Со вкусом
БОЛЬШОЙ АРГИШ
![]() |
8 ноября 2012 года, 13:30 Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ, Андрей СОЛДАКОВ Текст: Юлия КОСТИКОВА, Ольга ЛИТВИНЕНКО
|
Самый масштабный этнический проект на Таймыре – праздник встречи зимы Большой аргиш – собрал в этом году рекордное количество зрителей. Более 40 тысяч норильчан прикоснулись к культуре народов Севера.
В субботний день Комсомольская площадь превратилась в грандиозное этностойбище. В гости к норильчанам приехали представители пяти коренных народов Таймыра: долганы, нганасаны, ненцы, эвенки и энцы. Для каждого из них аргиш – это образ жизни, а встреча зимы – событие светлое и долгожданное. Зимой начинается пора долгого кочевья по заснеженной тундре, время большой охоты и подледного лова рыбы. Коренные жители попытались передать свое отношение к самому долгому на Таймыре времени года и научить городских жителей любить зиму. “Огонь очага – основа жизни стойбища”, – звучит со сцены. Представители пяти этносов несут свои дары, “кормят” огонь. С этого символичного действия начался праздник. Свое творчество горожанам подарили 30 коллективов: этнических, творческих, а также родовых хозяйств. Представители семейно-родовых общин дополняли песни и танцы рассказами о жизни коренных народов и древних обычаях, которые до сих пор сохраняются и передаются из поколения в поколение. – Большой аргиш собирает на празднике все больше норильчан. Людям интересна эта тема, – говорит Ольга Кузнецова. Она пришла на площадь вместе с супругом Евгением и сыном Сашей. – Кроме того, Аргиш – прекрасная возможность интересно провести время с семьей на свежем воздухе. Можно сказать, что этот праздник объединяет не только наши народы, но в немалой степени и самих норильчан. Каждому сезону своя еда Главной темой третьего по счету этнического праздника (впервые Большой аргиш прошел в Норильске 7 ноября 2010 года. – Ред.) стала традиционная северная кухня. В чумах, установленных напротив главной сцены, хозяйки приготовили для норильчан самые разнообразные угощения. – Мы очень рады, что приехали в Норильск на Большой аргиш, – говорит одна из хозяек чума Нина Яроцкая, наливая первым гостям чашку ароматного бульона из оленины. – Мы сегодня не просто угощаем людей своими национальными блюдами, а делимся традициями наших народов, потому что очень полезно знать традиции той земли, на которой живешь. У нганасанского чума один из норильчан интересуется, чем отличаются уха и сагудай, приготовленные в аутентичных тундровых условиях, от тех блюд, которые мы готовим на городских кухнях. Ему объясняют, что в составе исконных ухи и сагудая не может быть никаких специй и соли. Многие рецепты традиционной северной кухни вообще покажутся неприемлемыми для европейского вкуса. К примеру, строганину по-нганасански принято обмакивать не в смесь черного перца с солью, а в гусиный, олений или рыбий жир. На любителя и такое блюдо, как морошка или голубика, смешанные с растопленным оленьим жиром. Долганское блюдо под трудно выговариваемым названием бётёкё – это желудки и кишки рыб, оставшиеся после варки. Их чистят, подсаливают и едят. У долган такое блюдо считается вкусным и питательным, и в первую очередь его дают детям. Впрочем, такие изыски норильчанам не предлагали – все угощения были более или менее привычными для вкуса городского жителя. И очереди к чумам не иссякали. – К чумам не протолкнуться, – разводит руками долган Василий Батагай, главный хранитель фондов таймырского Дома народного творчества. – Мы стараемся регулировать движение на “вход-выход”, но желающих попасть в чум только прибавляется. А те, кто вошел, выходить не торопятся. Это и неудивительно. Ведь традиционному чаепитию в чуме присущи неспешность, степенность, разговоры “за жизнь”. Из чумов уйти действительно трудно – хозяйки необыкновенно радушны и гостеприимны. Они и накормят, и напоят, и на вопросы ответят. При этом успевают и блюда поменять, и чай заварить, и рецептом поделиться. – Норильчане не отдают предпочтение какому-то одному блюду, все наши угощения хорошо расходятся, – рассказывает нганасанка Валерия Савран. – Всем очень понравились мясной бульон, уха, сагудай. Валерия говорит, что у всех коренных народов питание сезонное – что дает земля в то или иное время года, тем и питаются. – Весной в рационе – дичь; летом, осенью и зимой – рыба, причем в каждый сезон своя. В апреле идет ряпушка, в начале сентября – омуль, сейчас у нас зимний подледный лов. Организм северного человека уже настроен определенным образом на прием той или иной пищи. А в городе все унифицировано – в любое время в магазине можно купить любой продукт, причем далеко не всегда первой свежести. – А какое у вас любимое блюдо? – Трудно сказать. Мне нравится вся северная кухня. Место встречи Пока мы разговариваем, к чуму подходят еще две норильчанки. Они просят Валерию, на которой роскошная национальная одежда, сфотографироваться с ними. Та легко соглашается. – А это у вас чей костюм? – спрашивают женщины. – Долганскую одежду мы уже знаем, она вышита бисером. А у ненецкой орнамент “елочка”. – Нганасанский, – объясняет Валерия. – Мы – нганасаны, древнейший народ на Таймыре, наши предки первыми пришли на эту землю. – Хорошо, что остались! – Нас теперь мало, всего 600 человек. (Улыбается.) – На своем языке не говорите? – интересуемся мы. – На бытовом уровне говорю. Но того разнообразия, которым владели наши предки и даже еще моя мама, уже, к сожалению, нет. Чтобы сохранить язык предков, надо жить в их среде, в условиях тундры, в окружении реалий, которых нет в городе. Моя мама, Людмила Литвинова, родилась в тундре, кочевала, знает традиционный уклад жизни. Я же родилась и выросла в поселке Усть-Авам, а сейчас живу в Дудинке. К слову, Большой аргиш стал местом встреч для давних знакомых, которых жизнь когда-то развела по разным частям полуострова. Хозяйка долганского чума Наталья Башкирова рассказывает, что встретила нескольких подруг, которые когда-то жили вместе с ней в Волочанке, а потом переехали в Норильск. Один из бывших артистов ансамбля “Хэйро”, ненец Владимир Сигуней говорит, что с удовольствием пообщался на празднике со своей тетей, 73-летней Галиной Ашляпкиной. Сейчас она норильчанка, до пенсии работала фельдшером-акушером в норильском роддоме и медсестрой в детской поликлинике, а до того жила с родственниками в поселке Потапово. – Когда еще представится возможность повидаться, – поделилась с нами Галина Ильинична. – А вообще, праздник хороший, идейно-символический. Норильчанам полезно знать и помнить, на чьей земле они живут. Съесть за час На Большом аргише развлечения на любой вкус и возраст. И всюду – очередь, очередь, очередь. Возле музея все желающие соревнуются в ловкости и скорости: здесь развернулась площадка с национальными играми народов Таймыра. Неподалеку радует глаз ярмарка декоративно-прикладного искусства северных этносов. Чуть в стороне – полевая кухня с горячей и ароматной шурпой и чаем. В этот раз повара НТПО сварили в два раза больше порций, чем в прошлом году, – 500 килограммов шурпы на две тысячи человек. Но, как и на прошлогоднем Аргише, норильчане все съели за час. – Кроме двух полевых кухонь мы открыли еще две точки выдачи пирожков с горячим брусничным чаем. К концу праздника горожане “осилили” по три тысячи порций того и другого, – не без легкого изумления рассказал заместитель генерального директора, руководитель дирекции общественного питания ООО “НТПО” Виктор Файт. Полноправными участниками Большого аргиша и, пожалуй, его главными звездами стали северные олени и сибирские хаски. Они демонстрировали не меньшую стойкость, чем терпеливые хозяйки чумов. Фотосессию длиной в целый день ни одна кинозвезда бы не выдержала. А животные вынесли это спокойно, как и положено обитателям сурового Севера. – Аян, Юкон, Ардай, Гил и Мерча весь праздник были в центре внимания, – говорит хозяин хаски, руководитель Федерации ездового спорта Геннадий Полторыхин. – Конечно, новая обстановка, большое количество людей вокруг – это стресс для животных. Но собаки выносливые и чувствуют себя замечательно. Благотворно, по словам Геннадия, повлияло на настроение хаски и то, что в этот раз они не просто сидели на месте, а катали людей. Программа Большого аргиша – 2012 не вместила в себя все то, чем богаты коренные народы Крайнего Севера. Долганы, нганасаны, ненцы, эвенки и энцы показали норильчанам лишь часть своей культуры и традиций. Но они постарались донести до всех – нужно любить и уважать землю, на которой живешь. И любить себя на этой земле. Завершился Большой аргиш традиционным “танцем дружбы” – хороводом на площади под музыку танца “Хэйро”. Эту мелодию, ставшую визитной карточкой одноименного танцевального коллектива, еще в 70-е годы прошлого века написал первый руководитель ансамбля “Хэйро” Александр Корюков. “Хэйро” – это долганское слово, оно означает не просто солнце, а первое солнце, которое появляется после полярной ночи. Его мы увидим не так уж и нескоро – уже в январе. |
0 | Твитнуть |