Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
«Легендарный» матч Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
“Норильский никель”: угроза развитию
ПОДРОБНОСТИ
21 июня 2012 года, 17:25
Текст: Евгений МИХАЙЛОВ
“Русал” в очередной раз предпринимает попытки приостановить процесс развития “Норильского никеля”. Для горно-металлургической компании такой поворот событий означал бы снижение производственных темпов, сворачивание экологических проектов, старение производственной инфраструктуры, сокращение социальных расходов.
Формулировка, с которой выступил представитель “Русала” в совете директоров “Норильского никеля” Максим Соков, вариантов для толкования не оставляет. В письме на имя председателя совета директоров ГМК Андрея Бугрова Соков просит созвать совет директоров, обозначив повесткой дня заседания единственный вопрос: сократить производственные и инвестиционные расходы компании, при этом пересмотреть параметры долгосрочной стратегии ее производственно-технического развития. Заседание, настаивает он, непременно должно состояться до проведения годового общего собрания акционеров. Собрание пройдет 29 июня, заседание совета директоров назначено на 28-е.
Вопрос, который будут обсуждать члены совета директоров накануне годового собрания, для акционеров, несомненно, важен. Особенно для тех акционеров, чьи финансовые дела далеки от идеала. Но не менее важна эта тема для норильчан. Что и побуждает нас остановиться на ней подробнее и вспомнить события двухлетней давности.

Былое и думы

Весной 2010 года один из акционеров “Норильского никеля” – компания “Русал” – настаивал на выплате дивидендов в размере 115 процентов прибыли. Случись такое, и для Норильска могли настать нехорошие времена. Вся прибыль ушла бы на выплату дивидендов. Соответственно, на всех социальных программах (жилищных, пенсионных, оздоровительных, профессиональных, молодежных, инфраструктурных), перспективах повышения зарплаты, модернизации производства, решении экологических проблем пришлось бы ставить жирный крест. Ведь все это финансируется из прибыли компании.
Но ладно бы еще только прибыль, которую “Русал” в полном объеме требовал на выплату дивидендов. А откуда взять еще 15%? Ответ очевиден: изымать из действующего производства, продавать “лишние” активы, сокращать людей (таким образом можно хорошо сэкономить затраты на заработную плату, глядишь, на очередную белоснежную яхту как раз денег хватит, чтобы в оффшорной зоне морские просторы рассекать).
Тогда, в 2010 году, менеджменту и ответственно мыслящим акционерам “Норильского никеля” удалось отстоять финансовые основы благополучия компании. В итоге общее собрание акционеров, приняв разумную аргументацию менеджмента, решило направить на выплату дивидендов 50% прибыли. Что, в общем-то, тоже немало. К тому же не будем забывать: в тот момент мир едва оправился от очередной волны финансового кризиса. Многие компании едва не лишились последнего, иные и вовсе остались в руинах. А в Норильске – городе, где работает основная часть трудового коллектива компании, – о кризисе слышали постольку-поскольку. В городе и на предприятиях сохранялась стабильность. Народ мирно работал. Ездил отдыхать. Вступал в различные социальные программы. И практически не переживал на тему русаловских притязаний, потому как чувствовал: есть конструктивная сила, способная защитить.
Спустя два года после описываемых событий “Норильский никель” уже уверенно двигался вперед. Рыночная конъюнктура благоприятствовала. Компания сумела нарастить финансовую подушку безопасности, так пригодившуюся в кризис. Стало возможным реализовывать различные долгосрочные проекты. Была принята стратегия производственно-технического развития до 2025 года в объеме более 37 миллиардов долларов. На предприятиях идет экологически ориентированный процесс модернизации. Социальные программы развиваются и совершенствуются. Заработная плата имеет тенденцию к росту. Город строится, благоустраивается.

Долги Дерипаски

Однако вновь возникают риски эти шансы потерять. Если следовать логике, которую с завидным упорством продавливает “Русал”. По сути, события двухлетней давности повторяются, только лишь с небольшой вариацией. Снова идет речь о “честном отъеме денег у населения”, как говорил незабвенный сын турецкоподданного, в наше время наверняка оценивший бы возможности оффшорного ведения бизнеса. Сумей “Русал” убедить совет директоров и собрание акционеров в необходимости урезания инвестпрограммы, следующим шагом он потребует направить “вырученные” средства на выплату дивидендов.
Честно говоря, не хочется даже прогнозировать, чем это может обернуться для Норильска. Отсутствием перспективы как минимум: логическая цепочка выстраивается достаточно просто. Необходимость модернизации производства (это одно из основных направлений инвестиций) назрела давно. Во-первых, она играет не последнюю роль в комплексном решении проблемы обеднения руды. Не решив эту проблему, трудно гарантировать трудовому коллективу стабильную работу и растущую зарплату. Во-вторых, процесс модернизации на предприятиях “Норильского никеля” носит ярко выраженный “зеленый” характер, то есть рассчитан на решение экологической проблемы. В принципе, даже этих аргументов уже достаточно для понимания: Норильску нужны инвестиции, чтобы нормально развиваться. И у горожан есть мнение, что Норильск и его жители, формирующие для акционеров прибыль, вправе рассчитывать на справедливое к себе отношение.
Скорее всего, у “Русала” другое мнение на этот счет. Там все по-старому. Опять гнетут долговые проблемы. Олег Дерипаска по-прежнему возглавляет рейтинг “Главные должники России” и, похоже, пальму первенства уступать никому не собирается. В бизнес-кругах давно уже шутят: когда наконец Федеральная служба судебных приставов внесет олигарха в свой черный список и не будет выпускать его за границу? Два года назад долги “самого эффективного менеджера современности” составляли 35 млрд долларов. (Практически столько же, сколько “весит” вся инвестиционная деятельность “Норникеля” на 13 лет вперед. Похоже, ларчик просто открывался?)
Оснований полагать, что за эти два года долги Дерипаски стали меньше, не имеется. Причем невольно это подтверждает он сам. Комментируя итоги деятельности “Русала”, Дерипаска сказал: “Первый квартал 2012 года стал серьезным испытанием для алюминиевой отрасли из-за замедления мирового спроса и снижения биржевых цен на металл. В сочетании с продолжающимся ростом издержек сложная рыночная конъюнктура оказала серьезное негативное влияние на рентабельность производителей алюминия”. Из отчета, который опубликован на сайте “Русала”, видно, что себестоимость его продукции составила более 1900 долларов за тонну. В то время как цена этого металла на Лондонской бирже металлов – всего около 2,18 тысячи за тонну алюминия. В общем-то, денег особо взять неоткуда. Вся надежда на кошелек “Норильского никеля”. А все, что Дерипаска говорит относительно погашения своих долговых обязательств, зачастую означает только, что он в очередной раз перекредитовался, отложив на время выплату долгов.
Наши выводы подтверждают и аналитики. Анализируя предложение “Русала” и операционные показатели деятельности компании, специалисты отмечают: демарш может быть вызван ситуацией, в которой в связи с неблагоприятной рыночной конъюнктурой оказалась сама алюминиевая компания.

Сильная позиция

Менеджмент “Норильского никеля” с предложением “Русала” не согласен. Более того, генеральный директор ГМК Владимир Стржалковский считает, что данные, которые приводит в своем письме господин Соков, некорректно интерпретированы и вводят в заблуждение совет директоров. У “Норникеля” сейчас хорошие возможности для развития – упускать их, думая лишь о сиюминутной выгоде, по меньшей мере, недальновидно.
Средние цены на металл за последние пять месяцев выше заложенных в бюджете компании. К тому же ослабление рубля тоже на пользу компании: выручку “Норникель” получает в долларах, значит, в пересчете на российскую валюту денег будет больше. Производственные расходы в первом квартале оказались ниже запланированных на девять процентов. “Норильский никель” остается мировым лидером по низкой себестоимости производства никеля. Поэтому может позволить инвестиции в собственное развитие, наращивая производственный потенциал. И это единственно правильный путь, который в конечном итоге принесет немалые дивиденды (в широком смысле этого понятия) и государству, и акционерам, и трудовому коллективу компании. И нашему заполярному Норильску.
0

Читайте также в этом номере:

Амбары «Посевной» пустеют (Андрей СОЛДАКОВ)
Если автомобиль не нужен (Александр СЕМЧЕНКОВ)
Большая и малая медведица (Сергей МОГЛОВЕЦ)
Время к лучшему меняться (Александр СЕМЧЕНКОВ)
Папа, мама, Сочи, я – 3 (Александр СЕМЧЕНКОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск