И читатель, и писатель
ЖИВАЯ КЛАССИКА
8 декабря 2017 года, 12:08 Фото: Владислав ШУКШИН Текст: Мария СОКОЛОВА
|
Сразу две крупные инициативы для школьников презентовали на неделе представители Всероссийского фонда “Живая классика”: в этом году Норильск стал флагманским городом проектов. Такая возможность представилась во многом благодаря спонсорскому партнерству компании “Норникель”.
Как хорошо уметь читать В этом году наш город в расширенном формате примет участие в Международном конкурсе юных чтецов “Живая классика”, который пройдет уже в седьмой раз. Творческое соревнование, в котором принимают участие более 2,5 миллиона ребят из 85 регионов России и 80 государств, для нашей территории предоставит уникальные условия: школьники Норильска и Дудинки смогут бесплатно обучиться актерскому мастерству у педагогов ГИТИСа. Преподавателями выступят актеры Тарас Белоусов (тренинги на развитие внимания, воображения, умения правильно подать себя на сцене), Руслан Насибулин (занятия по сценическому движению) и Татьяна Савина (техника речи). Причем артисты посетят Норильск не единожды: они будут работать с участниками конкурса после каждого отборочного этапа. Более того, организаторы планируют расширить рамки и пригласить на тренинги и взрослых, педагогов, работающих с юными чтецами. Сам же конкурс, на первый взгляд, несложен: нужно прочитать наизусть фрагмент из произведения, не входящего в школьную программу. Участников ждут отборы в школьном, районном и региональном турах. Само творческое соревнование стартует 1 февраля, районные этапы пройдут с 1 по 15 марта, после чего начнутся региональный и всероссийский уровни конкурса. Лучшие из 2,5 миллиона участников соберутся на всероссийском финале в лагере “Артек”, а самые талантливые и удачливые выступят в суперфинале на Красной площади в Москве. И здесь еще один сюрприз для норильчан: трое норильских финалистов гарантированно отправятся в “Артек”, еще трое пройдут в следующий, краевой уровень конкурса и получат возможность соревноваться дальше. Как рассказала Марина Смирнова, президент Фонда “Живая классика”, приглашены все ученики 5–11-х классов. Прием заявок проходит уже сейчас на сайте проекта youngreaders.ru. – Главная задача конкурса – популяризация чтения. Если в 2011 году в нем участвовали 20 тысяч шестиклассников, то в 2015-м – более 2,5 млн человек. В этом году мы поставили себе новую задачу – сформировать детское читательское сообщество. Важно создать площадку, на которой читающие дети смогут общаться между собой. Кто они, эти ребята? Будущие филологи и актеры? Думаю, нет. Это и будущие физики, математики, геологи… Читающий ребенок – это прежде всего ребенок, открытый знаниям. И наша задача – не только помочь найти ему интересную книгу, но и определить свое призвание, предоставить ресурсы, благодаря использованию которых ребенок сможет максимально полно раскрыть свой потенциал, – отмечает Марина Смирнова. По ее словам, важен не жанр выбранной книги, а то, насколько ребенок ее прочувствует. Ведь отрывок в прозе ему предстоит рассказывать перед аудиторией одноклассников, затем – всей школы. Организаторы конкурса говорят, что во время чтения не столь важна даже дикция или актерское перевоплощение. – Безусловно, стоит научить ребенка не бояться аудитории, свободе чтения, пластике и умению владеть голосом. Но это не чистый конкурс актерского мастерства, нам важно, чтобы дети были читателями. И если ребенок открыл необыкновенное произведение, а зритель ему поверил, пусть он говорит недостаточно громким голосом или картавит, это не будет иметь решающего значения, – уверяет она. А вот на что стоит обратить особое внимание, так это на выбор книги. Помощниками выступят городские библиотеки, родители и учителя детей. – С 20 по 27 ноября по всей России впервые прошла Неделя “Живой классики”, в том числе и в вашем городе. Участники события узнали больше о самом масштабном литературном проекте для школьников, задали вопросы методистам и получили подробные рекомендации по выбору литературы от сотрудников библиотек, – рассказывает президент фонда. – Наверное, главная рекомендация – выбирайте оригинальные тексты. Ведь бывает, жюри слушает одно и то же произведение много раз. Трудно определить “самого злого мальчика” из 50 участников, рассказавших “Злого мальчика” Чехова. Есть тексты, которые за семь лет проведения конкурса были прочитаны сотни раз: “Материнское поле”, рассказы Драгунского, “Аристократка” Зощенко. Безусловно, это не значит, что читать их не надо. Надо! Но для себя. Организаторы конкурса отмечают смену читательского интереса с годами: в 2012-м в тренде были “Алые паруса” Александра Грина, затем на авансцену вышел “Маленький принц”, теперь же среди авторов – Чингиз Айтматов, Ричард Бах, Джек Лондон и другие. – Круг чтения становится более непредсказуемым, и это интересно, – отмечает Марина Смирнова. – Причем если в прошлом году финалисты, к примеру, читали Андрея Битова, Фазиля Искандера, то произведения этих авторов, но в увеличенном объеме, мы ждем и в этом году: регионы отслеживают успешные выступления и готовят прозу тех же авторов. Хотя очень часто ребята нас удивляют – чего стоят чтецы прозы современных нобелевских лауреатов! Это много говорит о современных школьниках. Топ-100 прочитанных произведений мы выкладываем на нашем сайте и “ВКонтакте”. Кстати, учитывая то, как расходятся новые произведения, мы призываем участников обратить внимание на региональных авторов. Это способ популяризировать их. Так случилось с Андреем Зелениным, автором из Перми, пишущим военную прозу. Дети стали выбирать его, и это имя стало известно другим регионам, автор стал популярен. Не столь важен и возраст чтецов, ведь ученики 5-го и 11-го классов выберут для прочтения разную литературу, причем если старшеклассник подойдет к выступлению с уже накопленным ораторским опытом и мастерством, то 10–11-летний ребенок скорее возьмет детской непосредственностью. Результаты победителей, представлявших все параллели, это доказывают. И все же конкурс лишь часть системной работы по популяризации чтения, подчеркнула Марина Смирнова. Он нужен для дальнейшей работы с читающими ребятами, которые будут выступать “послами” чтения. К примеру, в Санкт-Петербурге открылся клуб “Живая классика”, участники которого уже выступают в качестве блогеров. Они получают приглашения от театров и галерей, после чего в обмен на бесплатное посещение размещают свои рецензии на их спектакли и мероприятия в соцсетях. – Со временем у них стали получаться прекрасные статьи. А две девочки из клуба поехали в “Артек” освещать конкурс уже как журналисты. Впоследствии обе, кстати, стали настоящими журналистами. Такая форма тоже может родиться и в Норильске, если ребята будут активными, – заключила президент Фонда. По мнению Натальи Коростелевой, заместителя главы Норильска по социальной политике, “Живая классика” – это уникальная возможность для каждого норильского школьника, обучающегося в средней и старшей параллелях школы: – Уже проведены встречи с учителями, в том числе дополнительного образования, и они поддерживают участие в этом проекте. Я хочу обратиться и к родителям наших детей, чтобы они помогли им выбрать произведение и поработать над ним совместно. Хочется, чтобы каждый школьник не остался в стороне. Интересно, что для уравнения шансов ребят управление общего и дошкольного образования города решило разделить Большой Норильск на две зоны – Север и Юг по равному числу школ (ведь в Центральном районе школ больше, чем в Талнахе и Кайеркане). В результате количество участников, вышедших на районный уровень, будет больше. Вы пишите, вам зачтется Вторым проектом, в котором смогут поучаствовать норильские школьники, стала “Всероссийская школьная летопись”, которая до этого года была экспериментальной. – Мы предложили школьникам попробовать себя в роли писателей и издателей и создать собственную коллективную книгу, книгу своего класса. В ней дети могут рассказать о себе и своих друзьях, самых ярких школьных моментах, попробуют осмыслить свой опыт и помечтать о будущем. В идеале такую книгу могут создать любые подростковые микросообщества, вплоть до кружков и секций в области дополнительного образования. Но мы полагаем, школьная история более интересна. Мне кажется важным в детстве вести дневник, которому можно доверить самые сокровенные переживания. Так вот одна из целей этой работы – достижение предельной искренности с самим собой. Написание книги – погружение в себя, в отношения с одноклассниками, историей, частью которых мы все являемся или являлись. Педагоги могут помогать с книгой, а могут и доверить все ребятам, лишь модерируя их работу. Не переписывая на свой вкус! Поучаствовать в проекте можно, подав заявку на сайте www.school-letopis.ru. Все инструкции по созданию книги там же, – рассказывает Марина Смирнова. Проект предполагает коллективную работу, где каждый занимается своим делом: пишет, делает фотографии, систематизирует данные, оформляет обложку. В дальнейшем будет создан оригинал-макет книги, который отправится в фонд для предпечатной подготовки и печати. Организаторы надеются, что ребята поймут всю серьезность мероприятия: книгам будут присвоены статусы ISBN, они будут размещены в электронных каталогах библиотек, по одному экземпляру поступят в региональные библиотеки, Российскую государственную детскую библиотеку, а также в Российскую книжную палату. Эти три экземпляра – бесплатные, остальные можно допечатать в любом количестве, стоимость каждого последующего издания около 550 рублей. – Желательно работать серьезно: если вы напишите “карова” вместо “корова” мы, конечно, это поправим, но смысл текста оставим неизменным. А теперь представьте, что вы взялись перечитать эту книгу 20 лет спустя на встрече выпускников или, будучи солидным 50-летним человеком, показали ее своему ребенку. Так вот чтобы не было стыдно, надо сделать ее хорошо, – заключает Марина Смирнова. Впрочем, уже пишущие школьники по-другому и не делают, тут же поправляется она. На сегодня выпущено 20 книг, и все они разнятся сюжетом, замыслом и оформлением: – Так что, если решили писать, если вам есть, что сказать, пишите! Может, для кого-то это вырастет в профессию или дело всей жизни, и это будет лучший результат проекта. Справка Фонд “Живая классика” учрежден в 2007 году. За 10 лет его существования реализовано более 50 масштабных культурных и образовательных проектов в России и за рубежом. Наиболее известные среди них – Международный конкурс юных чтецов “Живая классика”, фестиваль “Петербургский текст”, форум “Империя. Четыре измерения Андрея Битова”, конкурс “Литературный след”. Фонд ведет работу в 85 регионах России и в 80 странах мира. |
0 | Твитнуть |