Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
С мечом в руках Далее
Экстрим по душе Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Не теряют актуальности
РЕМОНТЫ
8 июня 2017 года, 14:43
Фото: Ростислав ЗОЛОТАРЕВ
Текст: Татьяна РЫЧКОВА
Если стоять лицом к АБК рудника “Октябрьский”, то слева и справа от него можно увидеть высокие светло-серые копры 1-го и 2-го скиповых стволов. Внутри этих застывших, как стелы, надшахтных зданий, равно как и под ними, на глубине километра, всегда есть движение. Тот, что  слева, с надписью наверху “Слава труду!”, – копер СС-1. “ЗВ” побывал внутри этого ствола.
Именно подземные коридоры “Октябрьского” сравнивают по протяженности с московским метро. Именно здесь перебывали десятки именитых персон – гостей Норильска, и сегодня на полочках в раздевалке можно увидеть аккуратно завернутые в целлофан комплекты для спуска под землю с надписями “Каргинов”, “Потанин” и другие.
Именно копер СС-1 является самым высоким промышленным зданием в НПР, дополняет наш проводник в подземную часть этого сооружения главный механик рудника Георгий Доев.  Что касается глубины самого ствола – узкого подземного колодца, от которого нарезаны горизонты, на коих идет добыча руды, то она составляет 1072 метра. Нам предстоит спуститься на отметку минус 906.
Просто так туда, конечно, не пускают. К разрешению руководства, спецодежде, каскам, фонарям и самоспасателям прилагается инструктаж по ТБ. Сегодня это кино про то, как вести себя под землей, чтобы не попасть в какую-нибудь неприятную историю. Главный герой этого ролика  – заместитель главного инженера рудника “Маяк” (еще недавно он работал на “Таймырском”) Сергей Гнедько.  Несколько лет назад на сцене Дворца культуры и, соответственно, на страницах “ЗВ” Сергей Васильевич блистал в роли Деда Мороза в веселом проекте “Мой любимый Дед Мороз”. Актерские таланты пригодились и для серьезной роли. Глядя на экран, можно уяснить, как срывать крышку самоспасателя, как правильно подниматься в подземный автобус и как остановить в темном подземном коридоре пэдээмку (круговыми движениями фонаря).
Личный пример руководства –  очень современная тенденция в сфере охраны труда.
Что дозируете?
Рудник “Октябрьский” вскрыт одиннадцатью вертикальными стволами. На основной площадке четыре из них: клетевые КС-1, КС-2, предназначенные для подачи свежего воздуха, спуска-подъема людей, материалов, оборудования, взрывчатых материалов, и грузовые СС-1 и СС-2 для подъема руды и породы. Вместе с Георгием Доевым и начальником СС-1 Андреем Комаровым мы спускаемся под землю по КС-2 в недавно отремонтированной клети. Стволы “Октябрьского” построены еще в конце 70-х – первой половине 80-х годов прошлого века. Постоянная эксплуатация и коррозия металла требуют периодически  производить замену или капитальный ремонт оборудования, поясняет по дороге главный механик. Это серьезная работа, и советский слоган “Слава труду!” не теряет своей актуальности.
Вот мы и  на горизонте минус  906 метров, направляемся к  дозаторной камере тракта выдачи руды СС-1 “Север”, где силами подрядчиков –  треста “Норильскшахтсервис”, полностью завершен монтаж бункера-дозатора.
На короткий вопрос “Что дозируете?” главный механик  отвечает тоже коротко: “Руду”. Делают это для того, чтобы не перегрузить скипы, которые поднимают сырье наверх.  Внутри бункера установят гамма-источник, поясняет Андрей Комаров, он будет отсекать верхний уровень в автоматическом режиме. Данные о загрузке емкости с помощью датчиков будут выводиться на пульт управления дозаторщиков.
Бункер – емкость на 14 кубов,  запрятанная под бетоном. Пробирались мы до него пригнувшись по тесному коридорчику сбоку от ремонтируемого конвейера. Как доставлялся на место большой дозатор? В виде сегментов, поясняют главный механик и начальник СС-1. Потом его собрали на месте болтами.  Подрядчики до основания разобрали всю конструкцию. На месте новенького дозатора еще недавно зиял голый уступ глубиной 21 метр, куда поставили новые закладные балки, на них уже монтировали металлоконструкции.  
Бетонный пол, на котором мы стоим,  тоже новенький, заменили и прогнившие швеллеры, за них крепятся стойки 35-метрового конвейера. Конвейер – опасный движущийся объект – должен быть устойчивым. Руда на него будет поступать с центрального рудоспуска с вышележащих 700-го и 850-го горизонтов и доставляться в бункер-дозатор.
При нас ребята из ПРМУ-8 “Норильскшахтсервиса” во главе с мастером по имени Алмаз заканчивают монтаж столов ленточного конвейера. Хоть ремонт тракта выдачи руды “Север” и выполнен на 70–80%, кое-что еще осталось:  поставить ограждения и датчики на конвейер, положить сюда и склеить транспортерную ленту, разобраться с  освещением, получить с механического завода еще один скип (для него изготавливают новый кузов) и установить его, поменять головные и три направляющих каната.
Почему пластинчатый?
Вместе с главным механиком и начальником СС-1 с отметки минус 906 мы перемещаемся к основанию копра на отметку минус 4,5. Здесь находится еще один из объектов ремонта – пластинчатый питатель, глубина которого 8 метров, объем – 14 кубов.  
Почему пластинчатый? Потому что составлен из пластин. Почему питатель? Потому что питает горной массой (поступающей с глубоких горизонтов) конвейер, который транспортирует руду уже на поверхность.
– Сюда поднимается вся горная масса с 906-го горизонта, – показывает Андрей Комаров. – Она высыпается в пластинчатый питатель, который крутится, как гусеница на танке или тракторе, и горная масса выпускается через это окно. Но мы его еще не сделали.
Вместе с начальником СС-1 мы взбираемся по лесенке и заглядываем в смотровое окно. Надо же уяснить, из какой горловины руда высыпается и в какой приемный бункер падает. Сейчас, во время ремонта, конечно, ничего не падает. А во время работы питателя безопасность людей обеспечивает специальная заслонка – шибер.  
–  При подаче сжатого воздуха она задвигается, то есть мы полностью перекрываем устье, чтобы безопасно было людям работать при ремонтах около этого питателя, – поясняет начальник СС-1.
Главные действующие лица на этом участке – опять же монтажники “Норильскшахтсервиса” – ребята в спецодежде заслуженного вида, при  страховочных поясах. Их положено надевать и при работе на относительно небольших высотах. В данный момент монтажники обвязали тросом и тащат наверх тяжелую металлическую крышку, которая скрепит два борта питателя.  Здесь уже практически полностью отремонтирован ленточный конвейер, на нем поменяли приводную  звездочку, стойки, рамы, ограждения, борта. При активной помощи механического завода. Наверху питатель  забетонировали по-новой, рассказывает Андрей Комаров.
Капитальный ремонт этого тракта выдачи руды начался в середине февраля. По графику работы должны завершиться 30 июня. Такой ремонт в последний раз здесь делали в 2002 году. А полная  реконструкция всего тракта “Север” намечена на 2020-й.
Прощальный выдох в алкотестер (никто не спустится под землю и не выйдет оттуда, не пройдя такую проверку), и мы снова на поверхности. Пора снимать каски и самоспасатели. Эта серия закончилась. Продолжение следует.
 
ЦИФРЫ
Годовая мощность СС-1 по выдаче горной массы составляет 2,5 млн тонн.
В ходе капремонта комплекса СС-1 “Север” планируется замена и ремонт более 250 тонн оборудования и металлоконструкций на различных горизонтах. Завершение капитального ремонта и запуск в эксплуатацию тракта выдачи горной массы планируется к 1 июля. Стоимость работ составит более 50 млн рублей.
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск