Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
Гуд кёрлинг! Далее
«Легендарный» матч Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Не детские вопросы
ОБРАЗОВАНИЕ
19 мая 2016 года, 15:43
За последние пять лет сфера образования, пожалуй, как никакая другая, претерпела значительные изменения. Многие из них до сих пор требуют осмысления. И не только со стороны общественности, но и со стороны самих педагогов. Кроме того, часть этого нового, предложенного для обсуждения на федеральных порталах еще в 2013 году и принятого в 2015-м, продолжает реализовываться. И если школьная и высшая ступени отнеслись к нововведениям в большей степени с пониманием и в довольно сжатые сроки приступили к их внедрению, то в поле дошкольного образования до сих пор появляются новые законопроекты. Из последнего – перевести сферу на систему личных сертификатов и, по сути, подушевого финансирования.
Об этой инициативе, новых стандартах дошкольного обучения и воспитания, дополнительных группах в детских садах и очереди в них “Заполярный вестник” говорил с одним из самых опытных представителей сферы – заведующей детским садом №32 “Снегирек” Галиной Андреевной ДАВЛЕТБАЕВОЙ.
 
Часть или целое?
– Галина Андреевна, вы в профессии больше 30 лет и, наверное, можете охарактеризовать и оценить последние изменения в системе дошкольного образования?
– За время моей педагогической деятельности они, пожалуй, самые значительные и многогранные. Каждый год не просто программа – система дошкольного образования претерпевает изменения. Не могу сказать, что все они необходимы. На мой взгляд практика, и не все полезны. Но мы находимся в одном образовательном поле со школой, даже вузом, игнорировать, не пытаться освоить и адаптировать все новое значило бы в конечном счете навредить ребенку, лишить его возможности безболезненной адаптации и реализации в дальнейшем.
– Новые федеральные образовательные стандарты для дошкольных учреждений были приняты еще в 2013 году, но, по мнению именно практиков, они до сих пор не внедрены на 100 процентов.
– Это правда. Во-первых, методика применения ФГОС появилась позднее, чем собственно эти стандарты. Во-вторых, потребовалось время на переобучение педагогов. К слову, наши специалисты прошли переподготовку в полном составе. Однако сложность была не в освоении обновленной базы – уметь работать с документами, планами, отчетами, анализировать, исследовать, расти воспитатель был должен всегда, и год назад, и тридцать. Труднее было объяснить, что, какие огороды бы ни городились вокруг дошкольного образования, суть его никогда не менялась: в раннем детстве необходимо научить ребенка навыкам познания мира. Не выдрессировать умения: считать, писать, плясать или петь, а показать, что это интересно, что ему это доступно.
– А как быть с привычным для современного родителя понятием “подготовка к школе”? Насколько я понимаю, новые стандарты определяют дошкольный возраст как отдельный этап становления ребенка, по сути, к следующей образовательной ступени не привязанный?
– Понимаете верно. Получается, что теперь необходимость той самой дубовой дрессуры упразднена законодательно. Наша задача – научить ребенка трудиться, познавать, и не боятся творить, делать. Если говорить языком профессиональным – мы должны создать индивидуальную образовательную среду для каждого воспитанника, когда он сам может выбрать, как он будет познавать окружающий мир, посредством чего получать новые знания. Будет это ролевая игра, решение проблемной задачи или просто поиск ответа на вопрос в общении со сверстниками – он определит сам исходя из своих индивидуальных способностей и потребностей. Педагог в свою очередь создает, а затем и контролирует эту сложную систему взаимодействий.
– Если говорить об индивидуальном подходе в образовании, о разноплановости окружающей ребенка среды, как быть с детскими садами, которые работают по профилю – физическое развитие, творческое и так далее?
– В этом году такое профильное деление было упразднено. Теперь все детские сады – муниципальные бюджетные дошкольные образовательные учреждения.
 
Что делать с родителями?
– Что примечательно, в отдельный блок в новых ФГОС выделена работа с родителями. Разве раньше было по-другому?

– Да, по-другому. Скажу даже больше: мама и папа теперь часть образовательного процесса в дошкольном учреждении, причем и как субъекты, и как объекты этого процесса. Поясню. Во-первых, родители в новой системе должны быть не за воспитателем, а рядом с ним – и не просто включаться, но и частично вести образовательный процесс. К примеру, если ребенок по каким-либо показаниям дополнительно занимается с логопедом – его родители получают соответствующие рекомендации, дидактический материал и продолжают педагогическую работу дома. То же касается каникулярного-отпускного времени. Ведь психика ребенка подвижна, он готов получать новую информацию и обрабатывать ее каждый день, тормозить его в этом процессе нельзя. Во-вторых, и сами родители должны постоянно учиться тому, как помочь ребенку развить свою индивидуальность, раскрыться. Работники сада всегда готовы прийти им в этом на помощь. Я не перестаю повторять: у нас учреждение открытого типа, а значит, мама и папа могут прийти, получить информацию или совет, посетить занятие, принять в нем участие. Главное, заранее предупредить сад, чтобы не создать стрессовой ситуации ни для детей, ни для воспитателя.
– Большинство родителей, мне кажется, в принципе занимаются со своими детьми, читают книги, учатся рисовать, рукодельничают и так далее…
– В этом вы абсолютно правы, нельзя недооценивать родителей. Однако необходимо понимать, что творческие, развивающие занятия – это не всегда обучение или воспитание или не всегда в том объеме, которое требуется конкретному малышу, поэтому новые стандарты настоятельно рекомендуют такое плотное взаимодействие. Поймите, это нужно не саду. Дошкольная, да и по большому счету, школьная программы теперь рассчитаны на то, что часть образовательного процесса должна происходить за пределами учебного учреждения, дома, и, если это не учитывать, дальше ребенку учиться будет сложно. В обратном случае, и таких примеров на моей памяти много, дети, чьи родители активнее работают со специалистами детского сада, становятся нашими звездочками. Причем, повторюсь, не надо ребенка чрезмерно упражнять, нужно помочь найти свою индивидуальность, раскрыться.
– Но такое взаимодействие требует значительных усилий. И это при определенном кадровом голоде сферы…
Никакого кадрового голода в сфере нет, подобные разговоры чаще всего возникают по привычке. На территории работает педагогический колледж, филиалы вузов по нашему профилю. Кроме того, к нам приезжают работать специалисты из других городов. И такая позитивная динамика сегодня не только в “Снегирьке”, я общаюсь с коллегами, знаю. По сути, детские сады укомплектованы одинаково, но вот профессиональный уровень коллективов может разниться, и значительно. Поэтому повышением квалификации, обучением и переобучением сотрудников нужно заниматься.
 
Кому нужны деньги?
– Еще одно нововведение, предложенное в виде законопроекта на рассмотрение в профильный комитет Госдумы, – перевод дошкольного образования на систему сертификатов, схожих с родовыми, когда родитель сам определяет, в какой сад ему отдать сертификат ребенка и, соответственно, бюджетные средства. По задумке авторов, такая форма позволит повысить конкуренцию между учреждениями, а заодно развить сеть частных детских садов.

– Давайте начнем с конца. Появление новых возможностей для развития коммерческих детских садов, по сути, гарантирует доступ негосударственным образовательным учреждениям к средствам федерального и местного бюджетов. Хорошо это или плохо? Мне кажется при существующем сегодня уровне современного российского образования это невозможно. Во-первых, что мы понимаем под частным детским садом? Квартиру с игрушками и кухней? Пусть чисто, пусть няня человек хороший, но это учреждение не образовательное, никак не сад. У подавляющего большинства из них нет лицензий. Да и если есть – нереально создать оптимальное индивидуальное образовательное пространство, о котором мы говорили, усилиями одного специалиста, пусть он даже психолог, логопед и воспитатель в одном лице. Я уж не говорю про наличие территории для прогулок, соблюдение пожарной безопасности, СанПиН в части гигиены, освещения, питания и так далее. К примеру, кухня детского сада – ведь это штат, в который входят повара, специалист-диетолог, кладовщик, подсобные рабочие, всегда готова помочь консультацией медицинский работник – все для того, чтобы питание не просто было вкусным, а ребенок сыт, оно должно быть правильным – по белкам, жирам, углеводам, микроэлементам и так далее. И это только один пример.
– А может быть, необходимо помочь частным садам – тогда и очередей в государственные не будет?
– Работа по ликвидации очередей в дошкольные учреждения – отдельная тема федеральной программы, причем не просто одобренной, а во многом инициированной президентом. Говоря же о развитии сети частных садов, нужно понимать, что дело это не однодневное и трудозатратное, сама система не готова сейчас к планомерной работе в этом направлении. И не только частный сектор. К примеру, я, как руководитель дошкольного учреждения, не представляю в принципе, как осилить возможный документооборот при введении системы сертификатов, не имея штатного бухгалтера. Как видите, эта инициатива не так однозначна и пока не продумана.
 
Кто гулять будет?
– Сейчас в 22 дошкольных учреждениях Норильска идет перепланировка с целью создания дополнительных групп. В итоге в городе должно быть введено 508 дополнительных мест. В “Снегирьке” ведутся работы?

– Да, “Снегирек” вошел в число 13 детских садов Норильска, где будут созданы дополнительные группы. Наша новая группа займет часть прогулочной веранды. Конечно, чисто технически места будет меньше. Но на практике – места хватит всем, мы объединим два спортивных зала, компактнее разместим наши мини-музеи, игровые центры. Но на этом летний ремонт учреждения не закончится, также в планах – реконструкция нескольких уже действующих групп, обновление в той или иной степени каждой.
– Объем значительный… Он не скажется на работе сада?
– Для садов лето – традиционное время ремонтов. Многие родители увозят детей на материк, и количество групп сокращается. Поэтому мы объединяем ребят в параллелях, конечно, строго соблюдая нормы и требования СанПиН. По факту получается, что в месяцы летних каникул у нас число воспитанников сокращается на треть. Скажу больше: если бы у нас была финансовая возможность, ремонтов в саду было бы больше. Самое главное – поменять старые деревянные окна, в морозы с ними холодно, а в последнюю пургу было просто страшно. Несмотря на то что по швам и стыкам они изолированы (мы перепробовали много материалов, в итоге остановились на обычном медицинском гипсе), при сильных порывах ветра они буквально ходуном ходили.
– Сделать такой основательный ремонт – это реальная перспектива?
– Не все сразу, но да. Что-то нам выделяет бюджет, в чем-то помогают наши шефы – ТЭЦ-1 ОАО “НТЭК”, подключаются и индивидуальные предприниматели.
 
Закрыть нельзя открыть?
– Непростая тема, которая вызвала немало споров в родительском сообществе, – обучение детей с ограниченными возможностями в массовых группах…

– Создание открытого пространства для адаптации детей с ограниченными возможностями, на мой профессиональный взгляд, правильное решение, даже нужное. Правильно и то, что эта работа по традиции не легла на плечи исключительно профильных специалистов – учителей, врачей, психологов и так далее, что она стала, пусть и негласной, программой, которая реализуется всеми социально активными институтами, как говорится, широким фронтом. Приведу пример. Недавно на Первом канале завершился проект “Голос. Дети”. Я его смотрю, люблю… Люблю хотя бы потому, что мне нравится видеть талантливых детей и внимательных к творческим особенностям своего ребенка родителей, видеть, что у подрастающего поколения есть возможность реализовать себя уже сегодня. Вы, наверное, обратили внимание, что этот сезон был особенным… А теперь скажите, разве правильным было бы исключить из общего процесса ребят, чьи физические возможности ограниченны, а одаренность поистине уникальна? Так же все происходит и в образовательном поле. В общении со сверстниками, в коллективе развивается ребенок.
– А как быть педагогам, когда в группу приходит больше 20 маленьких детей, а кто-то из ребят требует дополнительного, повышенного внимания?
– Это очень упрощенное понимание проекта, которое зачастую вызывает озабоченность у родителей. На деле все обстоит иначе – продуманно, профессионально. Дети с ограниченными возможностями здоровья не могут приходить в стандартный детский сад на полный день, для них это непросто. Ребята посещают общие занятия, принимают участие в совместных мероприятиях. Кроме того, для работы с ними в группу вводится отдельный специалист. И конечно, как и со всеми остальными воспитанниками, с детьми с ограниченными возможностями занимаются штатные психологи, логопеды, музыкальные работники. Они сейчас проходят профильное обучение, чтобы в сентябре мы смогли принять участие в этой общероссийской программе.
 
СПРАВКА
Галина ДАВЛЕТБАЕВА:

– заведующая детским садом №32 “Снегирек”
– педагогический стаж – 35 лет
– стаж работы руководителем учреждения – 14 лет
– председатель экзаменационной комиссии Норильского педагогического колледжа
 
ЦИФРЫ
Дополнительные группы появятся в 22 дошкольных учреждениях:
13 – в Центральном районе,
7 – в Талнахе,
2 – в Кайеркане.
На эти цели в бюджете города зарезервировано более 40 млн рублей.
 
ЦИТАТА
Галина Давлетбаева: “Родители в новой системе должны быть не за воспитателем, а рядом с ним – и не просто включаться, но и частично вести образовательный процесс”.
 
ЦИТАТА
Галина Давлетбаева: “Разве правильным было бы исключить из общего процесса ребят, чьи физические возможности ограниченны, а одаренность поистине уникальна?”
 
Беседовала Елена МУЖАЙЛОВА
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск