Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
«Легендарный» матч Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Сердце на капремонте
ПРОМПЛОЩАДКА
19 мая 2016 года, 15:08
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Мария ГРИГОРЬЕВА
Скиповой подъем рудника “Октябрьский” хочется сравнить с сердцем. И днем и ночью мощный механизм раскачивает скипы, которые доставляют тысячи тонн руды из недр земли на-гора. И лишь раз в десятилетие это сердце останавливают на целый месяц для действительно грандиозного ремонта. “Заполярный вестник” присутствовал на самом зрелищном этапе этой работы.
Конечно же, как и на всем руднике, оборудование скипового подъема останавливается на текущий ремонт каждый день с 10 до 15 часов. Однако замену скипа производят всего раз в десять лет. А на СС-2 в силу ряда причин старые скипы провисели целых 13. На основные работы отведено всего 17 дней, остальное время уходит на сопутствующие: замену головных и уравновешивающих канатов. Как нам рассказал Юрий Ксенофонтов, начальник участка скипового подъема №2 (УСП-2) рудника, раньше в этот перечень входила еще и подготовка самого скипа. Его нужно было адаптировать к местным условиям работы, сделать дополнительное усиление. Однако недавно на рудник приехал представитель завода “Гормаш”, который уже много лет производит скипы для “Октябрьского”.
– Мы ему предоставили свои чертежи, рекомендации. Завод наши пожелания принял и изготовил скип с их учетом, – рассказывает Юрий.
Так, благодаря диалогу между предприятиями удалось сократить общее время ремонта.
Принцип качелей
Как нам объяснил Юрий Ксенофонтов, в стволе находятся два скипа. Они двигаются по принципу качелей. Сверху они соединены четырьмя подъемными канатами, которые перемещает вверх и вниз мощный подъемный механизм. А снизу – двумя уравновешивающими, их еще кратко называют РТК (резинотросовый канат). Благодаря этой системе скипы помогают подъемной машине выполнять свою работу: когда северо-западный опускается вниз, северо-восточный взмывает вверх, и наоборот. Если бы не такая конструкция, привод подъемника пришлось бы ставить в три раза мощнее. К слову, подъемная машина рудника ни разу не менялась с 1982 года, когда была установлена, такой вот надежный механизм. В этот раз его только почистят и покрасят.
Такую сложную систему не так-то просто разобрать, чтобы заменить главные ее части, а меняются оба сосуда одновременно.
Первый скип (в этот раз это был северо-восточный) поднимается на нулевую отметку, где происходит замена, соответственно, второй закрепляется внизу. Под первым устанавливают металлические балки, он подвешивается на 25-тонную лебедку, которая находится на улице, а канаты отсоединяются и фиксируются, чтобы не упали. После чего вытаскивают старый скип, заводят новый на его место, снова подвешивают на канаты. Только потом скипы меняются местами, второй так же ставят на опоры, цепляют лебедкой. Теперь головные канаты можно снять. Когда новый скип займет свое место, повесят уже новые.
Свое дело знают
Как и больше десяти лет назад, ремонт в круглосуточном режиме осуществляли специалисты подземного ремонтно-монтажного участка (ПРМУ-2) треста “Норильскшахтсервис”. Четыре звена в три смены. Интересен тот факт, что заменой скипов, на которой мы присутствовали, занималось то же звено, что и десяток лет назад. Только вот многие его сотрудники с тех пор значительно “выросли” в должности, однако все равно были в самый ответственный момент на площадке, даже несмотря на выходной день.
Например, Олег Бровкин, тогда бы механиком подъема участка СС-1, 2 и участвовал непосредственно в работе, теперь же контролирует процесс.
В отличие от него, Александр Устинов, и. о. начальника участка ПРМУ-2, пошел на повышение совсем недавно, всего за два дня до этого, и ему наблюдать за процессом было гораздо сложнее, признался, что не раз хотелось подойти к рабочим, подсобить. Сам-то целых 20 лет занимался на монтажных работах, 16 из них – на этом же участке.
– Меня Андрей Прокушев, бывший мой начальник, предупреждал, что так и будет. Непривычно, конечно, что сегодня я выступаю в качестве контролирующего лица, несу ответственность за 50 человек. Потому и вышел в выходной, – сказал Александр. – Не успев втянуться, сразу попал на сложный ремонт, но Андрей Викторович учил хорошо, так что проблем быть не должно.
Андрей Прокушев тоже присутствовал на площадке. Несколько дней назад он перешел на должность главного технолога технического отдела треста “Норильск-шахтсервис”, передав кресло начальника участка Александру. В беседе с Олегом Бровкиным “пожаловался”, что никак не может привыкнуть к новой роли. Как так, уже второй день не звонят по ночам, не задают срочных производственных вопросов?
Юрию Ксенофонтову тоже нынешнее кресло в новинку. Не раз участвовал в замене как механик участка, а как начальник – впервые. Но он совсем не волнуется, говорит, что работа эта проводится не впервые, процесс налажен, каждый свое дело знает. На основной площадке рудника всего четыре ствола: два скиповых и два клетевых. Так что ремонт, хоть и редкий, для каждого отдельного подъема, для сотрудников рудника уже привычен, повторяется раз в несколько лет. Вот уже и на 2018-й запланирован на скиповом стволе №1.
Без ПДМ не обойтись
Процесс вывода из ствола старого скипа и установка нового как раз и есть самый зрелищный этап всей работы. Попасть в надшахтное здание скипового ствола №2 в этот день было непросто. И не только посторонним, которым на промышленный объект вход воспрещен всегда, но и сотрудникам предприятия. Чтобы вытащить скип из ствола, открывали ворота шлюзовой камеры, которая выравнивает давление, ведь ствол тянет воздушный поток вниз, а примыкающее к нему помещение – на улицу. В результате образовался сквозняк, из-за которого очень трудно открыть двери в здание. Когда ворота шлюзовой камеры закрыты, такого быть не должно.
Не так уж часто здесь можно увидеть и погрузочно-доставочную машину. В этом ремонте без нее никак не обойтись. Когда скип уже был подцеплен на лебедку, за нижнюю часть его подсоединили стропами к ковшу ПДМ. Машина постепенно вытягивала сосуд из ствола, а лебедка тем временем постепенно опускала его на землю. Место в надшахтном здании ограничено, поэтому процесс этот весьма непростой. Стропы приходилось менять аж три раза, с длинных на средние, а затем и на самые короткие.
Как нам рассказал Олег Бровкин, главный инженер по эксплуатации и управлению производственными фондами рудника, самый кропотливый этап – вытянуть скип через сечение ворот. Зазор между ним и воротами всего несколько сантиметров.
Большое значение имеет синхронность работы ПДМ и лебедки, связь с которой всегда поддерживает по рации горный мастер. А погрузочно-доставочной машине команды обычно отдает либо звеньевой, либо бригадир.
– Начальник участка здесь только осуществляет общий контроль. Следит, чтобы работы велись безопасно и в соответствии с технологией. А бригадир отдает команды, решает, кому где встать и какую работу выполнять. Он лучше знает коллектив, кто на что способен, – объяснил Олег Валериевич.
Когда скип наконец оказался на земле, его развернули 20-тонным краном и уже затем вытащили на улицу. Позже его отправили на переплавку на механический завод. Таковы правила компании.
А новый скип так же затащили в надшахтное здание с помощью ПДМ, лебедкой затянули в ствол. Процесс практически зеркальный, но более сложный, так как новое оборудование требует более бережного обращения: ни в коем случае не повредить, не деформировать! Ему еще предстоит непростая десятилетняя вахта…
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск