коротких, абсолютно разных по настроению историй. В роли рассказчика выступает простой охотник Нимьян из рода Медведя (“русские Демьяном Романовичем зовут”), который вспоминает, казалось бы, никак не связанные между собой случаи из истории своей многочисленной семьи. Но в судьбе деда, забитого до смерти как “враг народа”, страстном монологе спившегося брата, в рассказах о жене и детях Демьяна зритель видит радости и горести всех хантов, их своеобразную жизненную философию.
Спектакль начался с легенды о том, почему так важна утренняя звезда, которая, по мнению мудрых стариков, все поднимает вверх (а подниматься, как известно, гораздо труднее, чем спускаться). Еще одна история, а вернее завораживающая старинная песня, познакомила зрителей с человеком, который в один прекрасный день просто ушел в небо вместе со всем семейством, оленями и собаками.
На сцене – предельно простые декорации, минимум спецэффектов и всего два актера, эмоции которых заполняют все сценическое пространство. В их руках деревянный чурбан с остатками коры  превращается то в стул, то в фашистский танк, то в красавицу Пеструху – единственную важенку в оленьем стаде рассказчика. Узорчатый платок исполняет роль жены, которую можно прижать к груди или закружить в лихом танце, а простая деревянная игрушка вдруг становится маленьким ребенком. Переменчивость образов, многозначность предметов заставляет во всем искать скрытые смыслы и метафоры. Именно поэтому многих в зале передернуло, когда в очередной сцене красный офицер походя высморкался в платок – тот самый, в котором мы уже привыкли видеть почти знакомую нам женщину. Многочисленные режиссерские идеи актеры воплотили с полной самоотдачей. На крохотной сценической площадке любая фальшь бросалась бы в глаза. Мы видели даже сияющие в свете софитов капельки слюны, когда охотник Демьян, кашляя и задыхаясь, пил ненавистную водку, даже далеко разлетавшиеся щепки, когда герои сплеча рубили многострадальный чурбан.
О многом еще хочется упомянуть. Например, выразить восхищение искусством Томаса Роунакари, способного, кажется, играть на чем угодно – от колокольчика до гипнотически звучащей “шаманской скрипки”. Или поразмышлять о такой важной для норильчан теме бережного отношения к природе, последним защитником которой чувствует себя главный герой спектакля. Но когда речь идет о таких простых и сильных впечатлениях, не хочется пускаться в долгие рассуждения. Поэтому, не мудрствуя лукаво, скажу: команда театра города Коккола и коллектива “Русский ансамбль” оправдала наши ожидания.
У платка – своя роль
0

Читайте также в этом номере:

С нами теплее (Вера КАЛАБЕКОВА)
Рожденные в революцию (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
В 22 часа – отбой! (Лариса ФЕДИШИНА)
Фору молодым (Марина БУШУЕВА)
Прорвало (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Незаменимый человек (Екатерина БАРКОВА)
Осенний рост (Лариса ФЕДИШИНА)
В ожидании снега (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Как новый (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Есть совпадения (Лариса ФЕДИШИНА)
Банк готов к диалогу (Елена ПОПОВА)
Есть контакт! (Сергей МОГЛОВЕЦ)
В режиме готовности (Лариса ЛИПСКАЯ)
Развод по-крупному (Екатерина БАРКОВА)
Продолжая движение (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск