Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
«Легендарный» матч Далее
В четвертом поколении Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Что такое “новая драма”?
ТЕАТР КРУПНЫМ ПЛАНОМ
19 ноября 2012 года, 14:21
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Валентина ВАЧАЕВА
“Как я стал”, “Остров Рикоту”, “Матадор”, “Убийца”. Таких спектаклей нет в репертуаре Норильского Заполярного театра, зато присутствуют набирающие популярность читки пьес с этими названиями.
Не Достоевские. И этим интересны
В новом сезоне у поклонников театрального искусства появилась возможность послушать и пообсуждать современную драматургию. Каждый вторник на малой сцене норильской драмы проходят театральные читки интересных, с точки зрения режиссеров, пьес молодых драматургов. Ярослава Пулинович, Наталья Мошина, Михаил Дурненков, Александр Молчанов – имена, известные в широких театральных кругах, но не в Норильске. Как выяснилось, многие актеры с современной драматургией тоже не на короткой ноге. Так, “Убийцу” Александра Молчанова  видел на сцене только один из участников читки пьесы – молодой артист из Новосибирска Дмитрий Желнин. Так что от проекта театра под названием “Творческая лаборатория по современной драматургии “Шанс” польза обоюдная – как для зрителей, так и для театра. И если на первую читку публику приглашали специально, то последующие в спецприглашениях не нуждались.
Автор “Убийцы”, сегодня уже признанный драматург, сценарист, лауреат множества театральных и кинопремий, очень долго искал свой язык. Филолог по первому образованию и сценарист по второму, Молчанов, по его собственному признанию, писал и романы, и рассказы, но все было не то и не так. До тех пока не прочитал пьесы авторов “новой драмы”, в которых герои о наболевшем говорят так, как мы говорим каждый день. Таким языком написан и “Убийца”.
Герой пьесы, по определению драматурга, –  книжный мальчик из провинции, случайно оказавшийся в ситуации, когда его принуждают совершить убийство. Он проигрывает в карты большую сумму денег и вынужден ехать в другой город, чтобы получить деньги с прежнего должника. Или… убить его. Вместе с ним отправляется девушка. В конце пьесы герой спасается и даже остается вместе с Оксаной, в которую влюбляется за время поездки. Но, как считает автор, хеппи-энд на самом деле относительный. Герой спасается, но в некоем метафизическом смысле он занимает место злодея.
В очередном режиссерском эскизе Егора Чернышова заняты сразу три новых артиста и Галина Савина, для которой участие в читках становится чуть ли не постоянным занятием. По ее словам, это хороший тренинг для актеров и одновременно новая форма работы театра с подростками, которым близки переживания героев “Убийцы”.
– Они им понятны. Боюсь, что читка Достоевского их так бы не заинтересовала, – отмечает актриса.
В аннотациях, которые завлит театра готовит к читкам, по крайней мере в двух имеющихся в распоряжении “ЗВ”, есть предупреждение о том, что в тексте пьесы использована ненормативная лексика. Эта самая лексика чуть не стала главной темой обсуждения первой лаборатории. О своем неприятии нецензурной речи со сцены говорила Галина Савина, читавшая в пьесе Пулинович “Как я стал” за пьющую и ругающуюся матом бывшую актрису. В тот раз режиссер переключил публику, бросив фразу о том, что уже столько переговорено на эту тему… Но, похоже, для большинства артистов этот вопрос остается открытым, хотя после “Убийцы”, где герои тоже говорили как в жизни, к лексике пьесы уже не возвращались. Может быть, потому, что у Молчанова ее ненормативная часть сведена до минимума.
Малые дебюты
Активно занята в читках и актриса из новеньких Мария Нестрян, приглашенная из Смоленского камерного театра на спектакль “Валентинов день”. В отличие от старшей коллеги, играющей в большинстве идущих в Норильском Заполярном спектаклей, новенькая только готовится к дебюту на большой сцене. 30 ноября публика увидит актрису в роли Кати в постановке Егора Чернышова “Валентинов день”. Между прочим, автор продолжения рощинской пьесы “Валентин и Валентина” Иван Вырыпаев также числится по ведомству “новой драмы”. Мария, с удовольствием принимающая участие в эксперименте театра, не была уверена, что новый для нее зритель поймет и примет этот формат.
– Я не ожидала от зрительного зала такого включения. Меня порадовало то, как люди обсуждают пьесы, смело высказывая свое мнение, даже если им не понравилось то, что они услышали.
Дебют еще одного нового артиста, Дмитрия Желнина, уже состоялся  на большой сцене. Норильчане видели его в премьере “Семь криков в океане” Касоны, открывшей 72-й театральный сезон, в роли помощника капитана. Читка для бывшего артиста новосибирского “Первого театра” – знакомый формат, но от этого не менее интересный. В Новосибирске Желнин еще студентом театральной академии играл в “Самоубийце” Эрдмана. В “Убийце” Молчанова Дмитрий убедительно прочитал монологи картежника Секи.
Пока все “новобранцы” довольны тем, как их приняли в самом северном театре, и с энтузиазмом включились в работу. Об этом после читки говорил и Сергей Даданов, которого до вторника, 13 ноября, норильская публика еще не видела. Выпускник Петербургской театральной академии приехал в северный город, откликнувшись на приглашение театра, опубликованное в одном из театральных журналов.  
– Мне нравится, что здесь занимаются творчеством, а не рутиной, – сказал он “ЗВ”. – И серьезно. Нравятся люди театра, они оказались такими открытыми.
В очередном режиссерском эскизе Чернышова на молодого артиста легла основная нагрузка. Практически вся пьеса Молчанова составлена из монологов Андрея или Дюши, перетекающих во внутреннюю речь Оксаны, Секи и матери. С читкой Сергей Даданов справился легко. Не за горами его дебют в главной роли на большой сцене. Сергей репетирует одну из главных ролей в “Валентиновом дне” – Валентина в молодости.
Егор Чернышов в начале театрального сезона выложил в Facebook обращение к зрителю, в котором, кроме всего прочего, главный режиссер Норильского Заполярного сообщил, что для него важно, чтобы зритель в театре и смеялся, и плакал, и очень серьезно задумывался. Чтобы спектакль был импульсом для последующих размышлений, не рецептурной книгой на все случаи жизни, а именно началом поиска собственных ответов на главные личные вопросы. Не спрашивала, но уверена, что режиссера очень порадовал вопрос из зала  во время обсуждения “Убийцы”. Молодой человек спросил у артистов, как о чем-то личном, что будет дальше с Дюшей и Оксаной? И конечно, всем участникам творческой лаборатории польстила просьба известной в городе учительницы, умолявшей режиссера не проводить читки во время ее отпуска. До февраля театр, конечно, ждать не будет даже самого преданного зрителя. В ближайший вторник норильчанам прочтут “Класс Бенто Бончева” остроумного Максима Курочкина.
0

Читайте также в этом номере:

Умная профессия (Андрей СОЛДАКОВ)
В одно окно (Юлия КОСТИКОВА)
Прописано правилами (Лариса ФЕДИШИНА)
Запиши себя сам (Ольга ПОЛЯНСКАЯ)
Исключить случайность (Ростислав ЗОЛОТАРЕВ)
Великий и могучий (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Лидеры на льду (Андрей СОЛДАКОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск