Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
«Легендарный» матч Далее
Гуд кёрлинг! Далее
С мечом в руках Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Новое, грандиозное
Специальный репортаж
6 августа 2015 года, 14:57
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Татьяна РЫЧКОВА
Получив задание написать о переносе плавильных мощностей закрывающегося никелевого завода на “Надежду”, мы побывали на НМЗ и убедились, что здесь полным ходом идет реализация ключевого этапа комплексного проекта по закрытию никелевого завода – НМЗ-УМП-2ПК. Правда, капитальное строительство новых объектов, начавшееся еще в 2008 году, не связано собственно с планом закрытия никелевого завода. Главная задача реализуемого здесь проекта “Увеличение металлургического производства НМЗ” – подготовить базу, которая позволит увеличить выпуск продукции “Надежды”.
“Надежда” – еще та территория. Без надежного провожатого здесь заблудишься и не поймешь, что к чему. Да и просто так сюда не проникнешь. Но у нас надежный проводник – Федор Костюкович, заместитель руководителя дирекции по реализации проектов металлургии Заполярного филиала. На НМЗ Федор Владимирович отработал много лет, перевелся в дирекцию недавно с должности главного инженера ПЦ-2, где его называют наиболее ярким представителем школы рационализаторов цеха.
По “Надежде” мы путешествуем в основном на машине – такие масштабы пешком быстро не обойдешь. В нужных местах высаживаемся и смотрим, как идет строительство новых мощностей на том или ином этапе (всего их 17) второго пускового комплекса проекта “Увеличение металлургического производства НМЗ” (если коротко – НМЗ-УМП-2ПК). Федор Владимирович напоминает, что входило в первый. Реконструировали печь взвешенной плавки №1 с системой охлаждения и реконструкцией котла-утилизатора, а в рамках второго этапа заменили две электропечи, вторую и четвертую, и печные трансформаторы.
– Все капитальное строительство, увеличивающее производство, входит в зону нашей ответственности. Независимо от того, что будет дальше происходить на других предприятиях, реализация проекта обеспечит запас мощностей завода, – поясняет Костюкович. – Завод должен работать не на пределе своих возможностей, при необходимости сможет остановиться и провести ППР и при этом выполнить месячную, квартальную производственную программу.
Воздух для комфорта
Первый пункт нашего маршрута – здание участка розлива файнштейна плавильного цеха, где реализуются 1-й и 3-й этапы проекта УМП-2. Здесь идет монтаж опор и воздуховодов для того, чтобы организовать подачу свежего воздуха.
– Здание УРФ и сейчас обеспечивается приточным воздухом, – объясняет Федор Костюкович, – но в связи с увеличением мощности завода увеличивается производство файнштейна, и, соответственно, при его остывании будет выделяться дополнительное тепло, которое нужно удалять. Для того чтобы обеспечить нормальные условия для работников, и необходима подача дополнительных объемов воздуха.
Наружные воздуховоды частично уже завезены, рассказывает наш проводник. По виду и размеру они примерно такие же, как секции барабанной сушилки для сушки никелевого концентрата, мимо которых мы проходим: одна, вторая, третья, четвертая… Они лежат на улице и скоро будут завозиться и свариваться в один длинный барабан в плавильном цехе. Это уже девятый этап реконструкции.
Генподрядчик по реализации проекта УМП-2ПК “Надежды” – Заполярная строительная компания. Водружать трубы воздуховода на опоры будет внешний субподрядчик – предприятие “Стальмонтаж” из Красноярска. Поскольку летом краны нарасхват, поясняет Костюкович, красноярцы по воде привезли два своих гусеничных крана (мимо одного из них мы как раз проходим) и спокойно, не торопясь, выполняют монтаж металлоконструкций. Синие таблички на каждом из объектов капитального строительства НМЗ обозначают сроки окончания работ. Практически все датированы ближайшими месяцами 2015-го и 2016 года.
“Надежда” не перестает удивлять своими масштабами. Над нашими головами протянулись мощные газоходы от плавильных печей, через них газ подается на дымовую трубу. А вот и сама труба: голову запрокинешь – верхушка теряется в высоте… С улицы мы перемещаемся на территорию участка розлива файнштейна. Вон там, под кровлей цеха, проходит новенький воздуховод уже внутри здания, показывает наш проводник, это отсюда, снизу, кажется, что его секции маленькие, на самом деле длина каждой – 12 метров. Еще две не смонтированы, ждут своей очереди. Воздухопровод пройдет под кровлей через весь цех, и раздача воздуха будет происходить в зоны разливочных полей.
По первому этапу проекта в этом же здании устанавливаются крышные вентиляторы, рассказывает Костюкович. Только подать приточный воздух мало, нужно еще и обеспечить воздухообмен – необходимо удалять излишки тепла из цеха. Это сделают семь крышных вентиляторов. Они еще не смонтированы, и пока мы, как на звезды, смотрим на семь круглых отверстий в далекой крыше.
Непростое соседство
Стройка стройкой, а основное производство не останавливается. Вместе с нашим проводником мы сверху вниз смотрим на пути, по которым ходят передаточные телеги. Они предназначены для того, чтобы транспортировать сюда из плавильного цеха металлургические ковши с расплавом. Здесь производится розлив файнштейна. А пустые ковши, ковши с оборотами отправляются обратно в плавильный цех.
– В рамках реализации проекта НМЗ УМП мы увеличим количество тележек, – рассказывает Федор Владимирович. – В данный момент количество телег у нас по две в сцепке, по новому проекту их будет по три. Это позволит за один раз отправлять не два ковша, а три, что увеличит производительность каждой сцепки фактически на 50 процентов.
Наступает время планерки. На нее в плавильный цех (именно здесь проходят основные этапы реконструкции) собираются представители всех организаций-подрядчиков. Мужчины за столом все серьезные. Толкуют про площадку и ограждение. Про кран, которым необходимо будет монтировать оборудование. Про проем, для расчистки которого предлагается пустить пэдээмку. Кто-то хочет решения по первому этапу, кто-то – шефмонтаж на 16-й. “Пусть завод определится… Пять раз нам зачем технику таскать…” – обижается сердитый с виду мужчина.
Похоже, близкое соседство всех участников масштабного процесса полно сложностей.
– Строительная деятельность мешает действующему производству, – поясняет Костюкович. – Постоянно возникают вопросы: вот идет трубопровод, а нам нужно его перенести. А для того чтобы перенести, оказывается, нужно остановить плавильную печь. А останавливать ее нельзя, нужно план выполнять.
– Как выкручиваетесь?
– Планируем остановку, согласовываем графики. Всегда это сложно, все равно что жить в квартире во время ремонта. Но всегда приходим к общему решению.
Под куполом фильтра
Этап №15 УМП-2 – монтаж нового электрофильтра с дымососом, который позволит производить очистку отходящих газов ПВП-2 от пыли. Всего электрофильтров по проекту было установлено три, для работы ПВП нужно, чтобы работали два. А этот, новый, современный, один сможет справиться со всем объемом отходящих газов печи взвешенной плавки, рассказывает наш проводник.
Вслед за ним мы взбираемся по лестницам туда, где идет монтаж супероборудования. Стоя на каких-то скелетообразных конструкциях (через проемы видно все ниже лежащие отметки), наблюдаем, как трудятся монтажники производственного объединения “Норильскремонт” (подразделение “Норильскникельремонта”, выполняет большой, ответственный объем работ на объектах НМЗ). Пока они на “земле”, но в экипировку входят также и страховочные привязи. Костюкович предлагает посмотреть, для чего они нужны. Наверху, над нами, чернеется многометровая высота, которая, как купол цирка, сходится вверху конусом. Там, справляясь со сложной работой, с соблюдением всех требований и правил промышленной безопасности трудятся монтажники. Туда будет улетать выходящий газ и через дымосос сбрасываться в дымоходы и трубу.
Спустившись по лестницам, мы видим уже заслуженные старые дымососы и залитый бетоном фундамент для нового, импортного. Снова перемещаемся по цеху, проходим мимо места, где уже практически готовы помещения для мастеров и сварочного поста, все это – тоже новое строительство.
Стратегический запас
Подходим к цеху подготовки сырья и шихты, где производится прием и подготовка технологических материалов: песка, песчаника, руды, коксового орешка. Здесь будет установлен сушильный барабан для подсушки руды и песчаника. Работы на объекте ведутся полным ходом, наверху собирается кран, закончен фундамент под барабанную сушилку, установлены дополнительные колонны, выкопаны и забетонированы приямки под складирование материалов.
– Основные объекты мы запускаем к концу этого года, 16-й этап немного продлили – до марта 2016-го, – рассказывает Федор Владимирович. – Этап поделен на два пусковых комплекса. По поручению директора Заполярного филиала сушку и подачу руды и песчаника в плавильный цех мы должны организовать до конца года – выполнить суть проекта: сушим и сразу отправляем в плавильный цех, в бункера, чтобы они уже перерабатывали. А в первом квартале 2016 года реализуем вторую часть этапа – складирование высушенных материалов. Готовим дополнительные транспортеры, приямки, чтобы делать запас и потом уже не зависеть от того, работает сушилка или нет.
Костюкович поясняет, зачем нужно сушить руду и песчаник. Они приходят на завод влажные, а в таком влажном виде их загрузка в высокотемпературный расплав недопустима.
– Сушка на заводе планировалась давно, и сейчас в рамках этого проекта были выделены инвестиции.
В цехе подготовки сырья и шихты из наружных работ по проекту УМП-2 предусмотрено строительство свечи – небольшой дымовой трубы, рассказывает наш проводник. Она понадобится для вывода газов, образующихся при сушке. Сегодня в основном работы ведутся внутри цеха. Здесь строители разворотили все капитально, картина напоминает рытье окопов – заканчивается обустройство фундаментов под барабанную сушилку, и это при том, что производство действующее, то и дело подходят и разгружаются машины.
– По 16-му этапу проекта силами нашего генерального подрядчика снесены стены, вырыты приямки, вот эти вот колонны поставили, – объясняет Федор Владимирович. – Это опора под наклонный транспортер, барабанная сушилка будет установлена дальше. Высушенный материал подается на минусовую отметку и по транспортеру уходит в стену на верхнюю отметку, дальше идет в плавильный цех. Это второй этап, про который я рассказывал. Будет просеивание, мелкую фракцию будем подавать совместно с песком на ПВП, а крупную загружать в электропечи и конвертеры. Другие транспортеры будут ссыпать высушенное сырье в новые приямки. Будет запас на пять дней. Можно сушильный аппарат остановить, отремонтировать, просто эксплуатировать периодически. Запас сухого материала позволит плавильному цеху работать бесперебойно, выпускать более качественную продукцию, производить большие объемы, улучшится и охрана труда.
Всё на уровне
Продолжаем путешествие по бесконечной территории огромного города-завода. Повсюду нас сопровождают такие же бесконечные и габаритные воздуховоды и технологические газоходы – старые и новые. Свежие покрашены светлой краской, на некоторые уже установлен слой теплоизоляции из минеральной ваты, и они покрыты алюминием – блестящие, красивые.
– Когда новое строится, оно выглядит красиво, грандиозно, – говорит по поводу оборудования и объектов капитального строительства Федор Костюкович.
На горизонте – горы нежно-желтой серы, побочного продукта металлургического производства. Сразу возникает вопрос, как на НМЗ продвигается другой, серный проект, который вместе с аналогичным производством на медном заводе значительно улучшит экологию НПР. Узнаем: для его реализации на территории НМЗ построят целый завод. Он начнется от законсервированного когда-то здания цеха по производству элементарной серы №2, мимо которого мы проходим, до виднеющегося далеко-далеко строения. Производить серу экономически невыгодно, зато она не будет лететь в воздух. В здании ПЭС-2 уже демонтировали часть старого оборудования, расчистили площадку, проект на стадии выхода, заключается контракт с подрядчиком, рассказывает Костюкович. Строительство предстоит большое, сложное, дорогостоящее – на десятки миллиардов рублей.
– Здесь, за этими воротами, у нас реализуется 17-й этап УМП-2, распределительная подстанция, – показывает наш проводник. Весь цех подготовки сырья и шихты со старых распределительных ячеек перевели на новые. Это обеспечение стабильной работы цеха. Никаких аварийных отключений по причине работы данной подстанции быть не должно, все на современном уровне.
– С момента запуска проекта НМЗ-УМП мощность завода увеличилась практически в два раза, – Федор Владимирович возвращается к главной теме репортажа. – 2 млн 400 тонн по никелевому концентрату – такая производительность должна быть достигнута в рамках его реализации.
 
Планерку ведет Федор Костюкович (на фото слева)
Крышные вентиляторы удалят из цеха излишки тепла
Новое оборудование обеспечит подачу дополнительных объемов воздуха
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск