Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Гуд кёрлинг! Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Пани зажигает
КНИГА НЕДЕЛИ от Публичной библиотеки города Норильска
8 ноября 2012 года, 14:46
Текст: Юлия КОХ
Иронический детектив – уникальный жанр, за недолгую историю своего существования умудрившийся завоевать армию поклонников и заработать дурную репутацию. Родоначальницей этого литературного течения считается польская писательница Иоанна Хмелевская. В ее книгах криминальные происшествия и загадочная женская логика соседствовали еще в далеких 70-х. Однако неуемная пани Иоанна на пенсию, похоже, не собирается. Не так давно в норильские библиотеки поступил детективный роман “Зажигалка”, очередное творение этого уже легендарного автора.
В свое время именно популярность произведений Хмелевской вызвала широкомасштабное наступление иронического детектива на российский книжный рынок. Несмотря на этот прискорбный для многих любителей чтения факт, ранние романы самой писательницы заметно отличаются от литературного фаст-фуда, который производят ее последовательницы. Разумеется, никакого философского откровения в романах пани Иоанны вы не отыщете – безумные приключения героини были выдуманы исключительно для развлечения скучающего читателя. Однако безудержный полет фантазии, яркие декорации и живые диалоги выводят романы Хмелевской на совершенно иной, качественный уровень, недоступный российским подражательницам.
И кому она понадобилась?
Мое первое знакомство с обширной библиографией польской писательницы оставило двоякие впечатления – еще в 90-х мне попался томик, под обложкой которого объединили гомерически смешной роман “Что сказал покойник” и чертовски скучное “Проклятое наследство”. Гораздо более поздняя “Зажигалка” представляет собой нечто среднее между этими двумя историями. Ураганного экшена с погонями, мафиозными разборками и актами вандализма здесь нет, однако сюжет движется довольно бодро, а живые и местами даже забавные диалоги не дают читателю заскучать.
Как обычно, главная героиня по нелепой случайности ввязывается в криминальную интригу. Возвратившись из короткого отпуска, она обнаруживает, что настольная зажигалка, подаренная когда-то старыми друзьями, пропала. Возмущенная дама созывает родных и знакомых, следивших за домом. В отсутствие хозяйки здесь велись ремонтные работы, поэтому круг подозреваемых довольно широк. После совместного мозгового штурма компания решает, что памятную вещицу похитил недобросовестный садовод Мирослав. Команда мстителей посылает на разведку трепетную красавицу Юлиту (в качестве психологического оружия) и решительного Ришарда (на всякий случай). Однако безобидная вылазка становится началом опасного расследования, ведь вместо живого негодяя  в его доме обнаруживается холодный труп. Чтобы развеять подозрения полиции, распутать клубок загадочных происшествий и найти наконец дорогую пропажу, героям придется спланировать и провернуть еще немало рискованных авантюр.
Как мисс Марпл
Первое, что понимают поклонники таланта Иоанны Хмелевской при чтении этого романа, – героиня все-таки остепенилась. Она больше не носится по всей Европе, не ищет затерянные клады, не крутит головокружительных романов и даже не нападает на злоумышленников, вооружившись колотушкой для отбивных. Ничего удивительного тут нет, ведь эта неординарная дама всегда была литературным альтер эго автора. Героиня по имени Иоанна, зарабатывающая писательским трудом, обожающая кошек и собирающая марки, была бы точной копией пани Хмелевской, если бы не череда криминально-авантюрных случайностей. И вполне естественно, что она повзрослела вместе со своей создательницей. Теперь Иоанна меньше времени проводит в разъездах и реже предпринимает попытки самостоятельно обезвредить преступников. Зато она обустроила в своем доме уютную гостиную, где собирает многочисленных друзей и ведет обстоятельные беседы в духе мисс Марпл. Как и незабвенная героиня Агаты Кристи, она анализирует досужие сплетни, которые с легкостью выуживает у знакомых и незнакомых людей при помощи редкостного личного обаяния. В перерывах между этими занятиями она ремонтирует дом, озеленяет сад и обихаживает многочисленных кошек.
Вошедший в колею реальной жизни сюжет слегка снижает планку, установленную ранними романами Иоанны Хмелевской. “Зажигалка” стала гораздо меньше напоминать произведения Дугласа Адамса и немного приблизилась к творчеству Дарьи Донцовой. Впрочем, фирменное чувство юмора писательницы осталось неизменным, а значит, новая книга легенды детективного жанра вполне способна подарить своему читателю несколько приятных вечеров.
0

Читайте также в этом номере:

Со вкусом (Юлия КОСТИКОВА, Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Узоры северного сияния (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Дают? Бери! (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Такие дела (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Молодые – молодым (Лариса МИХАЙЛОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск