Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
«Легендарный» матч Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Экстрим по душе Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
И читатель, и писатель
ЖИВАЯ КЛАССИКА
8 декабря 2017 года, 12:08
Фото: Владислав ШУКШИН
Текст: Мария СОКОЛОВА
Сразу две крупные инициативы для школьников презентовали на неделе представители Всероссийского фонда “Живая классика”: в этом году Норильск стал флагманским городом проектов. Такая возможность представилась во многом благодаря спонсорскому партнерству компании “Норникель”.
Как хорошо уметь читать
В этом году наш город в расширенном формате примет участие в Международном конкурсе юных чтецов “Живая классика”, который пройдет уже в седьмой раз. Творческое соревнование, в котором принимают участие более 2,5 миллиона ребят из 85 регионов России и 80 государств, для нашей территории предоставит уникальные условия: школьники Норильска и Дудинки смогут бесплатно обучиться актерскому мастерству у педагогов ГИТИСа. Преподавателями выступят актеры Тарас Белоусов (тренинги на развитие внимания, воображения, умения правильно подать себя на сцене), Руслан Насибулин (занятия по сценическому движению) и Татьяна Савина (техника речи). Причем артисты посетят Норильск не единожды: они будут работать с участниками конкурса после каждого отборочного этапа. Более того, организаторы планируют расширить рамки и пригласить на тренинги и взрослых, педагогов, работающих с юными чтецами.
Сам же конкурс, на первый взгляд, несложен: нужно прочитать наизусть фрагмент из произведения, не входящего в школьную программу. Участников ждут отборы в школьном, районном и региональном турах. Само творческое соревнование стартует 1 февраля, районные этапы пройдут с 1 по 15 марта, после чего начнутся региональный и всероссийский уровни конкурса. Лучшие из 2,5 миллиона участников соберутся на всероссийском финале в лагере “Артек”, а самые талантливые и удачливые выступят в суперфинале на Красной площади в Москве. И здесь еще один сюрприз для норильчан: трое норильских финалистов гарантированно отправятся в “Артек”, еще трое пройдут в следующий, краевой уровень конкурса и получат возможность соревноваться дальше.
Как рассказала Марина Смирнова, президент Фонда “Живая классика”, приглашены все ученики 5–11-х классов. Прием заявок проходит уже сейчас на сайте проекта youngreaders.ru.
– Главная задача конкурса – популяризация чтения. Если в 2011 году в нем участвовали 20 тысяч шестиклассников, то в 2015-м – более 2,5 млн человек. В этом году мы поставили себе новую задачу – сформировать детское читательское сообщество. Важно создать площадку, на которой читающие дети смогут общаться между собой. Кто они, эти ребята? Будущие филологи и актеры? Думаю, нет. Это и будущие физики, математики, геологи… Читающий ребенок – это прежде всего ребенок, открытый знаниям. И наша задача – не только помочь найти ему интересную книгу, но и определить свое призвание, предоставить ресурсы, благодаря использованию которых ребенок сможет максимально полно раскрыть свой потенциал, – отмечает Марина Смирнова.
По ее словам, важен не жанр выбранной книги, а то, насколько ребенок ее прочувствует. Ведь отрывок в прозе ему предстоит рассказывать перед аудиторией одноклассников, затем – всей школы. Организаторы конкурса говорят, что во время чтения не столь важна даже дикция или актерское перевоплощение.
– Безусловно, стоит научить ребенка не бояться аудитории, свободе чтения, пластике и умению владеть голосом. Но это не чистый конкурс актерского мастерства, нам важно, чтобы дети были читателями. И если ребенок открыл необыкновенное произведение, а зритель ему поверил, пусть он говорит недостаточно громким голосом или картавит, это не будет иметь решающего значения, – уверяет она.  
А вот на что стоит обратить особое внимание, так это на выбор книги. Помощниками выступят городские библиотеки, родители и учителя детей.
– С 20 по 27 ноября по всей России впервые прошла Неделя “Живой классики”, в том числе и в вашем городе. Участники события узнали больше о самом масштабном литературном проекте для школьников, задали вопросы методистам и получили подробные рекомендации по выбору литературы от сотрудников библиотек, – рассказывает президент фонда. – Наверное, главная рекомендация – выбирайте оригинальные тексты. Ведь бывает, жюри слушает одно и то же произведение много раз. Трудно определить “самого злого мальчика” из 50 участников, рассказавших “Злого мальчика” Чехова. Есть тексты, которые за семь лет проведения конкурса были прочитаны сотни раз: “Материнское поле”, рассказы Драгунского, “Аристократка” Зощенко. Безусловно, это не значит, что читать их не надо. Надо! Но для себя.
Организаторы конкурса отмечают смену читательского интереса с годами: в 2012-м в тренде были “Алые паруса” Александра Грина, затем на авансцену вышел “Маленький принц”, теперь же среди авторов – Чингиз Айтматов, Ричард Бах, Джек Лондон и другие.
– Круг чтения становится более непредсказуемым, и это интересно, – отмечает Марина Смирнова. – Причем если в прошлом году финалисты, к примеру, читали Андрея Битова, Фазиля Искандера, то произведения этих авторов, но в увеличенном объеме, мы ждем и в этом году: регионы отслеживают успешные выступления и готовят прозу тех же авторов. Хотя очень часто ребята нас удивляют – чего стоят чтецы прозы современных нобелевских лауреатов! Это много говорит о современных школьниках. Топ-100 прочитанных произведений мы выкладываем на нашем сайте и “ВКонтакте”. Кстати, учитывая то, как расходятся новые произведения, мы призываем участников обратить внимание на региональных авторов. Это способ популяризировать их. Так случилось с Андреем Зелениным, автором из Перми, пишущим военную прозу. Дети стали выбирать его, и это имя стало известно другим регионам, автор стал популярен.
Не столь важен и возраст чтецов, ведь ученики 5-го и 11-го классов выберут для прочтения разную литературу, причем если старшеклассник подойдет к выступлению с уже накопленным ораторским опытом и мастерством, то 10–11-летний ребенок скорее возьмет детской непосредственностью. Результаты победителей, представлявших все параллели, это доказывают.  
И все же конкурс лишь часть системной работы по популяризации чтения, подчеркнула Марина Смирнова. Он нужен для дальнейшей работы с читающими ребятами, которые будут выступать “послами” чтения. К примеру, в Санкт-Петербурге открылся клуб “Живая классика”, участники которого уже выступают в качестве блогеров. Они получают приглашения от театров и галерей, после чего в обмен на бесплатное посещение размещают свои рецензии на их спектакли и мероприятия в соцсетях.
– Со временем у них стали получаться прекрасные статьи. А две девочки из клуба поехали в “Артек” освещать конкурс уже как журналисты. Впоследствии обе, кстати, стали настоящими журналистами. Такая форма тоже может родиться и в Норильске, если ребята будут активными, – заключила президент Фонда.  
По мнению Натальи Коростелевой, заместителя главы Норильска по социальной политике, “Живая классика” – это уникальная возможность для каждого норильского школьника, обучающегося в средней и старшей параллелях школы:
– Уже проведены встречи с учителями, в том числе дополнительного образования, и они поддерживают участие в этом проекте. Я хочу обратиться и к родителям наших детей, чтобы они помогли им выбрать произведение и поработать над ним совместно. Хочется, чтобы каждый школьник не остался в стороне.
Интересно, что для уравнения шансов ребят управление общего и дошкольного образования города решило разделить Большой Норильск на две зоны – Север и Юг по равному числу школ (ведь в Центральном районе школ больше, чем в Талнахе и Кайеркане). В результате количество участников, вышедших на районный уровень, будет больше.
Вы пишите, вам зачтется
Вторым проектом, в котором смогут поучаствовать норильские школьники, стала “Всероссийская школьная летопись”, которая до этого года была экспериментальной.
– Мы предложили школьникам попробовать себя в роли писателей и издателей и создать собственную коллективную книгу, книгу своего класса. В ней дети могут рассказать о себе и своих друзьях, самых ярких школьных моментах, попробуют осмыслить свой опыт и помечтать о будущем. В идеале такую книгу могут создать любые подростковые микросообщества, вплоть до кружков и секций в области дополнительного образования. Но мы полагаем, школьная история более интересна. Мне кажется важным в детстве вести дневник, которому можно доверить самые сокровенные переживания. Так вот одна из целей этой работы – достижение предельной искренности с самим собой. Написание книги – погружение в себя, в отношения с одноклассниками, историей, частью которых мы все являемся или являлись. Педагоги могут помогать с книгой, а могут и доверить все ребятам, лишь модерируя их работу. Не переписывая на свой вкус! Поучаствовать в проекте можно, подав заявку на сайте www.school-letopis.ru. Все инструкции по созданию книги там же, – рассказывает Марина Смирнова.
Проект предполагает коллективную работу, где каждый занимается своим делом: пишет, делает фотографии, систематизирует данные, оформляет обложку. В дальнейшем будет создан оригинал-макет книги, который отправится в фонд для предпечатной подготовки и печати.
Организаторы надеются, что ребята поймут всю серьезность мероприятия: книгам будут присвоены статусы ISBN, они будут размещены в электронных каталогах библиотек, по одному экземпляру поступят в региональные библиотеки, Российскую государственную детскую библиотеку, а также в Российскую книжную палату. Эти три экземпляра – бесплатные, остальные можно допечатать в любом количестве, стоимость каждого последующего издания около 550 рублей.
– Желательно работать серьезно: если вы напишите “карова” вместо “корова” мы, конечно, это поправим, но смысл текста оставим неизменным. А теперь представьте, что вы взялись перечитать эту книгу 20 лет спустя на встрече выпускников или, будучи солидным 50-летним человеком, показали ее своему ребенку. Так вот чтобы не было стыдно, надо сделать ее хорошо, – заключает Марина Смирнова.
Впрочем, уже пишущие школьники по-другому и не делают, тут же поправляется она. На сегодня выпущено 20 книг, и все они разнятся сюжетом, замыслом и оформлением:
– Так что, если решили писать, если вам есть, что сказать, пишите! Может, для кого-то это вырастет в профессию или дело всей жизни, и это будет лучший результат проекта.
 
Справка
Фонд “Живая классика” учрежден в 2007 году. За 10 лет его существования реализовано более 50 масштабных культурных и образовательных проектов в России и за рубежом. Наиболее известные среди них – Международный конкурс юных чтецов “Живая классика”, фестиваль “Петербургский текст”, форум “Империя. Четыре измерения Андрея Битова”, конкурс “Литературный след”. Фонд ведет работу в 85 регионах России и в 80 странах мира.
0

Читайте также в этом номере:

Истории нового формата (Анастасия ГРИНЬКО)
Непростое нужное дело (Марина БУШУЕВА)
Цифровая безопасность (Марина БУШУЕВА)
Общий результат (Виктор ЦАРЕВ)
Поставили в пример (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Первые на Енисее (Виктор ЦАРЕВ)
Второй пошел (Виктор ЦАРЕВ)
Этот спорт для каждого (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Чтобы были живы и здоровы (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Первая из ТЭЦ (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Стоит как новая (Лариса ФЕДИШИНА)
Очень модный добрый тренд (Татьяна РЫЧКОВА)
Пост сдал. Пост принял (Валентина ВАЧАЕВА)
Фейерверк уже на барже (Лариса ФЕДИШИНА)
Приклеились (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Готовь сани летом! (Наталия НИКОЛАЕВА)
Традиция побеждать (Мария СОКОЛОВА)
Зрелищные игры еще будут (Андрей ДЕГАНОВ)
Легкий тариф (Виктор ЦАРЕВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск