Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
Экстрим по душе Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
14:20 Норильчане смогут получить бесплатную юридическую консультацию
13:35 В программе норильских капремонтов сделали акцент на крышах
12:45 Таймыру нужен логистический центр для обеспечения сельхозпродукцией
11:05 Студенты Норильского политехнического колледжа стали «спецагентами безопасности»
10:05 Константин Купреенко: «Минуты, которые водители автобусов пытаются выиграть на маршруте, могут дорого обойтись»
Все новости
По ту сторону экрана
Сегодня – День российского кино
27 августа 2009 года, 14:25
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Марина БУШУЕВА
В норильском кинокомплексе «Родина» работают 104 человека. Годовой бюджет этого учреждения составляет порядка 48 миллионов рублей. Из них – 12 миллионов выделяет городская казна, остальные деньги норильские «киношники» зарабатывают сами.Сегодня в России существует около 40 киностудий, в том числе три крупные – «Мосфильм», киностудия имени Горького, «Ленфильм» и более 30 региональных студий кинохроники. Производственные мощности трех крупнейших производителей позволяют снимать около ста фильмов в год. Доля отечественных картин в общих кассовых сборах составляет почти 30 процентов.В Европе по этому показателю Россия уступает только Франции.  
Уступаем Франции
Сегодня в России существует около 40 киностудий, в том числе три крупные – «Мосфильм», киностудия имени М.Горького, «Ленфильм», и более 30 региональных студий кинохроники. Производственные мощности трех крупнейших производителей позволяют снимать около ста фильмов в год. Доля отечественных картин в общих кассовых сборах составляет почти 30 процентов. В Европе по этому показателю Россия уступает только Франции.
– У нас внедрение зарубежного кино началось только в 2000 году, но очень мощно, – говорит Наталья Орлянская, директор кинокомплекса «Родина». – Тогда мы закупали бразильские сериалы и плакали вместе с их героями. Но сегодня в этом нет потребности – теперь российские сериалы покупают за рубежом. И не только сериалы. В России созданы фильмы, которые войдут в историю мировой кинематографии. «Кукушку», «Остров» и другие картины смотрят по всему миру.
 
Как кино приходит к нам
После того как фильм снят, он попадает на международный кинорынок. Туда съезжаются представители больших компаний, участвующих в создании фильма, а также компаний, которые к созданию фильма отношения не имеют, но желают приобрести права на его показ.
После приобретения киноленты российской фирмой-дистрибьютором фильм оказывается на прилавке уже московского кинорынка, куда и приезжают руководители российских кинотеатров. В том числе и норильского.
На этом рынке фильмы не продаются, а лишь сдаются в аренду.
– Понятно, что за один день просмотреть двадцать фильмов нереально. А мы иногда привозим и больше. Поэтому смотрим нарезки, выступления режиссеров и актеров, которые представляют свои картины. Прислушиваемся к мнению экспертов, – рассказывает Наталья Орлянская.
На кинорынок ездит Анастасия Яшина, заместитель директора кинокомплекса «Родина». Она выбирает фильмы, которые в ближайшее время увидят норильчане, после чего делает роспись – это совсем не связано с художественным оформлением и является графиком движения фильма. Дело в том, что каждая картина имеет определенные сроки проката и количество копий, которые передаются из кинотеатра в кинотеатр. Каким будет тираж, решает дистрибьютор.
При 600 копиях фильм демонстрируется почти во всех кинотеатрах страны. Но не все дистрибьюторы могут себе позволить такой тираж. Например, новый фильм Альмодовара «Разомкнутые объятья» имеет только 43 копии. Это значит, что первым экраном картина пройдет лишь в московских, питерских и региональных кинотеатрах. А Норильск сможет получить его вторым или третьим экраном. Кстати, больше всего копий в российском прокате было у «Обитаемого острова» Федора Бондарчука.
…После того как становится известно, какие именно фильмы прилетят в Норильск, составляется расписание киносеансов. Зрители занимают свои места, и в зале гаснет свет…
 
Профессий много, но…
Когда Ирине Шутовой было десять лет, она попала в «святая святых» любого кинотеатра – кабину киномеханика. В кинотеатре имени Ленина, где сейчас располагается Музей истории освоения и развития НПР, работала старшая сестра Ириной подружки. Благодаря ей девочка увидела, как показывают кино. Это поразило ее и предопределило выбор профессии.
Уже в 1982 году, когда младшему из трех сыновей исполнилось два года, Ирина пришла в кинотеатр «Родина» работать контролером по школьным установкам. Но привлекала и завораживала ее, как и в детстве, совсем другая работа. Поэтому приходила по вечерам, интересовалась, что да как, училась потихоньку мастерству киномеханика.
– Первая моя смена как киномеханика была в специнтернате, – вспоминает Ирина Георгиевна. – Я прибежала туда в хорошем настроении: перед тем отлично сдала профессиональный экзамен. И, получив напутствие «теперь можешь работать», взялась за дело. Волновалась, конечно. Впервые рядом никто не стоял, не помогал. Пленку несколько раз перекрутила туда-обратно, а в итоге оказалось, что задом наперед. Хорошо, что рано пришла. Успела все исправить.
Сначала она показывала кино школьникам, а когда собственные дети подросли, перешла в «Родину». Когда в кинокомплексе вели реконструкцию, Ирина Шутова устроилась в видеосалон. Да только работа там не была по душе.
– Ну что это за работа – кассету в видеомагнитофон вставила и сидишь, – говорит она.
Поэтому, как только «Родину» открыли, Шутова вернулась в кинотеатр в числе первых.
– Я никогда о своем выборе не жалела. Люблю свою работу, иду сюда с радостью. Аппаратуру люблю, – говорит Ирина Георгиевна.
Киномеханики утверждают, что у кинопроектора есть… характер.
– Водители к своим машинам как трепетно относятся! А наша машина чем хуже?, – как будто спрашивает, а на самом деле утверждает Ирина Шутова. – Если плохо себя чувствуешь и к нему относишься без должно внимания, начинает «урчать». А чтобы Kinoton вел себя хорошо, хозяйки его холят и лелеют, и спиртом протирают.
Постоянный шум от кинопроектора Ирину Георгиевну не раздражает, этих звуков она не замечает. А вот тишина ее беспокоит. Поэтому дома, чтобы уснуть, женщина включает радио, а телевизор в семье Шутовых работает постоянно как фон.
Дома Ирина Георгиевна к технике не прикасается. У нее для этого есть муж и сыновья. Правда, последние, как выросли, в кино не ходят, а вот три внучки посещают кинотеатр с большим удовольствием.
Ирина Шутова, как и другие киномеханики, знает весь репертуар кинотеатра. Хотя брака на пленке последние годы не случается, они обязаны проверить качество записи каждой пришедшей картины.
– Какие фильмы вам самой нравятся? – спрашиваю Ирину Георгиевну.
– Наши, российские. А вот триллеры и «ужастики» не впечатляют.
За двадцать пять лет, что Ирина Шутова работает в «Родине», в киноиндустрии произошли большие изменения. Аппараты стали легче, звук теперь не моно- и не стерео-, а Dolby Digital, появилась цифровая запись. Раньше во время сеанса киномеханику необходимо было отсмотреть, когда закончится одна часть фильма, и незаметно для зрителя поставить следующую. Время за такой работой проходило быстрее. Зазеваться нельзя – засмеют.
– Мне однажды девчонки одну часть фильма «Железная маска» не так зарядили. Смотрю я на экран, а там все вверх ногами, – с улыбкой вспоминает Ирина Георгиевна.
Шутова – киномеханик высшего разряда. Учиться, по ее словам, пытались разные люди, но если нет тяги к технике, желания узнавать, экспериментировать, то ничего не получится.  
– Все почему-то думают, что киномеханику ничего не надо делать – пришел, включил аппарат и сидишь, кино смотришь, – говорит наша героиня. – На самом деле работы много: надо за аппаратурой следить, пленку монтировать, отчеты составлять.  Если вдруг что-то затрещало в аппарате, надо сразу разобраться, что случилось, и по возможности быстро исправить неполадки.
У Ирины Георгиевны это получается.
Вид из окошка киномеханика
0

Читайте также в этом номере:

Сначала Талнах включают (Лариса ФЕДИШИНА)
Загорелый рейс (Андрей СОЛДАКОВ)
Контрасты времени (Анна ЦУРКАН)
Бархатный сезон на Ламе-2 (Валентина ВАЧАЕВА)
Венеция в Талнахе (Инна ШИМОЛИНА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск