Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
«Легендарный» матч Далее
Экстрим по душе Далее
Гуд кёрлинг! Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Художник имеет право…
В ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ
22 декабря 2016 года, 16:32
Фото: Владислав ШУКШИН
Текст: Татьяна РЫЧКОВА
“ЗВ” уже писал, что норильские художники Юрий Афонов, Сергей Парсов, Геннадий Таран и архитектор Михаил Волгин стали участниками художественной акции “Как художник художнику… портрет рисовал”, посвященной коллеге по цеху красноярцу Андрею Поздееву. Автор идеи – директор музейно-выставочного комплекса Наталья Федянина. 8 декабря в галерее открылась выставка, на которой экспонируются собрание необычных работ Андрея Поздеева и портреты четырех художников. Как они рисовали друг друга и какими мнениями при этом обменивались – в репортаже из мастерской Геннадия Тарана.
Во время жеребьевки в картинной галерее писать портреты друг друга выпало Геннадию Тарану и Сергею Парсову, Юрию Афонову и Михаилу Волгину. Действие происходило на фоне автопортрета Андрея Поздеева. Его поздние работы как увлекательные ребусы. Смотри и разгадывай. Вот почему в руке Поздеева то ли репейник, то ли истертая кисть? И что это за солнечный цветок на полполотна? И с чего бы это при взгляде на такие “детские каракули” накатывала волна позитива? Впрочем, искусствоведы лучше подберут шифр к этим загадочным письменам.
А с чем или с кем изобразили бы себя на автопортретах участники акции? Возможно, с нунчаками и в кимоно, ответил тогда на вопрос Сергей Парсов. Потому что занимался карате больше 20 лет, и черный пояс в наличии. С семьей, наверное, отозвался Геннадий Таран, это самое ценное. (Кстати, жена Тарана Татьяна работает на руднике в маркшейдерской службе, о ней “ЗВ” тоже писал.)
Юрий Афонов усомнился, что в руке Поздеева что-то конкретное. Пояснил: это просто авторское видение самого себя со стороны мира. Маленький темненький предметик, как и все остальные, просто закомпонован в холсте. Афонов сравнил Поздеева с Ван Гогом. Тот же подход – европейский. Дерево, солнце, реализм не интересны позднему Поздееву. У него есть просто пятна, которые он нашел, и цветовые ассоциации.
Не нужно искать в полотнах конкретики, согласился Михаил Волгин:
Художник живет ощущениями. Предположим, обидели его, а он пишет какую-то работу, и это будет в ней отражено. А через неделю он забудет. Всегда рядом космос, какие-то большие величины. И мелкие бытовые проблемы – жилье, зарплата, здоровье – в этот момент отходят на второй план.
Зеленый инопланетянин
Над созданием портретов художники работали в течение месяца. “Заполярный вестник” побывал и в мастерской Геннадия Тарана в Талнахской детской школе искусств, чтобы воочию увидеть, как шел процесс.
…Воскресенье, пахнет булочками, которые пекут в столовой на завтра, детей нет. В мастерской в сторонке десятка два мольбертов, на стенах – работы ребят, в том числе разноцветная мозаика – из кусочков стекла, дерева, керамзита. Здесь Геннадий Таран занимается своим любимым делом. Преподает. Говорит, нравится ему наблюдать, как маленький ребенок вырастает талантливым человеком.
Таран – художник, Сергей Парсов – портретируемый. Парсов тоже довольно долго имел отношение к педагогической деятельности. Только как инженер-строитель и техник-электрик. Преподавал технические дисциплины, работал мастером, потом заместителем директора 105-го училища, готовил рабочие кадры для наших производств. Сейчас он инженер по охране труда, промбезопасности и охране окружающей среды в команде, которая занимается реконструкцией взлетно-посадочной полосы аэропорта Норильск.
На самом деле портрет Парсова практически готов. Таран должен сделать последние мазки. На картине Парсов печальный, на фоне украинского пейзажа со скирдами сена. Печальный, потому что слово “Украина” нынче звучит невесело, а оба художника родом оттуда.  
– Сергей, как вы отнеслись к своему портрету?
– Замечательно. Только я какой-то грустный. Но он меня таким видит. Тоску по родине, может быть, изобразил. Он меня зеленым нарисовал, как инопланетянина. Зеленый человечек.
– А я так вижу! – говорит Таран.
Между тем именно Сергею Парсову (напоминаем мы ему) принадлежат слова: “В творчестве, как и в любви, нет ограничений. Я не сторонник устоявшейся манеры”. Художник имеет право на самовыражение?
– Не только право – обязанность, – развивает свою мысль Парсов. – Если художник не ищет и не находит свой выразительный изобразительный язык, он не художник, а, может быть, хороший ремесленник. Может рисовать очень точно, копировать природу, а вот когда человек привносит в объект, который изображает, какие-то свои мысли, приемы, вкладывает свое отношение, это и есть художник.
И если кто-то может обидеться, если его нарисовали зеленым или оранжевым, то только не художник. Хотя, наверное, они все немного инопланетяне.
Все хотели рисовать Волгина
– Я не сторонник портретов Пикассо и Андрея Геннадьевича, – высказывает свое мнение по теме Геннадий Таран. – Мне кажется, портрет должен быть узнаваемым, технически грамотным, отражать внутреннюю сущность человека. Придешь на выставку в Трятьяковку и видишь, например, портреты Малявина. Такая энергия оттуда идет, это значит, что художник был очень увлечен. Так же как Суриков, который работал по 12 часов, когда он писал свои огромные картины, его оттаскивали от холста. Это что касается отношения художника к объекту.
До мастерской Сергея Парсова “Заполярный вестник” не добрался, но мастер показывает уже готовый портрет Тарана на снимке в мобильнике. Таран на фоне Земли, на которой прорисованы Север и Украина, выглядит оптимистично.
На вопрос, нравится ли ему его портрет, Таран отвечает уклончиво:
– Это вопрос с подвохом. Дело в том, что художнику никогда не нравится то, что изображает другой художник. Каждый все видит по-своему.
Еще во время жеребьевки в галерее Сергей Парсов сказал, что хотел бы написать Волгина.
– Почему я Мишу хотел писать? – поясняет Парсов. – Потому что это проще. Я видел, как Афонов его нарисовал: треугольник, нос и два глаза. Милое дело его рисовать.
– Я тоже хотел Волгина рисовать, – открывает тайну Таран. – У меня давно была идея: сидит мальчик с длинными волосами и строит кубики, а там уже здания огромные. Это был бы аллегорический портрет а-ля Поздеев, хотя я сторонник реалистического портрета.
Между тем на портрет Парсова ложится последний мазок.
– Композиция интересна, и небо мне нравится, – заключает портретируемый. – Это именно украинское небо – марево, как выцветшая ткань голубая. Дорога мне нравится, а в конце надо было изобразить… Гвардейскую площадь.
Ну что же, у каждого свое видение… Все четыре портрета, так же как собрание работ Андрея Поздеева, можно увидеть в художественной галерее. Эта выставка будет экспонироваться до 22 января 2017 года.
“А я так вижу!” – говорит Геннадий Таран
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск