Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
С мечом в руках Далее
В четвертом поколении Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Круглые даты Юрия Артёмчика
ЮБИЛЕЙ
23 ноября 2017 года, 15:00
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Лариса ФЕДИШИНА
Завтра на торжестве по случаю шестидесятилетия Норильского техникума промышленных технологий и сервиса в числе самых преданных и верных “имениннику” людей назовут старшего мастера производственного обучения Юрия Николаевича АРТЁМЧИКА. Тридцать лет они вместе. А если учесть, что выпускник норильской школы №17 Юра Артёмчик поступил в городское профессионально-техническое училище №17 имени космонавта Павла Поповича, как назывался сегодняшний техникум, в 1977 году, то легко вычислим еще одну юбилейную дату. Сорокалетие мы и возьмем за точку отсчета трудовой биографии почетного работника начального профессионального образования, ветерана труда РФ Юрия Артёмчика.
В начале восьмого класса Юра решил, что незачем сидеть в школе еще два года, надо сдавать экзамены и поступать в ГПТУ-17. Отец работал токарем, поэтому подросток не захотел повторяться в выборе профессии, а прислушался к совету родственников насчет денежной работы: экскаваторщики хорошо получают, и подал заявление в группу машинистов экскаватора.
Хорошо учили
В свидетельстве о неполном среднем образовании оценки у Юры были не самые высокие, а по профильным в училище предметам – вполне подходящие.
– По физике надо было иметь “хорошо”, не ниже, потому что экскаватор-то электрический. Обязательно смотрели на оценки по математике, – рассказывает Юрий Николаевич, – собеседование проводили.
С абитуриентами этой группы встречался директор училища Станислав Семенович Гайдай. Поговорил он с подростком Юрой Артёмчиком, подумал и сказал: “Я тебя беру”. Вскоре началась первая практика в рабочей биографии новоиспеченного учащегося ПТУ: перед учебным годом ребята должны были отработать две недели на ремонте училища. За это время преподаватели могли к ним присмотреться: лодырь ты или работящий, дисциплинированный или нарушитель установленного распорядка.
– Мне нравилось, что и профессиональная практика сразу началась. На первом курсе один день в неделю учащиеся работали в производственных мастерских училища. Во втором полугодии – два раза в неделю, – продолжает собеседник. – График был свободнее, чем в школе: домашнее задание на день практики готовить не надо.
Первые уроки ремесла получал в слесарной мастерской. В те годы, как и сейчас, через слесарку проходили все, даже девчонки – машинисты крана. А уж экскаваторщикам без этого дела тем более нельзя. Как говорит Юрий Николаевич, машинист экскаватора не тот, кто лишь рычагами управляет, а тот, кто и отремонтировать машину может.
За три года обучения было у моего героя три мастера, двое из них позднее оказались в подчинении у Артёмчика как у старшего мастера. Профессиональную подготовку дали ему Анатолий Тимофеевич Жихарев, Лев Григорьевич Крылосов и Эрик Павлович Савостин, который, кстати, был мастером производственного обучения у Любови Борисовой, в студенчестве еще не Борисовой. Любовь Андреевна полвека связана с училищем: здесь получала профессию, была мастером в группе машинистов мостовых кранов. Много лет Борисова – заместитель директора Норильского техникума промышленных технологий и сервиса по учебно-производственной работе. А Эрика Павловича Савостина знали, наверное, во всех ПТУ города как человека увлеченного и вовлекающего молодежь в техническое творчество.
Учили машинистов экскаватора, вспоминает мой герой, основательно, и производственная практика была серьезной. Поэтому ребятам, поступившим на постоянную работу в подразделения Норильского комбината, сразу доверяли управлять экскаватором. Моему герою – в тресте “Строймеханизация”. Там машинист пятого разряда Артёмчик хорошо зарекомендовал себя и в качестве ученика, и как штатный работник. Замечу, что обычно выпускникам присваивают третий, некоторым – повышенный, четвертый разряд. Имея диплом с отличием о начальном профессиональном образовании, Юрий захотел получить высшее.
В Норильский вечерний индустриальный институт поступил на инженера строительных и дорожных машин и оборудования. Защитив диплом, получил распределение… в Северодвинск. В те годы в Норильске после вуза оставляли только отличников и тех, у кого были очень серьезные причины не уезжать из дома. У Юрия была такая причина. Поэтому, как молодой муж и отец, он обратился в Министерство цветной металлургии и получил открепление со свободным трудоустройством. Так бывший выпускник училища №17 стал мастером производственного обучения в училище №17. Дали ему группу слесарей по ремонту автомобилей, причем сразу третьекурсников. Справился.
А вскоре ушел служить в армию. Призывался рядовым, вернулся уже офицером. Было это 30 лет назад. С тех пор и работает в системе профессионально-технического образования. За это время менялось название учреждения, расположенного на Павлова, 13: училище, лицей, техникум. Менялись должности Артёмчика: мастер, начальник мастерских, старший мастер. Проводились реструктуризации, уходили коллеги и появлялись новые – Юрий Николаевич оставался на своем месте.
Это дело
Сегодня в техникуме промышленных технологий и сервиса более двух тысяч студентов. Учатся здесь не только норильчане, но и ребята из Снежногорска, Дудинки, Волочанки, Хатанги. Почти 95 процентов парней и девушек, получив диплом НТПТиС, трудоустраиваются по основной или смежной специальности. Если это техническое направление – преимущественно на предприятия компании “Норникель”. Еще в 1997 году был подписан долгосрочный договор с комбинатом о сотрудничестве. Сегодня оно развивается не только в организации производственной практики на рудниках, заводах, в строительных подразделениях и приема на работу выпускников НТПТиС, но и в части технического оснащения его учебной базы по нескольким направлениям подготовки рабочих кадров. Юрий Николаевич охотно показывает оборудование, которым располагает техникум. Так, механическая мастерская пополнилась 18 токарными станками повышенной точности, два из них с числовым программным управлением. Современные машины позволяют студентам, освоившим базовый уровень, перейти на более высокую ступень и получить навыки оператора станков с ЧПУ. Старший мастер, к слову, этими навыками владеет. Еще он электрик, бульдозерист, сантехник. И полы настелить может, и кирпичную кладку сделать. На швейной машинке тоже может. Но это дома, художники по костюму, которых готовит НТПТиС, к старшему мастеру в основном за технической поддержкой обращаются.
Экскурсия по производственным мастерским продолжается. Одно из последних подразделений, оснащенных за счет благотворительной помощи “Норникеля”, – лаборатория технической механики. Здесь будущие крановщики, слесари, сварщики, мастера по обслуживанию автомобилей изучают воздействие внешних сил на определенные элементы: пружины, балки и так далее.
Беру методичку “Устойчивость, равновесие тонкостенных элементов конструкций фермы М-12”. Макет фермы рядом, на столе. Юрий Николаевич показывает, как это работает, и сообщает другие полезные сведения по технической механике. Я “техминимум” прохожу быстро, у студентов же все по-взрослому. Им без прочных знаний успеха в профессии не добиться. Некоторые ребята первые достижения получают в конкурсах профмастерства. Студенты норильского техникума не раз участвовали в краевых соревнованиях учащихся рабочих специальностей. Эти конкурсы проводятся по программе WorldSkills, направленной на развитие и популяризацию профессионального образования. В прошлом году наш Матвей Карзаев завоевал четвертое место среди поваров. Сегодня юноша работает в одном из популярных ресторанов Норильска.
Очень напряженно шла борьба за победу у электрогазосварщиков: участников собралось столько, что соревнования проводили два дня вместо одного. В группу сильнейших вышел наш земляк Кемран Сефиханов, он показал четвертый результат, уступив красноярцам.
– Для норильчан это можно считать хорошим итогом, – размышляет Юрий Николаевич Артёмчик, – учитывая, что в Норильском техникуме дают только теорию газосварки, а ремеслом ученики овладевают на производственной практике. В то время как в Красноярске есть специализированное училище, и уровень оснащенности там заметно выше.
Талантливый парень Кемран Сефиханов готовится в июне защищать дипломный проект. Оценивать подготовку молодого рабочего будут монстры сварочного дела: Владимир Сергеевич Жуков, главный сварщик механического завода, Николай Геннадьевич Шемотюк, главный сварщик производственного объединения “Норильскремонт”, Константин Петрович Новицкий, главный сварщик управления строительства.
Представители работодателя входят в квалификационную комиссию по всем специальностям. В качестве эксперта участвует в экзаменах и сын Юрия Николаевича, Евгений Артёмчик. Тоже выпускник Норильского техникума промышленных технологий и сервиса. Евгений пошел по стопам деда, стал токарем. Вернее, станочником широкого профиля: может работать на токарном, фрезерном, шлифовальном, сверлильном станках. Получил и вторую профессию – оператора станков с числовым программным управлением. Имеет высшее экономическое образование, как мама. Евгений Юрьевич – заместитель начальника металлообрабатывающего производства на механическом заводе.
Читающий мастер
В семье Артёмчик только дочь моего героя Наталья выбрала не техническую специальность: она медик.
– Но тоже рукастая, – говорит мама девушки, Елена Альбертовна, – женщина все может, если захочет.
Елена Артёмчик не раз доказала это своим примером – будучи мастером производственного обучения, преподавателем, заместителем директора ПТУ-105, где она работала до присоединения училища к техникуму промышленных технологий и сервиса. И сегодня, когда Елена Альбертовна читает курс общей экономики и экономики предприятия для всех студентов, преподает черчение для ребят технических специальностей. А еще ведет две группы слесарей по ремонту строительных и дорожных машин. И ремеслом владеет: в прошлом году победила в конкурсе профессионального мастерства, в котором участвовали 13 мастеров производственного обучения техникума.  
– Профессия – основное, что мы должны дать студентам, чтобы они вышли в жизнь людьми, у которых под ногами твердая почва, – говорит Елена Артёмчик. – Но я считаю, что работа мастера сродни работе психолога, к нам ведь поступает много проблемных ребят, иногда приходится затратить столько сил, чтобы объяснить: прежде всего ты – человек. Значит, должен быть ответственным, трудолюбивым, заботливым, добросердечным. Но говорить об этом недостаточно, нужно и самой быть примером для ребят, что-то делать вместе с ними. Хотя бы слепить снежные фигурки перед окнами детской городской больницы, чтобы порадовать маленьких пациентов.
А как вам нравится наказание за нарушение дисциплины – читать вслух “Войну и мир”? За учебный год проштрафившиеся студенты Елены Альбертовны имеют шанс прочитать роман до конца. И научиться любить поэзию. Или хотя бы с первого раза выполнять задание по литературе. В группах мастера Артёмчик кто не выучит и не сдаст стихотворение преподавателю – два стиха расскажет. Но уже Елене Альбертовне. И ведь придут и отчитают по два, в противном случае пришлось бы учить три стихотворения. Дисциплину и ответственность воспитывать надо. Без этого в жизни очень трудно придется.
– Мне очень много дало наше училище, – возвращается к юбилейной теме Елена Артёмчик. И называет имя коллеги, у которого училась методике построения лекции: – Александр Сергеевич Пузырей. Он бывший шахтер, обучал проходчиков горных выработок как мастер и читал спецпредметы как преподаватель.
В свое время предприятия комбината командировали в профучилища опытных работников, чтобы они готовили молодые кадры. Когда выпускник, устраиваясь на работу, говорил, что учился у Пузырея, производственники знали: это гарантия качества. Теперь Александр Сергеевич живет в Петербурге, но во втором корпусе техникума сохранился макет горной выработки, который он сделал вместе с другим мастером ПТУ-105. Забой получился почти как настоящий, что позволяет будущим проходчикам ощутить себя в реальных условиях рудника. А это очень помогает во время производственной практики.
У будущих слесарей по ремонту строительных и дорожных машин практика на предприятиях компании впереди, сейчас второкурсники практикуются в слесарной мастерской техникума в изготовлении гаечного ключа.
– Видишь, с этой стороны запил пошел, – обращается Елена Альбертовна к одному из учеников. – Ты его уже не округлишь. Оказывается, юноша поторопился, взял прямоугольный напильник, а поверхность изделия должна была быть овальной. Попробуют поправить, но гаечный ключ получится с незначительным дефектом. Работать им можно, а любоваться – нет.
– Какая бы специальность ни была у человека, он должен уметь держать в руках инструмент, – продолжает она. – Мужчина начинается с того, что он может вбить гвоздь. Мультимедийные картинки, новые технологии освоить – отлично. Но уметь как можно больше делать своими руками – это главное.
– Ребята, а вы гвоздь вбить можете? – Да, – уверенно отвечают второкурсники. И продолжают осваивать общие слесарные операции.
– Елена Альбертовна строгий мастер?
– Справедливый, – дипломатично ответил один из начинающих слесарей. – Хороший мастер, – поддержал его однокурсник. Про громкую читку “Войны и мира” тоже нашлось с кем поговорить. Не обижаются, даже интересно: вроде наказание, а пища для ума.
К уроку производственного мастерства подключился появившийся в слесарке Юрий Николаевич и тоже стал объяснять ребятам, как правильно выполнить задание, – он слесарь не хуже, чем жена.
– Лучше, вне всякого сомнения, – уверяет Елена Альбертовна, которая считает мужа талантливым во всем. Производственный стаж ни при чем. У мастера Артёмчик первый выпуск учеников был десять лет назад, у мастера Артёмчика – первый полноценный выпуск состоялся в 1990 году. Вел эту группу три года: принял будущих машинистов экскаватора на первом курсе и выпустил уже дипломированными специалистами. Вместе с Юрием Николаевичем занимался с этими ребятами другой мастер производственного обучения – прославленный экскаваторщик рудника “Медвежий ручей” Василий Алексеевич Панфилов, Герой Социалистического Труда. Его предприятие тоже командировало в ПТУ готовить молодые кадры.
О коллегах, бывших и настоящих, Артёмчик говорит охотно. Вспоминает физрука Бориса Васильевича Дунаева, известный был человек в мире спорта и как тренер, и как судья. Рассказывает об учителе математики Людмиле Викторовне Бронниковой: ее уроки до сих пор помнит и сам Юрий Николаевич, преподавателе физики Людмиле Яковлевне Аджамской, тоже ветеране техникума.
На торжестве по случаю юбилея мой герой хотел бы видеть бывшего директора Александра Сергеевича Шилина, заслуженного учителя РФ Анатолия Ефимовича Кухаренко, который вел спецпредметы у машинистов экскаваторов, электрослесарей и электромонтеров – они живут на материке. И многих других коллег. 60 лет техникуму – это их общий праздник.
Здесь мой причал и здесь моя семья... Юрий, Евгений и Елена Артёмчик
0

Читайте также в этом номере:

Вишенку лучше в начало (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
“Тендерболт” им в помощь (Татьяна РЫЧКОВА)
Нужно всё обсудить (Виктор ЦАРЕВ)
Такие люди нам нужны (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Лучшие в стране (Виктор ЦАРЕВ)
По итогам навигации (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Твоя прибавка к пенсии (Лариса ФЕДИШИНА)
Театр наций, до свидания (Валентина ВАЧАЕВА)
Управляя гигантом (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Человек-радуга (Татьяна РЫЧКОВА)
Север через эпохи (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Стиль Большого (Лариса ФЕДИШИНА)
Мы согласны на балет (Лариса ФЕДИШИНА)
На “ТАНКе” по фестивалю (Мария СОКОЛОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск