Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
С мечом в руках Далее
«Легендарный» матч Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Надежная кровля “Октября”
Специальный репортаж
1 июня 2011 года, 14:47
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Татьяна РЫЧКОВА
Наилучшее пожелание для горняков – крепкой кровли над головой! Надежную кровлю на “Октябрьском” обеспечивает подземный  участок технологического крепления. В НПР он единственный  в своем роде. На участке апробируется и внедряется в производство ряд новых, современных технологий в области крепления.  
Начальник подземного участка технологического крепления Сергей Березин излагает план подземного путешествия. Нам предстоит заглянуть на бетонный завод, посмотреть на  подземных горных участках, как производят установку железобетонных штанг (ЖБШ)  невиданной для НПР длины – 2,2 метра, увидеть воочию технологию возведения усиленной комбинированной крепи: вначале – ЖБШ, потом подстилающий выравнивающий слой набрызг-бетона, потом металлическая сетка и снова набрызг-бетон толщиной три-пять сантиметров (все как предписывает паспорт крепления). Мы также узнаем про стальфибробетон, по- смотрим на более надежные и безопасные бетонные перемычки, которые держат закладочную смесь выработанного пространства  (на других рудниках НПР они  деревянные), проедемся по абсолютно ровной подземной дороге. Что для наших рудников дело невиданное.
 
Экипаж
Перед спуском Сергей Березин коротко рассказывает о себе. Окончил НИИ, отслужил в армии, на руднике с 2005 года, прежде чем стать начальником участка, поработал оборщиком горных выработок на ПУОР №2, крепильщиком на подземном участке технологического крепления, исполнял обязанности горного инженера 1-й категории и заместителя начальника участка технологического крепления. Следуя современным тенденциям, получил второе высшее образование по специальности “финансы и кредит”. Сергею рудник “Октябрьский” еще на студенческой практике понравился тем, что здесь особое внимание уделено  безопасности работ. Когда-то его, молодого отца, очень  тронул плакат “Папа, мы тебя ждем дома!”. Ну а теперь он один из тех, кто отвечает за безопасность. Ведь надежная кровля над головой для горняков самое важное.
На 800-м горизонте нас ждет подземный автобус. За рулем сменный механик Геннадий Таньков. В полуоткрытом салоне  автобуса Сергей Березин и механик Иван Дущенко на всякий случай усаживают меня посередине. С точки зрения ТБ так надежнее.  
Все трое “октябрят” с участка технологического крепления когда-то служили в одной воинской части и по стечению обстоятельств теперь работают  вместе. Экипаж машины боевой – подземного автобуса – молод, всем меньше тридцати, но стаж работы под землей у всех “танкистов” не маленький.
На 800-м горизонте Сергей показывает на шершавое бетонное покрытие борта и говорит:
– Нанесение набрызг-бетона с помощью машины “Спраймек”.
 
Фибробетон  и другие чудеса
У подземного бетонного завода фирмы Normet мы воочию видим передвижную дизельную установку “Спраймек” (Sprаymec). Она-то и наносит набрызг-бетон на борта и кровлю горных выработок. У подземной бетономешалки – трансмиксера, который стоит под загрузкой готовой бетонной смесью, знакомимся с ее машинистом Владимиром Адашинским. Под землей он 15 лет. На расспросы отвечает, что все на руднике замечательно: и люди, и микроклимат, и просто погода (почти везде). Главное – не забывать про ТБ.
Иван Дущенко коротко рассказывает о принципе работы шахтного бетонного завода. Процесс автоматизирован. Нажимаешь на нужную кнопку – и умные механизмы сами определяют, какие компоненты сейчас смешивать: для набрызг-бетона или строительного бетона. Потом, петляя по горным дорогам, Геннадий вырулит к обещанной дороге, на которой можно кататься на велосипеде. Теперь можем рассказывать: видели это чудо – два километра ровной бетонной трассы посреди подземных русских дорог.
Центральное место среди ноу-хау участка технологического крепления занимает фибробетон. “Фибра” (fibre) в переводе с английского – “волокно”. Фибробетон – строительный материал, который армирован дисперсионными волокнами – фибрами. Во время экскурсии мы уже успели потрогать это объемное, шершавое и, как говорит Сергей, надежное покрытие бортов и кровли горной выработки. Хорошо перемешанная с бетоном фибра представляет собой равномерно распределенную арматуру, поясняет начальник участка. Если испытания по ее внедрению пройдут успешно, можно исключить из процесса крепления выработок стальную сетку  – самый трудозатратный этап возведения крепи.
Геннадий тормозит у склада, где фибра двух видов хранится в коробках. Мы разглядываем ее, насыпав на ладони. Маленькие стальные пластинки с изогнутыми краями, россыпи тонкой, но прочной золотистой проволочки.  
Сергей рассказывает о минусе стальной фибры. При нанесении набрызг-бетона происходит повышенный износ рабочих шлангов установки “Спраймек”. Потому и заказали тоньше и мягче – золотистую. Испытания продолжаются.
 
Усиленная  комбинированная крепь
Дальше наш путь лежит на подземный участок очистных работ №11. Едем смотреть, как делается классическая усиленная комбинированная крепь транспортных выработок, обеспечивающая максимальную степень безопасности. Сегодня разные этапы этого процесса идут на первом, шестом и одиннадцатом участках.
Посмотрели, можем рассказать. Технология  установки ЖБШ весьма непроста, включает в себя бурение шпуров-отверстий в скале, заполнение их раствором и забивку арматурного стержня. Цементный раствор из растворо-смесительной бочки равномерно подают в шпур при помощи гидравлического насоса, что должно обеспечить закрепление штанги по всей ее длине. Процесс, в отличие от других рудников НПР, давно автоматизирован, говорит Сергей. Второе ноу-хау “Октябрьского” – железобетонные штанги длиной 2,2 м (на всех других рудниках они 1,8 м). Раз длиннее, значит укрепленная кровля над головой выше, надежнее и безопаснее. На поверхности видны только “ушки” забитых ЖБШ. В смену звено ставит 100–110 штанг, в сутки – 700–800, рассказывает Сергей. Следующий этап: на штанги, набравшие необходимую несущую способность, навешивают металлическую сетку.
На площадке кровлеоборочной машины на приличной высоте стоит крепильщик Абдухалык Кушкарбаев, который трудится в паре с горнорабочим очистного забоя Игорем  Чаплыгиным. На лицо Абдухалыка с кровли льется подземная вода. Он в монтажном поясе, в наличии положенные по ТБ спасатель, защитные очки, подбородочный ремешок и источник питания для фонаря, на голове каска. Снаряжения много, сетка тяжелая, при помощи бревна-упора Абдухалык прижимает ее к кровле и бортам и закрепляет шайбами и клиньями.  
На минуту Абдухалык делает перерыв в работе и отвечает на вопрос, зачем он выбрал такой тяжелый труд.
– У меня четверо детей. На другую работу пойду – на те деньги никак не проживу.
– Детей много, значит, должны быть особо осторожны. На рабочем месте на что обращаете внимание в первую очередь?
– На технику безопасности. Всю смену в очках, в подбородочном ремешке, главное – обобрать заколы, потом можно начинать работать.  
Стальная сетка закреплена. Остается нанести на нее набрызг-бетон слоем не менее пяти сантиметров. Смотреть на это – одно удовольствие. Звено по возведению набрызг-бетонной крепи состоит из двух человек. Мы не рискуем отвлекать их, так как работа с бетоном не терпит простоев. “Спраймек” и машина-миксер отлично справляются с задачей. Сопло выписывает по выработке круги, и вот уже ячейки сетки начинают пропадать под специальным покрытием. Весь процесс по нанесению набрызг-бетона по максимуму автоматизирован. Теперь пласты породы связаны, кровля над головой крепкая.
 
Природа  не терпит пустоты
Когда мы уже готовились к посадке в клеть, главный инженер  “Октябрьского” Павел Симонин пояснил, что железобетонные штанги длиной 2,2 м не просто прихоть:  
– У нас же месторождение глубоко, оно относится к опасным по горным ударам. Мы сделали специализированный участок, потому что  пришли к выводу, что, если рабочий и крепит, и воду качает, и еще что-то делает, это не всегда на пользу креплению. А наш участок занимается четко профессионально своим делом – креплением. Такого пока нигде нет.
Пока клеть скользит вверх, главный инженер рассказывает много интересного. В частности, что на руднике “Октябрьский” подумывают еще и о тросовом креплении, когда весь массив в особо опасных местах – на сопряжении горных выработок – прошивается железными тросами. Особо запомнился факт из истории строительства “Скалистого”. Когда здесь прошли ствол, он принял форму эллипса. Горное давление – страшная сила. Природа не терпит пустоты и пытается ее задавить. Вот для чего нужно крепление, подводит черту главный инженер. Если пройти выработку и оставить ее как есть, понятно, что эксплуатировать ее будет очень опасно, потому что  в любой момент может обрушиться кровля, а при неправильном выборе крепи снизятся сроки ее эксплуатации.  
Горняки – хозяева радушные. Наверху разговор о креплении продолжается за чашкой чая. Исполняющий обязанности заместителя главного инженера по горным работам Александр  Копанев вспоминает времена, когда процесс заполнения шпуров бетоном был ручным. Главным орудием труда был агрегат, называемый в народе пушкой, бетон замешивали в разрезанной пополам бочке, качество работы было ниже. Сейчас “пушки” на руднике уже практически музейные экспонаты, а с внедрением штанг увеличенной длины участок прогнозирования горных ударов констатирует: надежность кровли увеличилась на 25–30 процентов.  
Нам подливают чаю, заместитель директора рудника по персоналу Александр Ассовский рассказывает, чем живет “Октябрьский” наверху. В этом году горняки собрали 190 тысяч рублей для ветеранов войны, кроме этого, закупили для каждого продуктовые наборы на сумму 3300 рублей. “Октябрята” готовятся к выступлению на фестивале “Корпорация звезд”, “Дети подземелья-младшие” участвуют в КВН, между молодыми специалистами участков проводятся брейн-ринги. В июне рудник выдаст 150-миллионную тонну руды. Событие отметят  фотовыставкой и интеллектуальной игрой. “Директор считает очень важным соблюдение правил ТБ и работу с персоналом”, –  заключает Александр Ассовский.
Сергей Березин объясняет, чем набрызг-бетон отличается от фибробетона
Фибра может заменить стальную сетку
Со стальной сеткой столько работы
“Спраймек” покроет борта и кровлю слоем бетона
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск