Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
С мечом в руках Далее
Экстрим по душе Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Управляя гигантом
СОВСЕМ ДРУГОЕ ДЕЛО
23 ноября 2017 года, 14:54
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Ольга ЛИТВИНЕНКО
В третьей колонне автотранспортного объединения “ЦАТК” работают самые большие в Норильском промышленном районе самосвалы Caterpillar.  Один такой весит 90 тонн – столько же, сколько самолет Ил-76.
 
Сегодня в рейс на таком гиганте в рубрике “Совсем другое дело” отправится главный редактор городской газеты “Заполярная правда” Татьяна ГЛЕБОВА.
У входа в здание третьей автоколонны нас встречает ее начальник Василий Боцан. В кабинете для Татьяны уже приготовили комплект спецодежды – все должно быть по правилам техники безопасности. По ним же допускать за руль большегрузной техники водителя без соответствующего опыта нельзя. Так что наша сегодняшняя героиня будет в кабине рядом с водителем в качестве стажера.
– Вы сами водите автомобиль? – спрашиваем, пока она одевается в спецодежду.
– Да, у нас “Мицубиси” типа универсала. Два года назад я и помыслить не могла, что сяду за руль. А потом вдруг в один момент приехала из отпуска с твердым желанием научиться водить. Записалась на курсы, училась просто с упоением. Точно так же с упоением теперь вожу, мне нравится сам процесс. Но, думаю, водитель большегрузной техники ощущает себя все-таки по-другому. И дело не в водительской категории – она всего лишь буква в правах. Чтобы управлять такими гигантами, нужен действительно профессионализм.
– В ЦАТК работают только высококвалифицированные специалисты, – говорит Василий Боцан. – Недостатка в кадрах нет, к нам многие хотят попасть: зарплата хорошая, полный соцпакет, да и коллектив сплоченный. Многие трудятся здесь не по одному десятку лет.
Именно с таким водителем-старожилом сейчас отправится в рейс Татьяна. Владимир Дякевич – один из опытнейших водителей, работает в ЦАТК почти 30 лет. Начинал на КамАЗах, КрАЗах, БелАЗах, а сейчас водит Caterpillar 777F.
– Машина, конечно, исключительная, – рассказывает он. – Очень комфортная, в кабине почти не слышно шума. Полный автомат, руль с гидроусилителем, панорамное окно. Камеры бокового и заднего вида. На таком самосвале приятно работать.
Производительность у Caterpillar высокая – за один и тот же отрезок времени можно перевезти больше горной породы, чем на БелАЗе. В обслуживании “американец” тоже проще. Каждые 250 мото-часов, то есть примерно раз в одиннадцать дней, самосвалы загоняют в гараж на техобслуживание, меняют фильтры и масло. Обычно на это уходит одна рабочая смена. А тормоза у 90-тонных Caterpillar практически не изнашиваются, так как работают в масляной ванне.
Хотя ремонтировать и обслуживать огромные машины все равно непросто. Одно колесо весит больше тонны. Гайки, которыми оно крепится, величиной с кулак. Поэтому в гараже используют вспомогательную технику. Например, колеса меняют с помощью специального погрузчика. Зажимая колесо держателями, он поворачивает его во всех плоскостях. Для закручивания гаек есть гайковерт-мультипликатор.
90 тонн – легко!
Вблизи Caterpillar производит незабываемое впечатление. Человек обычного среднего роста  рядом с этой машиной едва достает до середины колеса.
Татьяна поднимается в кабину, держась за поручни.
– Не забывайте, что всегда должно быть три точки опоры, – наставляют ее.
В кабине рядом с водителем есть только одно место, поэтому мы отправляемся следом за самосвалом на вахтовке. Едем в карьер “Кайерканский” рудника “Кайерканский”, где добывают уголь и песчаник открытым способом. Их и перевозят самосвалы. Расстояние из конца в конец – около 10 километров, за смену водитель делает девять-десять рейсов. В кузове за один раз Caterpillar перевозит столько же породы, сколько весит сам – 90 тонн.
Режим у предприятия круглосуточный, водители работают без актировок, хотя основную сложность для них представляют именно неблагоприятные метеоусловия. Основные объекты, на которых трудится большегрузная техника автоколонны №3, –  это шахта “Известняков” и карьер “Кайерканский” рудника “Кайерканский”.  
Кроме карьерных самосвалов в третьей автоколонне работают и другие машины: две вахтовки, бортовой КамАЗ и самосвал на базе этой машины, пескоразбрасыватель и водовоз. Есть два тягача для буксировки тяжелой техники и четыре гусеничных вездехода для перевозки людей на отдаленные участки в трудных погодных условиях, когда колесный транспорт не справляется.
Поднимаемся по серпантину. Виды вокруг настолько завораживают, что мы не замечаем, сколько времени занимает дорога. В условиях гор даже такой гигант, как 90-тонный самосвал, кажется маленьким. И стойко ассоциируется с марсоходом.
Прибываем на место. Пока Caterpillar стоит под погрузкой, общаемся с начальником автоколонны.
– В прежние времена заходишь в гараж – все чумазые, под машинами лежат, ремонтируют, – рассказывает Василий Боцан. – А сейчас водитель – это водитель. Шины попинал, масло проверил – и в рейс.  Сегодня ремонтом и обслуживанием техники в ЦАТК занимаются подрядчики: одно из подразделений “Норильскникельремонта” – “Норильсктрансремонт”, “Рударемонт” и официальный дилер самосвалов Caterpillar компания “Восточная техника”.
На обратном пути корреспондентов тоже прокатили в кабине. И мы можем сказать, что сравнить полученные впечатления просто не с чем – они совершенно ни на что не похожи.
С этим согласна и Татьяна.
– Рядом с такой гигантской машиной находиться страшновато, а вот внутри совершенно другое ощущение, там чувствуешь себя комфортно и безопасно, – говорит она. – Думаю, самое сложное – понять габариты этого самосвала. Потому что управлять им нетрудно и даже приятно, здесь сплошная автоматика. Я бываю у дедушки на материке, вожу его “копейку”. Вот там да, можно испытать все “прелести” отечественного автопрома. Даже чтобы просто повернуть руль, нужно приложить значительные усилия.
Цифры и факты
Компания Caterpillar – самый крупный и популярный сейчас мировой производитель силовых установок, строительной и карьерной техники. Основана в 1925 году.
У Caterpillar более 200 компаний-дилеров по всему миру. Ее представительства располагаются в 150 странах мира из 251 существующих на планете. Основную часть машин производят в Пеории, штат Иллинойс (США), она легко узнаваема по черно-желтому логотипу CAT.
Именно самосвалы марки CAT ежегодно перевозят больше половины горной породы, добываемой на планете.
Компания Caterpillar производит и продает самое большое количество спецтехники. Уже к 2015 году количество выпущенных ею машин составляло 32% от общей доли всей профильной техники в мире.
Ежеминутно по всему миру работает около 100 000  машин и двигателей Caterpillar. Они трудятся в строительной, лесной и горнодобывающей промышленности, тушат пожары, дробят камень, перерабатывают древесину, тянут поезда, выполняют самую разную работу, которая не под силу другой технике.
Самый большой самосвал марки Caterpillar модели CAT 797 оснащен двигателем мощностью 3400 лошадиных сил. Это в двенадцать раз больше, чем под капотом мощного суперкара –  кроссовера Audi SQ5.
Где научат?
Чтобы стать водителем самосвала Caterpillar, нужно иметь опыт управления большегрузной техникой. В ЦАТК принимают водителей со стажем не менее пяти лет.  И даже в этом случае они обязательно проходят стажировку. Обучением занимается представитель Caterpillar компания “Восточная техника”. Она же выдает удостоверения о том, что водитель прошел курс обучения по устройству, обслуживанию и эксплуатации внедорожного самосвала.
Этот самосвал перевозит столько же породы, сколько весит сам – 90 тонн
Каждое колесо этого гигантского внедорожника весит тонну, а его общий вес – как у самолета Ил-76
Впечатления – незабываемые
0

Читайте также в этом номере:

Вишенку лучше в начало (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
“Тендерболт” им в помощь (Татьяна РЫЧКОВА)
Нужно всё обсудить (Виктор ЦАРЕВ)
Такие люди нам нужны (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Лучшие в стране (Виктор ЦАРЕВ)
По итогам навигации (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Твоя прибавка к пенсии (Лариса ФЕДИШИНА)
Театр наций, до свидания (Валентина ВАЧАЕВА)
Человек-радуга (Татьяна РЫЧКОВА)
Север через эпохи (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Стиль Большого (Лариса ФЕДИШИНА)
Мы согласны на балет (Лариса ФЕДИШИНА)
На “ТАНКе” по фестивалю (Мария СОКОЛОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск