Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
«Легендарный» матч Далее
С мечом в руках Далее
В четвертом поколении Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Детектив в историческом контексте
Книга недели от Публичной библиотеки города Норильска
26 мая 2016 года, 16:25
Текст: Юлия КОХ
Детективные романы бывают разные: про ироничных дамочек, бравых полицейских, заокеанских искусствоведов и даже отечественных монахинь. Но лично мне кажется, что нет ничего уютнее хорошего детектива, разворачивающегося в декорациях викторианской Англии.
В своей книге “Изящное искусство смерти” писатель Дэвид Моррелл тщательно воссоздал антураж и ловко вплел криминальную интригу в политические реалии того времени. На страницах романа читателя ждет встреча со скандальным писателем Томасом Де Квинси, мужественными сыщиками из Скотленд-Ярда, некоторым количеством реально существовавших исторических деятелей и, конечно, с гениальным убийцей по прозвищу Художник смерти.
Чтобы полностью погрузить нас в сумрачный мир викторианского Лондона, Дэвид Моррелл решился на смелый ход: взял в соавторы мертвеца. Впрочем, эпатажный литератор Томас Де Квинси, любивший шокировать читателей XIX века смелыми заявлениями, возможно, был бы не против этой своеобразной литературной игры. На произведениях Де Квинси строится не только детективная интрига романа – они служат источником исторических фактов, отправной точкой для психологических портретов героев, материалом для стилизации текста, наконец. Герои книги постоянно обсуждают скандально известные эссе “Исповедь англичанина, употреблявшего опиум” и “Смерть как одно из изящных искусств”, а загадочный убийца и вовсе воспринимает эти строки как руководство к действию. Неудивительно, что и сам “Любитель опиума” Томас Де Квинси, сопровождаемый заботливой дочерью, вскоре появляется на страницах романа. Ему предстоит присоединиться к саркастичному инспектору Скотленд-Ярда Райану и по-юношески пылкому констеблю Беккеру, чтобы раскрыть личность загадочного маньяка, сеющего панику на улицах Лондона.
Вздохните с облегчением – в кои-то веки речь идет не о Джеке Потрошителе. Тот, как известно, нападал лишь на барышень определенной профессии. Художник смерти, порожденный фантазией Дэвида Моррелла, копирует действительно произошедшие в 1811 году убийства на Рэтклифф-хайвей. Тогда жертвами стали самые обычные горожане – семья торговца одеждой и посетители недорогой таверны. По стране прокатилась волна паники. Никто не мог чувствовать себя в безопасности даже в собственном доме, люди были шокированы жестокостью убийцы, не щадившего ни женщин, ни детей. На этом реальные исторические события заканчиваются, и начинается действие романа. Через сорок лет после случая на Рэтклифф-хайвей Томас Де Квинси прибывает в Лондон по приглашению загадочного доброжелателя. Вскоре начинает действовать и преступник: он собирается воспроизвести события 1811 года с еще большим размахом и постарается бросить тень подозрений на “Любителя опиума”.
“Изящное искусство смерти” – не просто костюмированный детектив, это познавательное чтение, позволяющее узнать тысячу странных, забавных или шокирующих фактов о повседневной жизни подданных королевы Виктории. Вы узнаете, какова была конструкция громоздкого женского наряда, чем чревата привязанность к популярному в те годы лаудануму и как коротали свои дни заключенные тюрьмы “Колдбат-Филдс”. Автор не ленится давать развернутые справки, позволяя читателю прочувствовать исторический контекст романа. Слабой стороной книги оказалась, как ни странно, детективная интрига – читателю не придется теряться в догадках, ведь убийца чуть ли не прямым текстом признается в своих злодеяниях. Кроме того, автор (как и множество других писателей, работающих в жанре исторического романа) наделил положительных героев на редкость прогрессивным мышлением – новые приятели Де Квинси сплошь лишенные предрассудков и суеверий гуманисты, а его дочь и вовсе феминистка современного образца. Логика Дэвида Моррелла понятна – вряд ли мы стали бы сопереживать презирающим низшие классы шовинистам в сопровождении тихой домохозяйки. В результате у автора получились не вполне правдоподобные, зато симпатичные герои, за похождениями которых действительно   интересно наблюдать.
0

Читайте также в этом номере:

Кёрлинг едет на Таймыр (Мария ГРИГОРЬЕВА)
Продумано до мелочей (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Ударник труда (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
В ожидании паводка (Екатерина БАРКОВА)
Профессионалы-универсалы (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Аэропорт на старте (Лариса ФЕДИШИНА)
Будут новейшие технологии (Лариса ФЕДИШИНА)
Полуночники (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск