Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Экстрим по душе Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Стратегия для топлива
ТЕМА
19 июля 2018 года, 16:32
Текст: Ольга ЛИТВИНЕНКО
Главному поставщику нефтепродуктов в Норильске и на Таймыре – Таймырской топливной компании – исполняется 15 лет. О работе ТТК и ее планах, о ценообразовании в нефтяной отрасли и ценах на бензин, а также об усилении контроля за оборотом нефтепродуктов – в интервью “Вестнику” рассказал генеральный директор компании Владислав ШУЛЬГА.
– Владислав Владимирович, какими активами сейчас располагает компания в Норильске: нефтебазы, автозаправки?
– В НПР у ТТК находятся основные производственные активы: три нефтебазы в Дудинке, Кайеркане и Норильске, пять АЗС (три в Норильске и по одной в Дудинке и Талнахе) и цех обеспечения нефтепродуктами с парком топливозаправщиков и масловозов в количестве 36 единиц.
– Как и в какой период компания поставляет нефтепродукты в Норильск?
– Светлые нефтепродукты и масла мы завозим в течение навигационного периода, с июня по сентябрь. Этой осенью в сентябре-октябре планируем пробную поставку дизельного топлива через Северный морской путь нашим собственным, принадлежащим “Норникелю” танкером ледокольного типа “Енисей”. Главная цель для нас – подтвердить техническую возможность такой доставки в межнавигационный период и доказать ее коммерческую состоятельность.
– В чем заключается программа постоянных улучшений, принятая в ТТК?
– Мы инициировали эту программу в 2017 году. Она позволит оптимизировать бизнес-процессы, сократить удельные затраты в рамках реализации программы повышения эффективности, усовершенствовать документооборот, а также минимизировать трудозатраты для повышения производительности труда всех подразделений ТТК. В частности, потери нефтепродуктов на всех этапах перевалки, транспортировки, хранения и реализации. Кроме того, программа предусматривает реализацию комплексной программы снижения потерь нефтепродуктов на всех этапах перевалки, хранения и реализации, а также внедрение системы менеджмента качества по стандарту ISO 9001.
– Поясните нашим читателям, что это за система и для чего она нужна?
– Компания существует 15 лет. Многие бизнес-процессы сформированы много лет назад и никогда не подвергались анализу для их дальнейшей оптимизации. Мы решили посмотреть на проблему комплексно и провести аудит, чтобы повысить эффективность операционных процессов, увеличить скорость принятия управленческих решений и улучшить их качество, упорядочить и оптимизировать бизнес-процессы, избавиться от ненужного документооборота и, как итог, обеспечить нашему основному заказчику “Норникелю” и сторонним потребителям в НПР более качественную услугу по поставке нефтепродуктов. Наличие сертификата ISO 9001 как международно признанного эталона в части стандартизации бизнес-процессов позволит в целом повысить уровень доверия потребителей к нам.
– Расскажите об обновленной концепции реконструкции нефтебаз до 2030 года.  Она помогла достичь колоссальной экономии – более 6 миллиардов рублей.
– Первоначальный подход предполагал закрытие основной базы хранения нефтепродуктов в Кайеркане и строительство двух новых нефтебаз на месте существующих в Дудинке и Норильске.
Мы пошли по другому пути: проанализировали текущее состояние резервуарного парка, инфраструктуры и вспомогательных объектов, их соответствие требованиям контролирующих органов, рассчитали реальную потребность в резервуарном парке. И исходя из текущего и прогнозного потребления нефтепродуктов в НПР разработали оптимизированную инвестиционную программу ТТК до 2030 года с детализированным календарно-сетевым графиком и матрицей рисков. Ключевое решение – мы планируем сохранить кайерканскую нефтебазу как стратегическую для хранения основного объема нефтепродуктов при одновременной реализации проектов по реконструкции действующих дудинской и норильской нефтебаз (без приостановки их деятельности) в соответствии с требованиями федерального законодательства, внешних контролирующих органов и внутренних стандартов ГМК.
При этом все основные инвестиционные инициативы опираются на приоритет максимального использования действующей инфраструктуры нефтебаз и реальную потребность бизнеса. Такой подход позволил нам сэкономить 6,2 миллиарда рублей, или почти 40 процентов от первоначально запланированных инвестиций.
– Куда пойдут сэкономленные средства?
– Высвободившиеся инвестиционные ресурсы будут направлены на реализацию других стратегически важных для “Норникеля” проектов.
– Есть ли в ТТК понятие летних ремонтов? Если да, какие работы проводятся в этот небольшой для северных территорий период?
– Весь объем ремонтных работ мы проводим в короткий навигационный период, и выстроить их необходимо таким образом, чтобы к приходу первых танкеров ЕРП по Енисею в Дудинку в конце июня все производственные объекты были готовы к приемке и размещению нефтепродуктов. Это сложная задача, требующая скоординированных усилий всех служб компании и заблаговременного и качественного планирования наших совместных действий, формирования заявок, проведения тендеров, заключения договоров, обеспечения закупки и доставки материалов и оборудования.
– Расскажите подробнее о внедрении стандартов ГМК в области промышленной безо-пасности и охраны труда с акцентом на безопасность производства в ТТК.
– В прошлом году мы кардинально пересмотрели внутри компании отношение к промышленной безопасности и охране труда. Мы управляем опасными производственными объектами и не можем себе позволить смотреть на это сквозь пальцы или решать эти вопросы по остаточному принципу. Мы актуализировали графики внедрения всех действующих стандартов ГМК, подлежащих применению на всех предприятиях “Норникеля”, устранили существенные замечания к состоянию объектов и активно занялись вопросом вовлеченности в этот процесс наших сотрудников. Для этого ежемесячно проводим мероприятия по информированию персонала о необходимости соблюдения норм охраны труда и регулярные встречи с трудовыми коллективами. Сам лично во время посещений объектов я обращаю внимание работников и подрядчиков на несоответствия в этой сфере, требующие устранения: вовлеченность первого лица очень положительно влияет на изменение отношения людей в компании к теме охраны труда.
Как результат – осенью 2017 года по итогам проведения внутреннего аудита в области ПБиОТ наши коллеги из Заполярного филиала отметили положительную динамику в ТТК: индекс безопасности производства в компании по сравнению с предыдущим аудитом улучшен почти вдвое. В текущем году результаты завершенного в начале июля очередного аудита подтвердили сохранение в ТТК положительной динамики внедрения стандартов ГМК в области ПБиОТ и общего улучшения культуры производства. И это общая заслуга всего коллектива Таймырской топливной компании.
Кстати, оговорюсь, что параллельно с внедрением системы менеджмента качества по ISO 9001 мы решили одновременно пройти сертификацию еще по двум стандартам: OHSAS 18001 “Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья” и ISO 14001 “Системы экологического менеджмента”. Причем сразу четко обозначили подрядчику, что цель – не получить три бумаги и забыть о них, а внедрить и поддерживать эти системы, культивировать новое восприятие и подход сотрудников ТТК к вопросам промбезопасности и охраны труда.
– Как в компании мотивируют персонал, чтобы вовлечь его в реализацию ваших инициатив?
– Для меня мотивация состоит в том, чтобы делать компанию лучше, чтобы мы сами ею гордились. Безусловно, в ТТК, как и в других предприятиях “Норникеля”, есть системы оценки ключевых показателей эффективности, программа премирования по итогам года. Но, на мой взгляд, главный мотивирующий фактор должен быть в другом – в твоем внутреннем желании быть сопричастным тем изменениям, которые происходят в компании.
На встречах с трудовыми коллективами мы часто обсуждаем как раз не денежные вопросы, а проблемы должной организации рабочего пространства, а я чувствую потребность работников в личном общении с руководством – люди хотят знать, что происходит в компании, куда мы движемся, с какими проблемами сталкиваемся. Просто хотят осознавать, что они нужны и о них думают и заботятся.  
– Расскажите про свой коллектив. Много ли у вас трудится молодежи? Есть ли такое понятие, как наставничество?
– Сейчас у нас 400 сотрудников, из них Московский и Красноярский офисы – это порядка 40 человек, нефтебаза “Заполярная” на Кольском полуострове и “Песчанка” в Красноярске – 35 человек. Весь остальной и основной контингент находится здесь, в НПР.
Когда мы к 15-летнему юбилею анализировали стаж своих сотрудников, обнаружили, что порядка 10 процентов персонала являются ветеранами компании, проработавшими с самого ее основания. Я всегда говорил своим людям и буду говорить, что они – мой главный актив в ТТК. Без профессиональных сотрудников, которые болеют за свое дело, инициируют и сообща решают задачи для достижения общих целей, компания представляет собой лишь набор резервуаров с трубопроводами и техники, которые сами не решат главную цель существования ТТК – обеспечение нефтепродуктами предприятий Заполярного филиала и потребителей в НПР. Вдыхают жизнь в железки именно люди.
Я считаю, что у нас достаточно молодой коллектив, со средним возрастом 40 лет. Недавно общался с коллективом дудинской нефтебазы и понял, что молодежь с удовольствием идет к нам и считает свою работу престижной и перспективной.
К вопросу наставничества сам лично отношусь философски, считая, что обучать молодежь – наша обязанность, как в свое время кто-то нас самих научил элементарным вещам, принципам работы, взаимодействия и развития. Поэтому по возможности мы всегда привлекаем молодых специалистов и обучаем их сами.
– Какие социальные программы работают в компании?
– ТТК, являясь частью “Норникеля”, предоставляет своим сотрудникам те же возможности, что определены его единой социальной политикой. Это оплата проезда в отпуск работнику и членам семьи, материальная помощь, организация детского отдыха и детские подарки, льготные санаторно-курортные путевки, жилищные программы, участие в совместных корпоративных мероприятиях, конкурсах и номинациях. При этом в прошлом году на встречах с трудовыми коллективами мы обнаружили, что канал коммуникации об имеющихся социальных льготах и возможностях для людей работает не лучшим образом. Мы исправляем ситуацию.
– Контролирует ли компания ценообразование на бензин в Норильске?
– Мы не единственный, но основной поставщик нефтепродуктов в регион. Все светлые нефтепродукты: дизельное топливо, бензины АИ-92 и АИ-95 и авиационное топливо ТС-1 – мы закупаем исключительно по прямым контрактам с ВИНК (вертикально-интегрированные нефтяные компании. – Ред.) или на бирже через конкурсные процедуры. Этим мы обеспечиваем два ключевых критерия: топливо поставляется по максимально низким на момент закупки ценам, а закупка напрямую у производителя (“Роснефть”, “Газпромнефть”), минуя любых посредников, гарантирует поставку качественных нефтепродуктов, соответствующих ГОСТу.
Наценки, применяемые ТТК к закупочным ценам на нефтепродукты, устанавливает Министерство промышленности, энергетики и ЖКХ Красноярского края. Такая система ценообразования обеспечивает наиболее оптимальные цены для конечного потребителя, учитывая географическую удаленность региона и специфику транспортной логистики.  
– Как удается сдерживать резкий рост цен для индивидуальных потребителей, когда это происходит в стране в целом?
– Приведу простой пример. Закупки нефтепродуктов в 2017 году мы завершили в сентябре, с того времени отпускная цена на нефтепродукты у ВИНК выросла на 35 процентов. ТТК при этом не меняла ни оптовые, ни розничные цены в НПР вплоть до 1 июля 2018 года, когда мы получили новые партии дизельного топлива. Принцип простой: мы не пытаемся воспользоваться текущей рыночной ситуацией для получения дополнительной прибыли, а, выполняя важную социальную функцию, обеспечиваем потребителей НПР нефтепродуктами по наиболее оптимальной цене, и здесь мы абсолютно прозрачны.
– Из чего складывается цена на топливо?
– Конечная цена для потребителя в НПР складывается из цены закупки нефтепродуктов по прямым контрактам с ВИНК и согласованных с правительством Красноярского края снабженческо-сбытовой и розничной надбавками, за счет которых компания обеспечивает доставку нефтепродуктов из Красноярска в НПР и содержит свою производственную инфраструктуру в регионе.
– Затраты на топливо – одна из главных составляющих эксплуатационных расходов любого предприятия. В компаниях, имеющих серьезный парк транспорта и спецтехники, затраты на горюче-смазочные материалы достигают 35–40 процентов всех расходов. То есть деньги в этой сфере вращаются серьезные. Поэтому хищение топлива на предприятиях всегда было распространенным теневым бизнесом. Как с этим борются в ТТК?
– В четвертом квартале прошлого года мы разработали и утвердили комплексную программу снижения потерь нефтепродуктов на всех этапах перевалки, хранения и реализации. Она состоит из двух основных групп мероприятий. Первая – это проведение реконструкции наших нефтебаз, замена старых резервуаров на новые и установка современного оборудования и программного обеспечения для автоматического контроля за нефтепродуктами на всех этапах. И вторая – внутренние организационные мероприятия, направленные на усиление контроля за движением нефтепродуктов.
Программа долгосрочная, рассчитана на период до 2022 года. По ходу ее реализации мы будем ее дополнять и дорабатывать, исходя из текущих потребностей и задач бизнеса.
– Насколько сказался на вашей отрасли экономический кризис?
– Текущая рыночная конъюнктура мотивирует конечных потребителей ГСМ проводить оптимизацию затрат, прорабатывать альтернативные виды топлива (включая компримированный газ), применять современные технологические решения, позволяющие снизить удельное потребление топлива в производственных процессах.
В целом нефтяной сектор переживает благоприятный период, связанный с высокими ценами на нефть и слабым рублем, чем и обусловлен в первую очередь рост внутренних цен на нефтепродукты, которые оказались ниже экспортных, чем и пользуются ВИНК, сокращая нэтбэк (разница между экспортными и внутренними ценами).
 
ЦИФРЫ И ФАКТЫ
До 2003 года поставками нефтепродуктов в регион занималось управление нефтебаз в структуре ГМК “Норильский никель”. 15 лет назад было принято решение выделить его в отдельное дочернее предприятие – так и появилась ТТК. Тогда же была приобретена нефтебаза “Песчанка” в Красноярске, которая является основной перевалочной базой всех закупаемых в период навигации нефтепродуктов.
Дудинская нефтебаза начинает свою историю с 1939 года с первых завезенных 6,5 тысячи тонн нефтепродуктов. Норильская нефтебаза (ранее Норильский товарный цех по приему и отпуску нефтепродуктов) введена в эксплуатацию в 1946-м, Кайерканская – в 1965-м. В 2004 году была приобретена нефтебаза “Заполярная” в городе Заполярный Мурманской области.
С 1 марта 2006 года в ТТК создан цех по обеспечению нефтепродуктами. Тогда в его состав вошли автозаправочные станции в НПР, введенные в эксплуатацию в конце 2005 года, и цех топливозаправщиков, персонал которого перевели из структурных подразделений Заполярного филиала, обеспечивающих перевозки нефтепродуктов.
В среднем за год грузооборот ТТК составляет более 500 тысяч тонн нефтепродуктов, в том числе грузооборот в НПР – 160 тысяч тонн. Годовая потребность в дизельном топливе в НПР составляет 107 тысяч тонн, в бензинах – 10 тысяч тонн, в самолетном топливе – 35 тысяч тонн. Ежегодно топливозаправщики ТТК доставляют до производственных объектов Заполярного филиала свыше 70 тысяч тонн топлива. На нефтебазах хранится аварийный запас дизельного топлива в размере 30 тысяч тонн. А с 2009 года ТТК решает вопрос реализации газового конденсата на экспорт, грузооборот по данной операции составляет в настоящее время до 100 тысяч тонн.
Численность компании стабильна на уровне порядка 400 человек и за последние 10 лет не претерпела каких-либо существенных изменений во всех регионах присутствия.
0

Читайте также в этом номере:

Дело техники (Лариса ФЕДИШИНА)
Небо, болельщики, самолет (Андрей СТОЛЯРОВ)
Будет готов (Евгения СТОРОЖКО)
Наша технология лучше (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Выводят на чистую воду (Марина БУШУЕВА)
Работают стабильно (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Ценность, которую берегут (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Учат действием безопасности (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
130 моментов прошлого (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Слепить про Норильск (Марина БУШУЕВА)
Лама принимает гостей (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Редкий вид человека (Татьяна РЫЧКОВА)
Здорово живут (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Студенты покоряют Север (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск