Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
С мечом в руках Далее
«Легендарный» матч Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Лента новостей
13:10 В Дудинке проходит этнический фестиваль «Большой Аргиш»
12:10 В Норильском индустриальном институте моделируют Север для работы и жизни
11:30 Блогеры из разных стран расскажут и покажут, какой он – Русский Север
10:05 Посещение «места силы» стало частью программы Ethno Fashion Tour
09:05 Участников этнотура FusioNNow посвятили в таймырцы
Все новости
Узоры северного сияния
БОЛЬШОЙ АРГИШ
8 ноября 2012 года, 14:02
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Лариса СТЕЦЕВИЧ
Большой аргиш – это не только возможность узнать как можно больше о быте малочисленных коренных народов Севера, полюбоваться оленями, попробовать экзотические блюда, но и через выставку народного декоративно-прикладного искусства прикоснуться к самобытной культуре эвенков, долган, нганасан, энцев и ненцев.
Народное декоративно-прикладное искусство – это традиции, передающиеся из поколения в поколение. Обработкой шкур, пошивом одежды, обуви, головных уборов, сумок, рукавиц занимались и занимаются все малые народы Севера. Художественная обработка кожи и меха относится к старинным видам ремесла, где оттачивалось мастерство изготовления художественных изделий из оленьих шкур, камуса, меха пушных зверей, шкур морского зверя (нерпы, тюленя), а также выделки самодельной оленьей или лосевой замши – ровдуги. И хотя для всех народов Крайнего Севера было характерно единообразие уклада жизни, у каждого народа в узорах, в элементах обработки кожи, изготовлении амулетов были свои, национальные особенности.
Коллекция от Бетту
Долганка Евдокия Степановна Бетту, почетный житель Дудинки, знатная рукодельница, на каждый Большой аргиш представляет свою новую коллекцию. К сожалению, в силу возраста приехать в Норильск она не может, поэтому все сделанное ее золотыми руками привозит сын Андрей. Маленькие куколки, рукавицы, унты, детские валеночки – все искусно расшито бисером, сделано с любовью на радость людям. Вышивка бисером – одна из отличительных особенностей долганского декоративно-прикладного искусства. Именно долганы первыми познакомились с русскими купцами, покорявшими Север. Купцы привозили бисер и обменивали его у местного народа на камус, шкуры песца, рыбу. Вышивка бисером на камусе – очень трудоемкий, кропотливый труд. Как рассказал Андрей Бетту, только на изготовление женских тапочек Евдокия Степановна затратила два месяца. Сначала выделка шкуры, чтобы она была мягкой, крой изделия, а затем уже вышивка, и все вручную. И правда, такая красота получается, что жалко надевать, хочется просто держать в руках и любоваться.
А вот в чуме мастериц Хатангского района хозяйка Александра Чуприна показала мне необыкновенной красоты воротники, такие украсят любой наряд. Авторы работ живут в Новорыбной и Катырыке, полгода им понадобилось, чтобы расшить бисером камус. На темном фоне причудливое переплетение разноцветных узоров. Каждый завиток, каждая линия имеют свое значение. Вот извилистый путь лисы, а это рыба ныряет в глубину, а это долгий путь оленевода. Ни один стежок не ложится просто так, в каждом свой смысл.  
В ненецком чуме можно было увидеть красивые парки, расшитые ардаем, что означает “северное сияние”. Каждая мастерица видит по-своему северное сияние, поэтому и узоры различаются. Хотя можно заметить некоторое сходство с вышивкой на русском сарафане. Много на Большом аргише было представлено изделий из меха для детей. Детскую одежду вышивают специальными узорами, которые не только отгоняют злых духов, но и дают напутствие ребенку на долгую счастливую жизнь, чтобы мальчик вырос метким и удачливым охотником, а девочка – заботливой хранительницей очага.
Каждое – шедевр
Мастерицы-ненки больше работают с мехом и тканью, украшают изделия вышивкой из ниток мулине, долганские рукодельницы предпочитают бисер, так уж издревле повелось, а вот нганасанские практически не пользовались бисером, мало было и вышивки. Свои изделия они предпочитали украшать кусочками окрашенной ткани. Нганасаны, кстати, самый древний народ из числа аборигенов Севера. Их считают первыми металлургами Таймыра, между прочим, еще с XIII века они имеют свою письменность. Примерно с того же времени они научились добывать краску из так называемого красного камня, соответственного колера она и была, а коричневую варили из коры карликовых деревьев. В эти цвета окрашивали кусочки ткани, которыми потом украшали парки. Как говорят сами мастера, парки издревле служили нганасанам вместо паспортов, поэтому ни один кусочек не пришит просто так, каждый имеет свое значение. По рисунку на парке можно было узнать имя человека, его возраст и род занятий. Еще нганасанские мастера любят делать подвески, или так называемые височники. Височники – потому что свисают с женского ободка по вискам. Делаются они из металла и при каждом движении мелодично звенят, тем самым отгоняя от женщин злых духов.
Можно долго рассказывать об изделиях северных умельцев. Каждое – шедевр, наследие древней культуры, несущей свой, потаенный, а порой и мистический смысл. И хорошо, что не перевелись мастера на Таймыре и им есть кому передать секреты своего мастерства. И самое главное – чтобы никогда не прервалась эта нить, эта преемственность поколений.
В память о Большом аргише амулет на счастье
0

Читайте также в этом номере:

Со вкусом (Юлия КОСТИКОВА, Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Дают? Бери! (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Такие дела (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Молодые – молодым (Лариса МИХАЙЛОВА)
Пани зажигает (Юлия КОХ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск