Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
«Легендарный» матч Далее
Экстрим по душе Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:05 Управляющим компаниям города поручили усиленно бороться с грызунами
14:10 Путешественники из Воронежа отправились на Диксон
13:45 Таймырский пленочный фильмофонд переедет в Красноярск
13:05 «Всплытие» мантии в окрестностях современного Норильска привело к Пермскому вымиранию
12:30 В Кольской ГМК провели учения по промбезопасности
Все новости
Широкая колея
ГОД НОРИЛЬСКОЙ ИСТОРИИ
22 ноября 2012 года, 14:16
Текст: Валентина ВАЧАЕВА
В этот день 60 лет назад первый сквозной поезд  прошел по дороге с широкой колеей на всем протяжении магистрали Дудинка – Норильск.
Эту дату считают значимой не только на Норильской железной дороге, но только железнодорожникам доподлинно известно, какой ценой далась Норильску широкая колея. Один из них – хранитель музея самой северной в мире “железки” Николай Якушин. Со строительства широкой колеи он начал изучение, а вернее – сохранение истории НЖД. Об экспозиции, открытой к 75-летию дороги в здании бывшего вокзала, знают все современные исследователи, интересующиеся темой железных дорог. И не только отечественные. С просьбой вернуться на 60 лет назад, в день, когда из Дудинки в Норильск отправился первый поезд по широкой колее, “ЗВ” обратился именно к Николаю Якушину.
“Ездить будем!”
Прежде всего Николай Якушин напомнил, что узкоколейная железная дорога Норильск – Дудинка уже к 1939 году работала с перебоями и не справлялась с перевозкой все возраставшего потока грузов.
– Строительство дороги с нормальной или широкой колеей обсуждалось уже при Завенягине, но, как ни странно, в его окружении находились люди, доказывавшие ее ненужность. По воспоминаниям одного из лауреатов Ленинской премии инженера Николая Лазарева, на одном из совещаний, созванных Авраамием Павловичем по этому вопросу, экономисты всерьез пытались доказать, что по окончании строительства возить будет нечего. Завенягин тогда просто высмеял специалистов, и перешивка полотна на широкую колею началась еще в 1940 году, 10 июня. Уже в августе был готов первый пятикилометровый участок с шириной колеи 1524 мм. Но с началом войны работы по отсыпке дороги приостановили. Строительство возобновилось только в 1947-м.
Читал, что 22 ноября 1952 года в Норильске и Дудинке было под минус 35. Отправление поезда из Дудинки наметили на раннее утро. Перед отправкой провели небольшой митинг. Дело в том, что открыть движение планировали 7 ноября, в день Октябрьской революции, но не успели. Строительство последнего моста, через Ямную, завершили только 20 ноября. А окончательно до ума дорогу довели вообще только к 1960 году. Путейцы сами строили  балки вдоль дороги, так как к 1952 году была только ветка…
Широкая колея прямее узкоколейки и метров на 20 короче, и по ней можно было ездить и как по узкой. Из Дудинки первый поезд отправился с десятью вагонами леса. Этим поездом ехало большое количество людей, в том числе и путейцев. Ехали строители со своим начальником Владимиром Всесвятским. На Каларгоне у поезда отказали тормоза, но он продолжил путь… С Каларгона до Далдыкана – самый большой спуск. Тормозили вручную и очень боялись, что состав занесет, но благополучно доехали до вокзала часам к шести-семи вечера. В Норильске был настоящий митинг. Когда начальник комбината Владимир Зверев дал слово промерзшему Всесвятскому, тот только и смог сказать: “Ездить будем!”
По словам Николая Якушина, за шесть десятилетий на дороге поменяли, и не по одному разу, не только все рельсы, но и мосты, а некоторые вообще засыпали. Хранитель музея НЖД считает, что из того времени на сегодняшней магистрали сохранились только баня и путейский домик на Вологочане, но и они были построены уже после 1952 года.
Первые рельсы широкой колеи хранятся в музее истории НЖД
0

Читайте также в этом номере:

Под защитой договора (Вера КАЛАБЕКОВА, Екатерина БАРКОВА)
Ротация кадров (Вера КАЛАБЕКОВА)
Сам себе издатель (Валентина ВАЧАЕВА)
Первый шаг (Екатерина БАРКОВА)
Книжный путь (Марина БУШУЕВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск