Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
С мечом в руках Далее
Гуд кёрлинг! Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Коллекция космического масштаба
ВЫСТАВКИ
15 декабря 2016 года, 14:43
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Валентина ВАЧАЕВА
Международный день художника в Норильске впервые отметили 8 декабря. Открытие юбилейной выставки живописи и графики Андрея Поздеева из фондов Норильской художественной галереи собрало на Талнахской, 78, немало мастеров и почитателей изобразительного искусства.
Выставку первым посетителям представила Наталья Федянина. Директор музейно-выставочного комплекса, объединившего с недавнего времени галерею и городской музей, сказала, что норильской экспозицией завершается празднование 90-летия со дня рождения Андрея Поздеева в Красноярском крае:
– Он был неординарным человеком и одержимым художником, для которого не существовало в искусстве никаких запретов. Мастер оставил творческое наследие космического масштаба, и мы можем гордиться тем, что сегодня выставляем такую коллекцию.
Цветы и дети
Впервые выставка работ теперь уже всемирно известного художника экспонировалась в этих стенах в мае 1982 года и осталась в фондах галереи. Правда, до последнего времени выставлялась коллекция фрагментарно. В год 90-летия сибирского Матисса, как называли Поздеева при жизни, десять холстов побывали на его юбилейной выставке в Красноярском художественном музее им. Сурикова, в том числе известный автопортрет 1976 года. Эту работу норильчане видели чаще других на ежегодных поздеевских выставках-конкурсах. Графика – ленинградские, красноярские городские пейзажи, больничный цикл, портреты, знаменитый “Пир шутов”, версия которого хранится в Третьяковке, – практически не покидала запасники. Как сказала одна из поклонниц творчества художника Анастасия Яшина, которой в 1982-м было всего 4 года, она никогда еще не видела в галерее всего Поздеева и ей хочется, чтобы эта экспозиция стала постоянной. Известно, что Андрей Поздеев включен в международный рейтинг мастеров ХVIII – XXI веков, формирующих мировое художественное наследие, и постоянная экспозиция его работ в Норильске, безусловно, добавила бы северному городу харизматичности.
Заместитель директора музейно-выставочного комплекса Василий Мороз сказал, что норильская коллекция работ художника входит в пятерку лучших в стране. Впервые с его творчеством Мороз познакомился во время экскурсий в галерею, куда часто приводили воспитанников художественной школы. С того времени ему запомнилась серия Калтатских пейзажей, написанных маслом на грунтованном картоне.
– Это готовое учебное пособие, по которому можно учить детей живописи.
То, что дети любят и понимают живопись Андрея Поздеева, подтвердила преподаватель ДХШ Наталия Мороз. В один день с вернисажем в галерее открылась выставка “Цветы Поздеева”, посвященная юбилею художника и Норильской детской художественной школы. Преподаватель рассказала, что цветы в манере Поздеева писали дети до 10 лет:
– Причем задание восприняли без лишних вопросов и справились на ура. Выставка получилась красочно-праздничной.
Несчастным не был
Об особой энергии, которую излучают работы художника, говорили практически все посетители вернисажа. Норильчанин Игорь Филиппов, не пожалевший времени и сил, чтобы на коляске добраться до галереи, отметил красочность живописных холстов мастера, что, по его словам, в полярную ночь его лично даже согрело.
В день открытия в галерею пришло немало художников, которые при жизни мастера бывали в его мастерской в центре краевой столицы. Юрий Афонов, работавший в 80-е в Красноярском художественном фонде, видел Андрея Геннадьевича, по его словам, в разных ипостасях:
– Внешне в то время он выглядел худеньким сгорбленным старичком в фуфаечке. Но легенда о том, что Поздеев был гонимым и несчастным, не соответствует действительности. По крайней мере, в 80–90-е годы. Он не мог быть таким по определению.
Слова Афонова подтверждают воспоминания Валентины Михайловны Поздеевой, жены художника. В 1980-м он получил новую просторную мастерскую, а работы мастера на всех выставках привлекали внимание истинных ценителей живописи. Яркий, чистый колорит, необычные сочетания цветов, детская открытость миру вербовали в ряды поклонников его искусства самых разных людей: актеров, поэтов, студентов, инженеров. Хотя многочисленные вариации “Охоты на птиц” начала 80-х, где безликие охотники сначала в упор расстреливали пушистые комочки, а на поздних вариантах в упор целились уже в зрителей (в норильской коллекции – “Стрелки”) – свидетельствуют о том, что художника ранило неприятие его творчества. Но более всего он ценил возможность работать и смотрел на мир и людей с доброй улыбкой.
0

Читайте также в этом номере:

Принято! (Лариса ФЕДИШИНА)
Теперь четыре (Лариса МИХАЙЛОВА)
Работа на совесть (Лариса Стецевич)
Выслушать и помочь (Лариса ФЕДИШИНА)
Район высокого напряжения (Татьяна РЫЧКОВА)
Предполетная подготовка (Ольга ПОЛЯНСКАЯ)
Норильск не исключается (Валентина ВАЧАЕВА)
Тонкая механика (Татьяна РЫЧКОВА)
Как юбиляр юбиляру (Валентина ВАЧАЕВА)
Общими силами (Екатерина БАРКОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск